УКР РУС  


 Головна > Публікації > Краса Православ’я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 57 відвідувачів

Теги
забобони українська християнська культура церква і суспільство 1020-річчя Хрещення Русі Католицька Церква молодь Голодомор Ющенко діаспора шляхи єднання конфлікти Археологія та реставрація церковна журналістика вибори Мазепа комуністи та Церква педагогіка Церква і влада Президент Віктор Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і політика монастирі та храми України Патріарх Алексій II Вселенський Патріархат Предстоятелі Помісних Церков милосердя Священний Синод УПЦ УПЦ КП Церква і медицина УГКЦ розкол в Україні церква та політика постать у Церкві Києво-Печерська Лавра Приїзд Патріарха Кирила в Україну автокефалія краєзнавство Доброчинність іконопис секти






Рейтинг@Mail.ru






К 10-летию освящения возрожденного Свято-Покровского храма урочища «Орлов кут»

  26 листопада 2008


Диакон Георгий Скубак

«В тихом и сладостном пристанище»

Величественный белокаменный храм с голубыми куполами в честь Покрова Божьей Матери древнего поселка Орловщина 1-го Новомосковского благочиния был построен в конце 90-х годов ХХ столетия вместо разрушенной в богоборческие времена деревянной церкви. Канувший в вечность храм, как и сам поселок, имеют богатое историческое прошлое.

«Основание слободы Орловщина восходит к тем блаженным временам, когда к монастырям, как к тихому некоему и сладостному пристанищу, прибегали не только бездомные, безродные и бескровные, но и люди семейные и имущие, и когда в монастырях и при монастырях, в простоте сердца, в незлобии и смирении духа, без хитростей и лукавства, все прибегавшие действительно обретали не только полную душевную усладу, но и внешнее довольство и видимый покой». Такими красноречивыми словами начинал свое историческое исследование древнего селения Орловщина Екатеринославский епископ Феодосий (Макаревский) в своем капитальном и очень ценном для нашего времени труде «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии. Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия».

Нынешнее поселение Орловщина, как и предшествующая ей одноименная слобода, берет свое начало со знаменитого урочища «Орлов кут», которое располагалось в обширных угодьях Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря. Эта местность со своей пасекой, садами и приютом для всех паломников, странников и скитальцев известна была еще с 1675 года. «Орлов кут» был своеобразной гостиницей Самарского монастыря, где пилигримы, которые долгое время проживали в нем, могли реализовать себя в социальной деятельности - ухаживании за больными и ранеными казаками в монастырской больнице, а также прислуживании престарелым монахам. В самом названии этого поселения скрывалась его глубокая сущность - любой человек, который нуждался в приюте, мог спокойно найти себе угол для проживания, но... с одним условием. Согласно приказу Кошевого атамана все приходящие сверх занятий по хозяйству и земледелию в обязательном порядке должны были ухаживать за больными и ранеными казаками. Благодаря такой деятельности уже около 1740 года в Орловщине было организовано нечто похожее на современные общины братьев и сестер милосердия.

 

«Особая церковь»

Жители Орловщины духовно окормлялись в Самарском Свято-Николаевском Пустынном мужском монастыре, к насельникам которого они обращались за удовлетворением своих религиозных нужд и потребностей. В непогоду, в период ненастий, а также во времена наводнений и весеннего разлива, когда не представлялось возможным добраться до обители, монахи сами поселялись на определенное время в Орловщине, чтобы не оставить народ Божий без духовного попечительства.

Увеличение населения в слободе и ближайших поселениях заставило в 1780 году настоятеля Самарского монастыря иеромонаха Феофана задуматься об устроении собственного прихода в Орловщине. Было решено для слобожан основать за монастырский счет «особую церковь» в честь Покрова Божьей Матери. Благое намерение поддержал Азовский губернатор Чертков, который обратился с ходатайством к правящему архиерею архиепископу Славянскому и Херсонскому Никифору (Феотоки). В декабре 1780 года Славянская духовная консистория выдала разрешение на устройство деревянного Свято-Покровского храма на монастырские средства.

Работы по возведению храма велись быстрыми темпами. 16 апреля 1781 года иеромонах Амфилохий из Екатеринославского духовного правления освятил место под строительство и заложил в основание первый камень «по подобию прочих святых Греко-российских церквей». Менее чем через год, 19 февраля 1782 года, Екатеринославское духовное правление предоставило рапорт преосвященному Никифору об окончании строительства храма в монастырской слободе Орловщина. 3 ноября того же, 1782, года правящий архиерей выдал святительскую грамоту и антиминс, а 14 ноября екатеринославский протопоп Алексеей Хандалеев «освятил новоустроенную в Орловщине церковь и открыл в ней богослужения и священнодействия». Таким образом, менее двух лет понадобилось монастырской братии и жителям поселения для возведения в родной слободе Свято-Покровского храма.

 

По страницам исторических документов

Знакомясь с генезисом и развитием Орловщины на страницах исследований можно найти очень интересный исторический факт. Оказывается, задолго до открытия храма в поселок в начале 1770 года из Запорожской Сечи была переведена школа вокальной музыки и церковного пения. Кош это сделал с одной целью - чтобы среди Запорожья, в центре семейного казачества, поднять и возвысить церковное чтение и пение, практически научить молодое поколение казаков церковному пению, а также воспитать в них образованных чтецов и певцов для всех вновь открываемых храмов и приходов Запорожского края. Историки даже предполагают, что главным действующим лицом в этой своеобразной регентской школе был любимец последнего кошевого атамана Петра Калнышевского знаменитый дьячок Михаил Кафизма, который за удивительные клиросные способности был переведен из Свято-Покровской церкви Переяслава в Елисаветград и определен на певческую должность в качестве капельмейстера.

Также Орловщина знаменита еще одной легендарной личностью - премьер-майором князем Шахматовым, который проживал в ней в 1780 году. Обладая значительными средствами, он не только помогал всем вышедшим из Крыма христианам разных наций, но также много благотворил монашествующей братии Самарского монастыря и бедным жителям поселения.

Согласно «Справочнику Екатеринославской епархии за 1908 год», в 1837 году деревянный однопрестольный храм в честь Покрова Божьей Матери был перенесен на другое место. К началу XX века при общине действовали Церковно-приходская школа (98 мальчиков и 12 девочек) и Школа грамоты (18 мальчиков и 7 девочек).

В 60-е годы ХХ века Свято-Покровская церковь, как и многие другие храмы Днепропетровской области, была разрушена. Возрождение началось в 1992 году - храм строился на народные средства по проекту архитектора В.Г. Филатова. Духовным куратором строительства был настоятель Свято-Троицкого собора города Новомосковска протоиерей Владимир Цешковский.

Торжественное освящение и открытие возрожденного Свято-Покровского храма состоялось 31 октября 1998 года. Архиепископ Днепропетровский и Павлоградский Ириней возглавил в тот знаменательный день чин освящения и первую Божественную литургию.

В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Николай Дмитриев. Благодаря его трудам при храме организована воскресная школа и приходская библиотека. Община храма взяла попечительство над интернатной группой сирот, проживающих в детском комбинате «Рябинушка», духовно окормляет санаторий «Новомосковский» и неполную среднюю школу в родном селе.

Храм знаменит особо чтимыми древними иконами: Покрова Божьей Матери, написанной на Афоне, и святителя Николая, подаренной первым настоятелем храма протоиереем Романом Цешковским в нижний (зимний) Свято-Николаевский предел.