УКР РУС  


 Головна > Публікації > Слово пастиря  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 60 відвідувачів

Теги
церква та політика розкол в Україні УПЦ КП Церква і політика УГКЦ Мазепа Ющенко 1020-річчя Хрещення Русі Митрополит Володимир (Сабодан) Голодомор іконопис молодь Церква і медицина секти українська християнська культура краєзнавство Приїзд Патріарха Кирила в Україну педагогіка церковна журналістика Археологія та реставрація Католицька Церква монастирі та храми України Доброчинність Предстоятелі Помісних Церков постать у Церкві забобони комуністи та Церква вибори Вселенський Патріархат автокефалія Священний Синод УПЦ церква і суспільство Церква і влада конфлікти милосердя Патріарх Алексій II Києво-Печерська Лавра Президент Віктор Ющенко шляхи єднання діаспора






Рейтинг@Mail.ru






«Раз в Крещенский вечерок…»

  30 січня 2009


Протоиерей Александр Немчинов
На исходе «перестройки», когда пустели прилавки магазинов, а очереди росли, и в каждом дворе «приземлялся НЛО», деятели отечественной культуры уверенно осваивали новые культурологические пространства. Разумеется, религиозная тематика была для них в ту пору предметом пристального интереса. Вот только беда в том, что частенько о самых священных предметах говорили люди традиционного советского образования и воспитания, т.е. не имеющие достаточного (а чаще никакого) представления о том, что говорят.

Вспоминается одна детская телепередача не то в конце 1980-х, не то в начале 1990-х, в которой молоденькая ведущая рассказывала детям о празднике Рождества Христова и о святках. Вкратце изложив Евангельский сюжет Рождества, она поведала о традиции Рождественской елки. Затем вошла в храм, поставила свечку, неуклюже перекрестилась и после этого, выйдя из храма, как-то по-особому таинственно и торжественно произнесла: «Но, конечно же, самое главное на Рождество - это гадания»... Ну, а дальше, разумеется, начался весьма обстоятельный урок святочных гаданий для девочек, с подробными техническими инструкциями этого «благочестивого занятия».

Прошли годы, выросли супер- и гипермаркеты, но, увы, мало что поменялось в представлении масс о религии и духовной жизни. Интерес к религиозной тематике за эти годы значительно ослабел, но та путаница, каша и неразбериха, которую наши горе-культурологи так усердно насаждали в годы «перестройки» в головах людей так и осталась.

Нынешнее время совершенно иное...

Оно рационально-коммерческое, в нем нет места наивно-глуповатой романтике «перестройки». Информация в СМИ - это товар, и именно спрос на него, как известно, рождает предложение. И если телевидение, пресса, книжный рынок по-прежнему преподносят нам безграмотно состряпанную религиозную мешанину, то, значит, именно она и пользуется наибольшим спросом.

Конечно же, есть много людей богословски, религиоведчески, философски просвещенных, способных мыслить и рассуждать свободно и интересно. Но подавляющее большинство, увы, приемлет лишь эту дешевую подделку, не видя грани между ней и церковностью.

Таким образом, в сознание членов Церкви проникает совершенно чуждый Христианству, паразитирующий языческий элемент. К сожалению, для нашей Церкви это явление не новое, имеющее свои исторические корни. Дело в том, что в своей миссионерской деятельности Церковь всегда проявляет глубокую мудрость. Просвещая народы с Крестом и Евангелием,

богомудрые миссионеры прекрасно понимали, что к местным порядкам, обычаям, традициям нужно относиться почтительно. В противном случае проповедь закончится, не начавшись. А национальных традиций НЕрелигиозного (т.е. не языческого) происхождения попросту нет. Здесь перед Церковью стоит задача: отобрать лучшие из них, переосмыслить, наполнить их новым Христианским содержанием. В результате, многое в язычестве (в том числе и славянском) с пришествием Христианства не умирает, а преображается, обретает новую жизнь.

Так, например, в обновленном значении были восприняты Церковью, т.е. ВОЦЕРКОВЛЕНЫ сугубо языческие понятия: масляница, радоница, колядки и многие другие.

Но далеко не все из языческого мира допустимо было принести в дар Богомладенцу

 Разумеется, не могло быть и речи о воцерковлении одной из самых низменных сторон язычества: магизма. Многие могут возразить: «Ну, почему  же нельзя, какая разница, как и в кого человек верит, какие традиции он наследует, лишь бы человек был хороший».

С последним трудно не согласиться, но ведь именно предмет веры и формирует саму сущность человеческой природы.

-Что такое магизм?

-Это вторжение в запредельный духовный мир с целью манипулировать им.

-А что такое гадание?

-Это одна из форм магизма, попытка взаимодействия с невидимыми и неведомыми (т.е. демоническими) силами с целью увидеть будущее, сокрытое от человека его же блага ради. Главной побудительной причиной в этих случаях является эгоизм: «Мне нужно, чтобы это было так, потому что Я этого хочу». А когда «Я» (эго) становится самоцелью, в человеке развивается болезненное воспаленное себялюбие, которое в конечном итоге приводит к деградации и распаду личности. Так что не получится «быть хорошим человеком», занимаясь магией и гаданием. И несоединимо с духовной жизнью Церкви это занятие никоим образом.

«Святочные» гадания - это древний славянский языческий обычай

В течение 12 дней произносились заклинания и гадания на предстоящий год. Это сопровождалось «игрищами», «гульбищами», хождением и колядованием ряженых. Поскольку этот период «коляд» по времени совпадал с Христианскими праздниками Рождества, Обрезания и Крещения, то, конечно же, Церковь приложила максимум усилий для того, чтобы в это праздничное время переключить внимание народа на совершенно иное содержание, сохраняя традиционный праздничный дух. Так, хождение ряженых стало хождением с Вифлеемской звездой и Вертепом, тексты колядок вобрали в себя не только пожелания хорошего урожая и всяческих успехов, но самое главное - тайну Боговоплощения.

Здесь опять-таки следует отделить людей, для которых вера Христова стала сущностью и содержанием жизни, от подавляющей массы конформистов, обывателей, которые вовлекаются в общее движение и далее, что называется, «плывут по течению». Если для первых совершенно немыслимо смешивать Евангельскую веру с язычеством, то вторые в силу, прежде всего, своей инертности и духовной неразборчивости способны соединить в своей душе и сознании совершенно несоединимые вещи.

Вот из этой-то неразборчивости и рождается порочное и уродливое явление нашей жизни: ДВОЕВЕРИЕ, пародия на духовную жизнь. Таким образом, вера во Христа не вытеснила язычества полностью, а у многих соединилась с верой в кикимору, домового или лешего. А по-детски искренняя молитва перед иконами с зажженными лампадами и курящимся фимиамом легко соединилась с гаданиями в единственном месте, где не принято вешать иконы: в бане. Вот и сложилось в сознании народа предубеждение, что иконостас - это место общения с Богом, а баня (помимо ее прямого предназначения) - это место общения с дьявольскими силами. Это двоеверие охватило, прежде всего, крестьянство, хотя было не чуждо и аристократии. И, несмотря на многочисленные запреты святых соборов (в частности, Поместных соборов Русской Православной Церкви), отношение к «святочным» гаданиям на Руси выработалось в целом снисходительное, как бы полусерьезное. Не придали должного значения тому, что гадания, одна из форм сатанинского культа, растлевающее и разлагающее личностную природу человека, стало неотъемлемой частью священного периода святок. Вспомним, например, гадание Татьяны Лариной, одной из любимых героинь А.С.Пушкина, или известное стихотворение В.А.Жуковского исполненное умиления:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали...

Нисколько не умаляя гения упомянутых русских поэтов, отметим лишь, что в их искусстве, как в зеркале, отразилась и эта грань жизни русского народа.

Шло время, наступили годы лихолетья, время революционных стрессов...

Уничтожались многовековые этнокультурные, духовные и религиозные ценности. Но суеверие, гадание, ворожба и прочее мракобесие оказались на удивление живучими. Когда же годы строительства «светлого будущего человечества» ушли в прошлое, и Церкви, религиям дали «зеленый свет», стало очевидным, что сформировался психотип советского обывателя, который, чаще всего, не способен принять духовно-религиозный опыт. В то же время, некоторые церковные праздники признаются на государственном уровне. Ну, а праздники наш человек всегда любил. Какая разница, не 7 ноября и не 1 мая, так Рождество и Пасха, а можно и то и другое вместе взятое.

Что же большинство нашего населения может увидеть и принять в праздновании святочных дней? - Массовые гульбища, застолье, развлечения и...гадания.

Такой вот горький парадок: празднование Рождения в мир  Богомладенца для большинства является не Бого, а прямо-таки бесо-общением. Но важно помнить, что общество состоит из людей. Исправить что-либо мы можем не в ком-то, а только каждый сам в себе. И лишь от нас зависит, будем ли мы причастны к безликой и неразборчивой толпе или всем сердцем, всей душой возрадуемся о Родившемся Богомладенце...

За предоставленную публикацию благодарим редакцию журнала "Самарянка" - первого и единственного в Украине православного издания для женщин (Днепропетровская епархия)

Автор: Протоиерей Александр Немчинов