УКР РУС  


 Головна > Публікації > Інтерв'ю  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 98 відвідувачів

Теги
українська християнська культура Доброчинність УПЦ КП забобони Голодомор молодь комуністи та Церква педагогіка Католицька Церква Патріарх Алексій II Митрополит Володимир (Сабодан) Мазепа Приїзд Патріарха Кирила в Україну Археологія та реставрація краєзнавство милосердя конфлікти церква і суспільство Священний Синод УПЦ постать у Церкві 1020-річчя Хрещення Русі УГКЦ Церква і влада церковна журналістика Президент Віктор Ющенко шляхи єднання вибори монастирі та храми України Києво-Печерська Лавра Вселенський Патріархат церква та політика діаспора Предстоятелі Помісних Церков автокефалія розкол в Україні Церква і політика секти Ющенко Церква і медицина іконопис






Рейтинг@Mail.ru






Протоиерей Иоанн Ярема: «Священник должен интуитивно ощущать тот образ жизни, которым живет воинская часть»

  13 травня 2009



В дни, когда наша страна чествует ветеранов Великой Отечественной войны и поминает погибших «за други своя» воинов, предлагаем вниманию читателей интервью с протоиереем Иоанном Яремой из Чернигова. Отец Иоанн окормляет в Черниговской епархии воинские части и отвечает за взаимодействие с Вооруженными силами на местном уровне.
 

О том, что изменилось за последние годы в отношениях духовенства и военного командования, подходят ли командиры под благословение или пожимают священнику руку, что необходимо знать священнослужителю, переступающему порог воинской части, а что «оставлять на КПП» - об этом и многом другом рассказывает отец Иоанн.

«Военные - это люди, которые понимают то, о чем ты говоришь, буквально. Поэтому вести беседу нужно не философски отвлеченно, а реально применимо к их жизни»

- Отец Иоанн, по благословению архиепископа Амвросия Вы часто взаимодействуете с Вооруженными силами в Черниговской епархии. Скажите, изменилось ли у военных отношение к священникам за последнее время? Ведь еще лет 10-15 назад офицеры не знали, что делать: пожимать священнику руку, отдавать честь или брать благословение?

- Дело в том, что опыт моего общения с вооруженными силами приблизительно 12 лет. Сначала помогал своему тестю, протоиерею Иоанну Фесику, который, по благословению митрополита Антония, нес послушание в области взаимодействия с воинскими формированиями. Постепенно это стало моей обязанностью и уже по благословению владыки Амвросия я исполняю такое послушание, как кураторство в воинских частях.

За это время сменилось поколение офицеров, то есть те, кто тогда был молодым лейтенантом, сейчас занимают руководящие должности. И сейчас священника встречают как желанного гостя, на него возлагают определенные надежды, потому что его присутствие предполагает наличие ответственности и исполнения, скажем так, определенного кодекса чести среди офицеров. И когда родители солдат видят, что священник принимает участие в жизни воинской части, это увеличивает степень доверия к самой воинской части как к таковой.

Сами офицеры, в отличие от солдат, которые пришли и ушли, имеют возможность общаться со священником из года в год, и это дает возможность сформировать более глубокие, личностные отношения, когда люди обращаются к священнику уже не только как военнослужащие, но и как прихожане. Поэтому, если при встрече офицеры и подают мне руку, то это не официальное приветствие, а, скорее, дружеское.

- Какие задачи сегодня стоят перед священником в армии?

- Я думаю, что самая первая задача - это быть миротворцем, миролюбивым, постараться стать носителем любви и мира. Требовательности, строгости и уставного положения у них хватает и так. А священник, это такой человек, который, не нарушая устава, привычного ритма жизни части, приносит особое состояние вдохновения. Когда он может поговорить доверительно с офицерами, солдатами, когда эти отношения строятся не первый год, то военнослужащие приходят на богослужение и обращаются к священнику, как к своему, близкому им человеку. То есть простое священническое служение - это основное, что он может привнести в армию.

- Отец Иоанн, Вы некоторое время вели лекции по христианской этике в школе милиции. Расскажите, пожалуйста, об этом предмете, а также об отношении к нему самих студентов и преподавателей.

- На сегодняшний день школа милиции находится в ведомстве госдепартамента по исполнению наказаний. Нужно сказать, что и сейчас в школе проходят встречи со священником, читаются лекции. Самое важное, чтобы эти лекции были в помощь самим курсантам, чтобы они давали им знание, как с точки зрения православного богословия человек может воспитать себя перед Богом, сформировать как человека. И научиться видеть себя перед Богом. Потому что было бы не правильно учить их, как поступать с другими, не научив их ответственности за себя. Поэтому все лекции, на которых мы встречаемся, направлены в первую очередь на то, как себя создать. Как в Евангелии написано: «Идите, и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28,19). Если они сами будут знать христианский путь воспитания, путь жизни, то эти знания подскажут им, как относиться к другим людям.

- Какими специфическими знаниями должен обладать священник для полноценного общения с военными?

- Во-первых, священник должен очень хорошо знать все воинские звания, элементарные воинские обращения, и, конечно, понимать воинский устав. Как в старинной пословице говорится, «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», так и здесь, когда священник входит в воинскую часть, он должен очень хорошо знать и понимать все отношения, как в среде офицеров, так и между командованием и солдатами. Это необходимо для того, чтобы не стать причиной недоразумений, смущений, невзаимопонимания. И, конечно, нужно знать, что перед тобой люди, которые часто понимают то, о чем ты говоришь, буквально, поэтому вести беседу нужно не как-то философски отвлеченно, а более естественно и реально применимо к той жизни, в которой они сейчас живут. Нужно, чтобы священник умел интуитивно ощущать тот образ жизни, которым живет воинская часть.

«Результат служения священника в армии заметен уже тогда, когда командиры в личном общении приводят друг другу слова из воскресной проповеди...»

- С вашей точки зрения то, что между Церковью и армией на сегодняшний день существует диалог, положительно сказывается на наших войсках? Заметны результаты общения?

- Однозначно положительно. Результат заметен уже тогда, когда командиры в личном общении и отношениях друг с другом вспоминают и приводят слова священника из проповеди, или притчи. Или приводят примеры из тех православных фильмов, которые мы просматриваем с ними вместе. Это уже очень большой плюс, ведь очень часто бывает так, когда особенно молодые командиры просто не знают, с кого брать пример или по какому этическому принципу служить и следовать. И общехристианский принцип отношений друг с другом, конечно, во многом становится фундаментом для формирования их внутренних убеждений.

Кроме того, священник должен помнить, что многие солдаты принадлежат к разным конфессиям, и ни в коем случае своими словами, действиями, призывами он не должен вызывать у них какое-либо внутреннее противостояние. Он может только миролюбиво призывать исполнять те христианские ценности, которые важны по Евангелию, по жизни. Проповедовать тот православный принцип терпимости, который написан в Евангелии.

- Бывали ли случаи, когда приходилось крестить новообращенных солдат?

- В моей практике таких случаев не было.

- Есть ли среди служащих постоянные прихожане, община военных на территории части, которые нуждаются в регулярной исповеди, причастии?

- Поскольку наша часть находится непосредственно в городе, то даже те военные, которые живут в части, имеют возможность посещать храмы. А офицеры очень часто приходят на службу, исповедуются, причащаются, и не только сами, а семьями. Детей приводят, принимают активное участие в жизни Церкви как прихожане.

- Церковь делает шаг на встречу Вооруженным силам, а со стороны военных есть ответная заинтересованность? Или все держится на инициативе отдельных людей?

- Добрая инициатива, исходящая от людей, обязательно будет иметь продолжение. Сменяются командиры, обновляется офицерский состав, но хорошие традиции поддерживаются и даже инициируются какие-то новые положительные моменты в отношениях. Приходят офицеры из других частей и, узнав о сложившихся традициях, предлагают свою помощь в проведении мероприятий, праздников, свои новые идеи и участие.

- Приходится ли священнику, помимо выполнения своих прямых обязанностей, оказывать солдатам психологическую помощь?

- В нашем постатеистическом обществе и в это сложное время очень часто возникает необходимость в психологической помощи человеку. И, собственно говоря, священник, как духовник, всегда был человеком, перед которым можно не только высказаться, но и посоветоваться с ним, а исповедуясь, облегчить свое внутренне состояние и разобраться в существующих проблемах. Поэтому разделять священническое служение и психологическую помощь было бы неразумно: священническое служение уже вмещает в себя разные психологические аспекты.

- Участие священника в армейской жизни согласовывается с пожеланиями личного состава и решениями командования. Бывали ли случаи, когда по той или иной причине командование части отказывало верующим солдатам во встрече со священником?

- В моей практике никогда такого не было. Всегда командование шло на встречу. Даже тогда, когда солдат, не желая идти в караул или исполнять какой-либо наряд, просит отпустить его в храм на праздник, его всегда отпустят. Ну а потом, конечно назначат, если можно так выразиться, армейское послушание.

- Как в военной части проходят религиозные праздники?

- Когда наступает православный праздник, в первую очередь, всех верующих и желающих отпускают в увольнение, чтобы они посетили городские храмы. Великие праздники, такие как Рождество, Пасха, проходят с участием священника. Нет возможности всех отпустить в храм, зато есть возможность священнику приехать в часть всех поздравить, помолиться, окропить святой водой. На Рождество обязательными уже стали концерт воскресной школы и церковного хора с колядками и вертепом. На Пасху -освящение куличей. Вы знаете, многие солдаты у себя дома так часто не встречались со священником и не были к нему на столько близки, насколько они теперь имеют возможность увидеться и пообщаться с ним в части, услышать хор, увидеть те представления детей из воскресной школы.

- Вы часто бываете на принятии присяги военнослужащими. Расскажите, как это проходит? Раскройте аспект участия священника в этой церемонии....

- Принятие присяги - очень торжественный момент в жизни солдат, потому что после присяги призывник становится солдатом. С другой стороны, присяга - это клятвенное обещание перед страной, перед родными и близкими. С третьей стороны - это приезд родителей, которые своим присутствие поддерживают солдата. И присутствие священника, служащего краткий молебен, торжественное поздравительное слово, окропление святой водой - все это вдохновляет и поддерживает солдат, дает надежду родителям и является некоторым залогом успешного служения и упования на то, что раз священник благословляет, то Господь будет сопутствовать воинской службе.

«Межконфесиональные вопросы выносятся за территорию воинской части и через КПП они проходить не должны»

- На сегодняшний день существует множество тоталитарных сект, деструктивных культов, различных религиозных течений, представители которых есть и среди солдат. Проводят ли священники Черниговской епархии разъяснительные и духовные беседы с солдатами?

- Чаще всего, если молодой человек попадает в такую секту, в военкоматах при медосмотре специалисты замечают психологические отклонения, и таких парней просто не берут в армию. Обычно предоставляют возможность альтернативной службы. Потому что человеку, у которого, нарушено восприятие окружающего мира и людей, дать оружие в руки - это не просто преступление, а реальная опасность. С другой стороны, если в среде солдат бывают какие-либо знания или мнения относительно сект, то в беседе со священником они получают ответы на тревожащие их вопросы относительно взглядов на жизнь или отношения к религии.

- Как решается такой вопрос: присягу принимают военнослужащие разных конфессий, значит, теоретически в церемонии должны принимать участие священники и пасторы разных направлений. Как это происходит в Вашей практике?

- На сегодняшний день складывается такая ситуация, что в присяге участвуют практически все православные. И зачастую сами солдаты, и их родители не имеют, или имеют очень мало представления о межконфесиональном различии. Поэтому часто обычное присутствие священника, особенно если его знают и рекомендуют командиры, и родители и солдаты воспринимают положительно.

В самом служении священника в воинской части выбирается такое направление, которое бы не несло даже малейшей конфессиональной нетерпимости. Всегда нужно старается построить ответ, выступление, проповедь так, чтобы она призывала людей выполнять те нравственные принципы, в которых они должны быть едины. Они должны быть единым взводом, единым отделением, единой частью. А межконфесиональные вопросы выносятся за территорию воинской части и через КПП они проходить не должны.

Если же попадаются солдаты других вероисповеданий, в корне отличающихся от православного, то тогда, согласно концепции военного священника, он может найти в области представителя духовенства этого религиозного учения и дать возможность солдату побывать у него. Но в моей практике такого не было.

- Скажите, отец Иоанн, с каким наиболее часто задаваемым вопросом относительно темы Вооруженных сил вам приходится сталкиваться в своем служении?

- Очень часто молодые люди приходят и спрашивают: «Скажите, батюшка, христианские заповеди призывают нас к миролюбию и терпимости в обществе, и как это люди верующие шли на войну убивать? Как христианский взгляд на жизнь с этим согласуется?» Так вот, хочется сказать, что сам этот вопрос - провокационный и неправильный. Потому что люди шли на войну умирать, защищая свою веру, свое отечество, своих родных и близких. На войну убивать никто не шел. Убивать идут на охоту, когда охотятся на зверей. А когда люди идут на войну, они идут жертвовать своей жизнью, и здесь уместно привести слова Евангелия о том, что «нет больше той любви, если кто жизнь свою отдаст за други своя». Вот это то основание, которое понуждает человека оставить семью, детей, родных и близких, взять оружие в руки и идти на войну, для того чтобы умереть и защитить свое Отечество. А уже сами боевые действия, сам бой диктует свои отношения, свои правила. И не убивают тех, кто мирно ходит по дороге, убивают тех, кто идет с оружием убивать наших родных и близких.

И потому 9 мая во всех храмах Черниговской епархии, как и во всей Украинской Православной Церкви, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира совершались заупокойные богослужения по убиенных воинах, отдавших жизнь за мир в своей Отчизне.

Беседу вел священник Георгий Лобанов

   
Протоиерей Иоанн Ярема

Протоиерей Иоанн Ярема
Священник в армии: напутственное слово на церемонии принятия присяги

Священник в армии: напутственное слово на церемонии принятия присяги
Благословение воинов

Благословение воинов