УКР РУС  


 Головна > Публікації > Довідкові матеріали  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 198 відвідувачів

Теги
церква і суспільство Митрополит Володимир (Сабодан) церковна журналістика вибори забобони шляхи єднання церква та політика Президент Віктор Ющенко 1020-річчя Хрещення Русі милосердя Вселенський Патріархат українська християнська культура УПЦ КП комуністи та Церква секти педагогіка Патріарх Алексій II Церква і влада діаспора Доброчинність Ющенко постать у Церкві Католицька Церква краєзнавство Предстоятелі Помісних Церков конфлікти УГКЦ Києво-Печерська Лавра іконопис Церква і медицина Голодомор Приїзд Патріарха Кирила в Україну автокефалія монастирі та храми України Археологія та реставрація Церква і політика Мазепа молодь розкол в Україні Священний Синод УПЦ






Рейтинг@Mail.ru






Что такое cтавропигия?

  17 June 2009


Протоиерей Николай Баранов
В основу административного устройства Православной Церкви заложен территориальный принцип. Это означает, что православные христиане любой национальности, проживающие на одной территории, составляют один приход и находятся под руководством одного епископа. Основанием для этого служат слова апостола Павла о том, что во Христе "нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного" (Кол.3,11).

Такое устройство Церкви соотносится с политико-административным делением, с государственными и административными границами. Помимо очевидных удобств, этот принцип находит косвенное обоснование в самих канонах. Так, 38-е правило Трулльского Собора гласит: "Если царскою властью вновь устроен или впредь устроен будет град, то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел".

Однако территориальное начало в разграничении церковной юрисдикции допускает и исключения, которые по сути своей в известном смысле аналогичны понятию экстерриториальности в международном праве. Так, в древности главы одних поместных Церквей для поддержания постоянного общения с другими Церквами направляли к их митрополитам, экзархам или патриархам своих представителей - апокрисиариев. Монастыри, в которых пребывали апокрисиарии, находились в канонической власти той Церкви, которая их направила. Эти монастыри назывались метохами, или подворьями. В эпоху турецкого ига патриархи восточных Церквей учреждали свои подворья при других Церквах, особенно часто - в России, для сбора милостыни.

Другим отступлением от территориального начала в разграничении юрисдикции является право патриаршей ставропигии. Слово "ставропигия" происходит от греческих слов σταυρός (крест) и πήγνυμι (водружать). Водружение креста епископом при основании церкви или монастыря является символом их канонической зависимости от него. Право патриаршей ставропигии заключается в том, что патриарх может водрузить крест и при устроении монастыря или церкви вне пределов своей епархии, тем самым включив их в свою непосредственную юрисдикцию.

В византийскую эпоху Константинопольские патриархи подчиняли своей юрисдикции целые епископии, находящиеся в пределах митрополичьих областей. Такие епископии именовались автокефальными архиепископиями; под автокефальностью подразумевалась их независимость от местного митрополита.

Уникальным событием в истории Церкви было переселение Кипрской Церкви в Геллеспонт - на территорию Константинопольского Патриархата (северо-запад Малоазийского полуострова) - во время нашествия арабов в VII веке. Кипрская Церковь и в Геллеспонте сохранила свою автокефалию, что было подтверждено 39-м правилом Трулльского Собора.

А вот случаи учреждения патриархами монастырей в епископиях, как сообщает известный церковный историк профессор Василий Болотов, были нередки. В этих монастырях за богослужением возносили имя патриарха, а не местного епископа. Патриарху, который управляет такими монастырями через своих наместников, принадлежит право надзора за жизнью монастыря, право вершить суд по делам братии. Доктор церковной истории, профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин отмечает, что "ставропигиальным правом мог пользоваться всякий патриарх во всех епархиях своей области, а Константинопольский Патриарх - и вне своей области по всему Востоку". В России в синодальную эпоху (1700-1918 гг.) ставропигиальными называли монастыри, находившиеся в непосредственном ведении Синода, а не местных епархиальных архиереев. В XIX веке семь обителей в России числились ставропигиальными: Ново-Спасский, Симонов, Донской и Заиконоспасский монастыри в Москве, Ново-Иерусалимский в Московской епархии, Спасо-Яковлевский в Ростове Великом и Соловецкий на Севере.

В соответствии с ныне действующим Уставом Русской Православной Церкви, "Патриарх Московский и всея Руси является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями. Образование ставропигиальных монастырей и подворий в Московской епархии осуществляется по Указам Патриарха Московского и всея Руси. Образование ставропигий в пределах иных епархий осуществляется с согласия епархиального архиерея по решению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода".

Устав об управлении Украинской Православной Церкви утверждает, что "Митрополит Киевский и всея Украины является Священноархимандритом Киево-Печерской и Почаевской Лавр и ряда других монастырей Украинской Православной Церкви". Право утверждать ставропигию Устав относит к прерогативе Священного Синода и Предстоятеля УПЦ: "Монастыри провозглашаются ставропигиальными по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви во главе с Митрополитом Киевским и всея Украины с соблюдением канонической процедуры".

На территории Украины сегодня действует несколько ставропигиальных монастырей: Свято-Успенский Святогорский Зимненский женский монастырь (Владимир-Волынская епархия), Свято-Георгиевский Городницкий мужской монастырь (Житомирская), Свято-Рождества Богородицы Глинская пустынь, мужской монастырь (Конотопская), Свято-Троицкий Корецкий женский монастырь (Ровенская) и Свято-Троицкий женский монастырь (Тульчинская епархия).

"Церковна православна газета", №11 (237), червень 2009 року.
Підписний індекс: російською мовою - 96137, українською - 96145.
   
Свято-Успенский Святогорский Зимненский женский монастырь (Владимир-Волынская епархия)

Свято-Успенский Святогорский Зимненский женский монастырь (Владимир-Волынская епархия)
Свято-Рождества Богородицы Глинская пустынь, мужской монастырь (Конотопская епархия)

Свято-Рождества Богородицы Глинская пустынь, мужской монастырь (Конотопская епархия)
Свято-Троицкий Корецкий женский монастырь (Ровенская епархия)

Свято-Троицкий Корецкий женский монастырь (Ровенская епархия)