УКР РУС  


 Головна > Публікації > Слово пастиря  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 48 відвідувачів

Теги
вибори Президент Віктор Ющенко краєзнавство іконопис Мазепа милосердя Ющенко Предстоятелі Помісних Церков розкол в Україні Патріарх Алексій II Священний Синод УПЦ діаспора Католицька Церква українська християнська культура УГКЦ УПЦ КП монастирі та храми України Вселенський Патріархат комуністи та Церква Голодомор Археологія та реставрація Доброчинність Церква і політика забобони педагогіка конфлікти Києво-Печерська Лавра церковна журналістика молодь Церква і медицина постать у Церкві автокефалія 1020-річчя Хрещення Русі секти Митрополит Володимир (Сабодан) шляхи єднання Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і влада церква та політика церква і суспільство






Рейтинг@Mail.ru






Пригласили священника…

  22 січня 2010


Протоиерей Андрей Ткачев
Пригласили священника в школу с детьми побеседовать. И пока по коридору в аудиторию шли, завуч священника просит: «Вы им скажите, чтобы они вели себя хорошо, не курили на переменах, на уроках sms-ками не обменивались, в туалетах на кафеле гадости не рисовали фломастером».
 

Пригласили священника в армию. И пока через плац с дежурным офицером в актовый зал шли, офицер священника просит: «Вы им скажите, чтобы они приказы командиров исполняли безропотно, с оружием вели себя осторожно, в село за самогонкой в «самоволку» не бегали, чтобы «деды» младших сильно не обижали».

Привели родители ребенка первый раз на исповедь. Говорят ему: «Ты обязательно батюшке скажи, что ты нас с папой не слушаешься». А батюшке говорят: «Уж вы его пожурите, чтобы он не был таким строптивым, чтобы ел то, что дают, не спорил с нами, слушался».

«Вы им скажите...»

Куда бы священник ни пришел и кого бы к нему ни привели, всем в первую очередь желательно, чтобы в мире умножилось послушание. А чтобы умножилась молитва и родилось богопознание - так этого нет. Главное - послушание подавай. Архимеду нужен был рычаг и точка опоры, чтобы перевернуть мир. Начальники и командиры всех рангов, кажется, видят в священниках рычаг для переворачивания мозгов подчиненных в сторону послушания. Это неправильно.

Дореволюционную Церковь упрекают в том, что она была слишком связана с монархическим режимом, что превратилась в одну из главных его опор. И пострадала затем, дескать, так жестоко из-за крушения режима, который подпирала и поддерживала. Может быть, это и так, но ведь сегодня от Церкви требуют того же самого - подпирать и поддерживать. В Церкви ищут не саму Церковь, а некоторые из ее функций, далеко, кстати, не основные. Любая власть стоит пред соблазном потребительского отношения к Церкви в своем государ­стве. «Помогите нам бороться с наркоманией, скажите народу, чтобы не бунтовал, помогите бедным терпеливо дожить до смерти... и не смейте учить нас, как нам самим поступать».

Рабовладельцы были бесовски прозорливыми миссионерами. Они сознательно крестили рабов, чтобы дядя Том смиренно жил в соломенной хижине, сочиняя очередной спиричуэл, и нож в руки брал только для срезания плодов при уборке урожая. Может, Русская Церковь до революции и была виновата во многом, но тогда не стоит забывать, что под угрозой оказаться в таком состоянии находится Церковь любого христианского народа.

Не «для», но «ради»

Бога надо любить не за то, что Он даст. Бога надо любить как Бога, а не как спонсора. Лучшие сыны Израиля до пришествия Христова поняли, что Тору нужно читать и изучать не «для», а ради сладости самой Торы.

Известны слова Христа из Евангелия: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9: 13). Эти слова процитированы из книги пророка Осии, и у них есть продолжение: «Милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6: 6). Боговедение - это знание Бога, такая память о Нем, которая стремится стать непрестанной, поучение в Его слове, исполнение заповедей. Послушание младших старшим и подчиненных начальникам, милосердие, справедливость в судах, верность в браках - это лишь плоды боговедения. Нельзя искать плодов, не окапывая и не поливая корни. Когда умножаются грехи, тогда Господь готов в гневе судиться с жителями земли, и суд у Него с людьми потому, «что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле» (Ос. 4: 1).

Все пророки говорят о Мессии, даже если мы не всегда видим и понимаем это. И все пророки словно едиными устами и единым сердцем говорят: «Итак по­­знаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря - явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю» (Ос. 6: 3). Не нужно думать, что этот горячий вопль обращен только к ветхозаветным людям. Не нужно думать, что нам, верующим во Христа людям Нового Завета, уже нечего больше познавать и стоит успокоиться чтением Символа веры. Познавать Господа, искать Его с раннего утра до позднего вечера обязаны все, кто знает, что Бог есть. Более того, сыны Евангелия должны распаляться большей жаждой благодати, чем сыны Закона. Слова Исаии и Осии должны быть более близки нам, нежели современникам пророков.

...и цветистый культурный обман

История христианского мира - это история драматических взаимоотношений между Богом и Его новыми людьми. Господь избирал и возвышал неизвестные дотоле, пребывавшие в исторической тьме народы. Господь дарил им Себя, и было им хорошо, до тех пор, пока Он был их главным богатством. Когда же они хотели превратить Его благодать в свою частную соб­ственность или начинали хвалиться Его подарками, будто своими заслугами, Он отворачивал Свое Лицо. Он также мог гневаться на людей, когда они больше внимания уделяли религиозному искусству: резьбе по камню, церковному злату, стройному пению, витийствующему богословию - и забывали о Боге как о Центре, о Сердце, об Источнике. Любили лучи и забывали о Солнце - так можно кратко сказать. Это было не богопознание, но цветистый культурный обман, разросшийся на месте бывшего богопознания. Тогда исполнялись слова: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною» (Ос. 4: 6).

Все это было у евреев, но не только у них. Просто на их истории эти процессы видны, как на матрице. Впоследствии они проявлялись многократно в истории разных народов, познавших Бога, в том числе и нашего.

Когда священника зовут в школу или в армию, это уже хорошо. И не страшно, что его просят повлиять на подчиненных с целью улучшения дисциплины. Пусть просят. А священник главной своей задачей должен считать разговор с людьми о Боге. Улучшение дисциплины будет побочным продуктом светлых знаний о Господе Иисусе Христе. И передача этих святых знаний - главная задача священника, «ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал. 2: 7).

«Нам нужно дать чистую настройку!»

Кто-то из мудрых миссионеров сказал: «Когда говоришь с еретиком, не говори против него, говори выше». Говоря против, мы ничего не достигнем, поскольку в силу одного лишь инстинкта самосохранения человек будет спорить, защищаться, не соглашаться. Но если в недрах нашего церковного сознания мы богаты тем, чего нет и не может быть у отколовшихся от Церкви, то мы должны суметь показать им те высоты, о которых они еще не думали, показать им сокровища, которых они не видели.

Так же и с обычными слушателями. Мало толку пережевывать повеления с частицей «не»: «не ругайтесь, не курите, не грешите, не скорбите». Мы - регенты. Нам нельзя говорить «не фальшивьте» - нам нужно дать чистую настройку. Кроме отрицательной частицы «не» в проповеди должен присутствовать позитивный призыв: «Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными. Взыщите Бога, и жива будет душа ваша».

Другими словами, «пойдем к Нему, а не к Его дарам; к Нему Самому, а не к Его свойствам; по­йдем вверх и перестанем растекаться по плоскости».

Церковная православная газета, январь 2010  №1 (251).

Подписные индексы: на русском языке - 96137, на украинском - 96145.