УКР РУС  


 Головна > Публікації > Поради мирянину  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 396 відвідувачів

Теги
молодь Церква і медицина УПЦ КП Археологія та реставрація Доброчинність українська християнська культура Католицька Церква Митрополит Володимир (Сабодан) діаспора краєзнавство Ющенко Патріарх Алексій II церковна журналістика конфлікти іконопис комуністи та Церква Предстоятелі Помісних Церков розкол в Україні 1020-річчя Хрещення Русі церква та політика Президент Віктор Ющенко Церква і влада монастирі та храми України секти педагогіка Вселенський Патріархат постать у Церкві вибори Священний Синод УПЦ Церква і політика шляхи єднання Мазепа милосердя Приїзд Патріарха Кирила в Україну автокефалія Голодомор забобони церква і суспільство УГКЦ Києво-Печерська Лавра






Рейтинг@Mail.ru






Небесное в земном, или Несколько слов об обрядах

  25 січня 2010


Протоиерей Александр Немчинов
Церковная традиция формировалась веками, и если рассматривать ее во всей полноте, то нас непрестанно восхищает глубина  ее богословского смысла, гармония формы (обряда) и содержания (Таинства). Большинство людей, приходящих в храм, не осознают в должной полноте сакральный смысл священнодействия и богослужений, особенно это касается тех, кто приходит в храм только по большим праздникам, т.е. несколько раз в году, и которым в церкви непонятно практически все.
 

И вот типичная картина: церковный праздник, который включает в себя какое-либо благословение или освящение. Именно в эти дни в храмы стекается большое количество людей, многие из которых всерьез считают, что  самое главное в этот праздник ОСВЯТИТЬ то, что они принесли (вербу, куличи, яблоки). В Церкви - праздник, души и сердца молящихся переполнены благоговением и радостью, а перед храмами выстраиваются рядами люди, которым духовное торжество безразлично. Они напряженно ждут, когда выйдет батюшка, совершит необходимую «процедуру», и они уйдут уже домой. Явление довольно печальное, имеющее много причин, начиная от языческих пережитков в нашем сознании, нашего общего бескультурья и заканчивая сегодняшним прагматичным образом жизни, когда внешнее становится важнее внутреннего, а проблема духовного совершенствования никого не интересует. Восприятие церковной традиции только как обрядовой, а часто еще связанной и с какими-либо суевериями, у одних людей закрепляется как норматив, других отталкивает от Церкви.

Но, как бы то ни было, обрядовые традиции  вызывают у людей много вопросов, ответить на которые мы попросили  протоиерея Александра Немчинова.

- В Православной Церкви много различных обрядов, какова их роль в духовной жизни человека?

- Обряд - это внешняя сторона проявления Таинства и священнодействия, это своего рода сосуд, содержащий в себе святыню. Можно сказать, что обряд - это естественное проявление религиозности. Если, к примеру, нам весело - мы смеемся, если очень грустно - мы плачем, и это внешнее проявление нашего состояния. Так и в обрядах проявляется наше благоговение и любовь к Богу. А в таком священнодействии, как окропление святой водой, момент освящения становится видимым, даже осязаемым.

- Значит, то, что освящено,  имеет сакральное содержание и оказывает благотворное влияние на  тех, кто с ним соприкоснется?

- Имеет, но не на всех, а лишь на тех, кто воспринимает все освещенное с верой, а значит, с доверием и осознанием святости. «По вере вашей да будет вам».

 - Очень часто в сознании людей Церковная традиция соседствует с откровенными суевериями. Например, какой рукой ставить или передавать свечу и целый ряд «народных преданий», как ее гасить и др. Почему такие суеверия присутствуют в Церкви и оказываются столь живучими, ведь отношение Церкви к ним строго негативное?

- Здесь нужно провести небольшой исторический экскурс. Парадокс, но монументальные, высокоразвитые языческие культы умирают и уходят в прошлое без остатка, а слаборазвитые - продолжают существовать в виде каких-либо  примитивных суеверий. Так, например, мы не видим каких-то пережитков египетского или олимпийского язычества, зато многие элементы верований наших предков - славян оказались, как вы правильно сказали, живучими. Мало того, они приживаются, мимикрируют и паразитируют в Церкви. И «благодаря» им, появляется соблазн низвести Православие на уровень примитивного земледельческого языческого культа. Понятно, что это гораздо легче и проще, чем путь самосовершенствования через вхождение в полноту Церковного Предания.

- В сознании многих людей, к сожалению, освященная верба, Сретенские свечи, Троицкая трава являются неким магическим оберегом. Нет ли здесь опасности слияния христианства с магизмом?

- Магизм и Православие - это пути взаимоисключающие. Здесь никакого компромисса, тем более слияния, быть не может. Другое дело, что элементы магизма, увы, проникают в Православие как некое инородное вкрапление. Хуже всего, что они проникают и живут в сознании людей. Здесь очень важна духовно-просветительская работа, чтобы помочь людям прозреть, а самое главное, чтобы воцерковление и становление духовно-молитвенного опыта было полноценным и здоровым. Тогда подобные магические заблуждения станут для человека попросту неприемлемыми.

- Наверное, на каждый праздник, связанный с освящением, Вам приходится слышать много вопросов на эту тему. Какие из них наиболее распространенные?

- Видите ли, вопросы, связанные с освящением чего-либо, чаще всего задают люди еще невоцерковленные. Но Церковь никогда не упускает надежды на то, что встреча со Христом у них еще впереди. Что же касается содержания вопросов, то, в основном, это вопросы, связанные с внешней формой, скажем так, с «технической» стороной освящения. Всегда удручают (наверное, как и любого пастыря) такие вопросы: «В котором часу прийти, чтобы освятить (яблоки, куличи, воду)?» Представьте, если дети приходят к родителям только для того, чтобы что-то у них взять, всячески показывая, что сами родители им не нужны. Конечно же, для родителей это обидно и оскорбительно. Так и к Отцу нашему Небесному нужно идти не только, когда что-то случилось и нужна Его помощь, и не только для того, чтобы что-то взять, а для молитвенно-духовного единения с Ним. И единственным побуждением к этому может быть только любовь, и только тогда может состояться этот Богочеловеческий союз, к которому призвано все человечество.

Журнал «Самарянка»