УКР РУС  


 Головна > Публікації > Слово пастиря  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 163 відвідувачів

Теги
молодь забобони УПЦ КП Президент Віктор Ющенко монастирі та храми України Церква і політика церква і суспільство краєзнавство іконопис вибори шляхи єднання Священний Синод УПЦ секти Митрополит Володимир (Сабодан) милосердя Вселенський Патріархат церква та політика Археологія та реставрація конфлікти Голодомор Мазепа розкол в Україні Доброчинність Церква і медицина Києво-Печерська Лавра Церква і влада Предстоятелі Помісних Церков педагогіка УГКЦ комуністи та Церква 1020-річчя Хрещення Русі Приїзд Патріарха Кирила в Україну українська християнська культура Патріарх Алексій II Ющенко Католицька Церква постать у Церкві автокефалія діаспора церковна журналістика






Рейтинг@Mail.ru






Торжество Православия и собственная святость

  27 лютого 2007


Протоиерей Александр Авдюгин

Первая неделя Великого поста носит в Православной Церкви наименование: «Торжество Православия». Название это пришло из времен древних, когда на VII Вселенском Соборе был утвержден догмат об иконопочитании, но сводить лишь к этому решению весь ход почти трехвековой дискуссии неправомочно. Ведь утверждая богоугодность святых изображений, Отцы Церкви видят в них средство нашего общения с Богом, которое говорит о единстве Церкви, в полноту которой входят как живущие ныне, так и ушедшие в мир иной святые и праведники. «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38 ). Именно поэтому, предстоя сегодня пред образом какого-либо подвижника, мы стремимся быть сопричастными его духовному подвигу, стать похожими на почитаемого святого.

Многогранны, различны и разнообразны были деяния подвижников

Но есть одна черта, которая, независимо от времени, места и количества прожитых лет определяла их подвиги: это сознание собственной греховности. Именно то состояние, которое и сегодня вызывает множество вопросов не только в среде неверующих, но и у воцерковленных людей. Ведь до дня нынешнего так непонятна нам следующая заповедь блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3).

Так в чем же должна заключаться «духовная нищета», чтобы мы стали «блаженны»? Прежде всего - в осознании того, что мы во грехе обретаемся, и вся наша здешняя жизнь (каких бы высот мы в ней не достигали) - заслуга не собственных талантов, удачи и обстоятельств, а лишь дар Божий. Мы же, как не крути, более способны грешить, чем жить в святости и праведности.

Давайте непредвзято обратимся каждый к своим достижениям и посмотрим на те обстоятельства, которые к ним привели.

Знания, полученные нами, - это мудрость предшествующих поколений. Нравственные критерии, то есть моральные, этические и эстетические нормы, даны нам обществом, а привнесены они в то же общество из религии. Говорить же о красоте телесной и внешней смазливости как о личной заслуге - тем более непотребно. Какая уж тут наша заслуга!..

Вот и получается, что все наши достижения просто ДАР

Дар, по существу нами не заслуженный. И меня крайне смущают вопросы журналистов к очередному «герою нашего времени»: «Как Вы достигли своей неординарности, величия, успехов, красоты, умения» и прочая, прочая, прочая... Вернее не вопросы, а ответы на них, а затем выводы из этих ответов. Гордое «Я» в большинстве случаев и удовлетворение собственной неповторимостью и значимостью.

Простите, но ведь каждый человек неповторим. Каждый человек - это сокровище. Только вот неповторимость образа и драгоценность граней человеческого существа лишь тогда становится святостью и достигает совершенства, когда они опираются не на временное, а на вечное. Иначе любой успех или достижение лишь сиюминутная, недолгая эйфория, за которой следует обыкновенное забвение.
Особенно ярко это проявляется у тех, кто причастен к искусству, спорту, политике или писательству. Сколь много их было, и каких только «высот» они не достигали, а ныне?..

Господь благословляет нас совершенствовать свои таланты, Им данные. Более того, Он требует их преумножения, иначе - последует наказание. Вот тут и нужна «нищета духовная», дабы таланты наши не обросли мхом и дерном греховного окружающего мира.

Нужно чистить душу свою с той же любовью, с которой мы моем, ублажаем благовониями, лечим и холим так нами любимое грешное, собственное тело. Какое количество времени мы уделяем собственному здоровью и внешнему телесному совершенству! Сколько дорогих лекарств, мазей и дезодорантов мы употребляем! И это надо делать. Но потом. После главного. Мы невольно, поставив во главу угла внешнее, забываем о внутреннем. А внешнее, к сожалению, тленно. Сгниет. Рассыплется. В прах обратится.

Можно ли сочетать внешнюю красоту с внутренним совершенством?

Можно. И именно способ этого сочетания дает нам Великий пост. Ничто плохое не прилипает к хорошему, а вот грязь к грязи лучше пристает. Поэтому соблюдение духовной чистоты - это всегда путь к внешнему совершенству. Достигается эта чистота покаянием, то есть, осознанием греховности своей и исповедью.

Очень часто звучит вопрос: «Я не знаю, как и в чем каяться. Живу как все». Во-первых, смущает это «как все». Какой-то колхоз внутренний, дань годам советским! Во-вторых, у каждого из нас были в жизни моменты и поступки, память о которых мы всячески стараемся стереть. Наше внутреннее «я» не желает слышать даже напоминания о тех событиях. Вот именно с них и надо начать исповедь, а затем просто открыть заповеди Божии и сверить их со своей жизнью. Грехов определится - не счесть, и уже молиться будет надо не о том, чтобы Господь указал нам собственные грехи и падения, а дал нам память их все припомнить.

«Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», то есть, Господь всегда нам даст возможность исправления и совершенствования, если мы сокрушенно будем взирать на дела свои и находить в них не только хорошее, но и то, что скрываем от чужих взглядов, в чем ( иногда даже себе самому) стыдно признаться.

Вот это и есть та «духовная нищета», то стремление к вечному и праведному, которое смогли достичь подвижники православные. Именно оно стало гарантией их вечной жизни в Боге и соучастия в нашей жизни, реального существования и за порогом телесной смерти.

Взирая сегодня на иконы праведников, искать нужно не только их молитвенного предстательства пред Богом за себя, любимого, но и науки, как нам достичь вечного блаженства.

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21).

Автор: Протоиерей Александр Авдюгин