УКР РУС  


 Головна > Публікації > Краса Православ’я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 67 відвідувачів

Теги
Ющенко молодь забобони Католицька Церква педагогіка Церква і влада постать у Церкві іконопис церква та політика монастирі та храми України Мазепа церква і суспільство краєзнавство 1020-річчя Хрещення Русі українська християнська культура Вселенський Патріархат шляхи єднання розкол в Україні Патріарх Алексій II Києво-Печерська Лавра секти Президент Віктор Ющенко УГКЦ милосердя Священний Синод УПЦ вибори Церква і медицина комуністи та Церква церковна журналістика Митрополит Володимир (Сабодан) Предстоятелі Помісних Церков УПЦ КП Голодомор конфлікти Церква і політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну Доброчинність Археологія та реставрація автокефалія діаспора






Рейтинг@Mail.ru






Тишь да гладь, Божья благодать. Святыня Чернигово-Северской земли – Крупицкий Николаевский монастырь

  19 June 2007


Виктория Сидорова

В живописном месте недалеко от Батурина, в излучине реки Сейм расположена уединенная обитель, привлекающая сердца не только жителей разных регионов Украины, но и других стран. Уже много веков подряд неутомимые труженики Крупицкого Николаевского монастыря молятся о всех жителях нашей богохранимой страны и уповают на заступничество своего небесного покровителя. Сегодня после почти восьмидесятилетнего запустения обитель возродилась из руин. Даже аисты облюбовали это освященное место, свили гнездо на подворье...

Страницы славной истории

По преданию, самый первый Николаевский монастырь находился в полуверсте он нынешнего, в месте низменном, окруженном лесами и болотами. То место называют «скиток» и даже когда-то указывали курган, на котором в древнее время явился чудотворный образ святителя Николая. В память об этом событии и был основан Николаевский монастырь. А Крупицким он назван потому, что в этом месте во время монголо-татарского нашествия прятались местные жители. Когда в стенах обители начался голод, людям была подана небесная пища - прямо с облаков падали крупы.

Об этом чуде в напрестольном Евангелии написал своей рукой святитель Димитрий Ростовский (Туптало). Кстати, владыка некоторое время жил здесь, любил эту глушь и устроил себе келию с тремя комнатами. Именно тут он приступил к написанию житий святых, ничто не отвлекало его от этой кропотливой работы. А в 1768 году архимандрит Варсонофий между прочим сообщал архипастырю, что те чудесные крупы хранились в серебряном ковчежце до времен гетмана Мазепы. Итак, точное время основания Крупицкого монастыря установить сложно, но можно предположить, что он уже существовал в домонгольский период. Правда, время от времени иноческая жизнь в нем оскудевала, но потом снова возобновлялась, и среди братии находились настоящие подвижники.

Собор был разобран по кирпичику

К началу ХХ века это была большая и богатая обитель, в которой действовали два храма: величественный пятибанный Свято-Николаевский собор и теплый трапезный Спасо-Преображенский храм. Рядом располагалась высокая каменная колокольня. Монастырский двор был обнесен высоким забором. Но в 1922 году по распоряжению безбожной власти обитель была закрыта, а братия разогнана. Храмы, братские корпуса, библиотека, обширное хозяйство - все было разграблено и разорено. Причем часто это происходило совершенно бессмысленно и жестоко. Церковные книги, утварь, иконостасы изрубили, а 200 коров и волов перестреляли, а трупы сожгли. Величественный собор, некоторые постройки и даже кирпичную стену разобрали по кирпичику до фундамента, а колодец засыпали хламом и мусором. В теплом Спасо-Преображенском храме на некоторое время расположился сельский клуб, потом зернохранилище. В игуменском корпусе спустя годы действовала школа, администрация местного колхоза. Здания не ремонтировались и постепенно разрушались. В  30-е годы дошла очередь и до деревянного храма на «скитке» - его тоже разобрали. Во время Отечественной войны колокольню дважды пытались взорвать - сначала отступающие советские войска, а потом немцы. Но сооружение чудом уцелело...

Все своими силами

Провалившаяся крыша, разрушенные стены, горы мусора и заросли бурьяна - такой в конце 1999 года увидели старинную обитель монахини Дорофея и Афанасия из Елецкого монастыря, приехавшие восстанавливать святыню по благословению митрополита Черниговского и Нежинского Антония. Первое время спали на полу в помещение бывшей школы, где нашли две сухие комнаты с печкой. Главное - в обители возобновились регулярные богослужения. Жители соседних деревень поначалу неприветливо встретили новых обитателей, но, видя их рвение, помогли обустроить хозяйство.

Статус монастыря был возвращен обители 30 мая 2000 года. На сегодня восстановлен Спасо-Преображенский храм, покои сестер. Красивые росписи в храме и иконостас сделали мастера из Западной Украины. Глядя на симпатичный дом с колоннами и цветами на крыльце - административный корпус и трапезную, создается впечатление, что перенесся в добротное помещичье имение позапрошлого века. На том месте, где был расположен алтарь главного собора, сегодня установлен деревянный крест. Ведутся работы по восстановлению колокольни. Правда, колокола сберечь не удалось.

«Все делаем своими силами, нам никто не помогает, - рассказывает казначея монахиня Афанасия. - Сами обрабатываем огород, косим травы, ухаживаем за коровками, занимаемся пасекой. Сами печем просфоры, работаем в мастерской». Благо - есть трактор. А еще сестры собирают в окрестных лесах грибы и ягоды, орехи и щавель, запасаются впрок, варят варенья и компоты.

Трудно поверить, что для всего хватает рук пяти монахинь и послушниц. Наверняка, все трудятся от зари до позднего вечера. Поэтому мало кто выдерживает. Жизнью обители мудро руководит игуменья Дорофея (Хохлова).

Многое изменилось в обители за эти годы. Еще больше предстоит сделать. Мечта настоятельницы - возродить Никольский собор (по сохранившимся фото он очень похож на Свято-Успенский храм Елецкой обители). Для этого потребуются и деньги, и материалы, и силы. Поэтому обращаются сестры ко всем добрым людям с просьбой о помощи. Уже и сегодня издалека приезжают паломники приложиться к главной святыне - чудотворному образу Святителя Николая и поработать во славу Божью. Но их еще очень мало. Пожалуй, добираться в Батурин не очень просто, но возможно. Если по железной дороге, то можно брать билет до Конотопа или Бахмача, а оттуда  - автобусом или маршрутным такси до села Осич. Автомобильным транспортом лучше ехать до Батурина, а там, через село Обмачево до села Осич (монастырь).

В обители будут искренне рады всем паломникам, жертвователям и труженикам!

Автор: Виктория Сидорова