УКР РУС  


 Головна > Публікації > Слово пастиря  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 92 відвідувачів

Теги
автокефалія Церква і політика Митрополит Володимир (Сабодан) Приїзд Патріарха Кирила в Україну Києво-Печерська Лавра монастирі та храми України УПЦ КП Вселенський Патріархат 1020-річчя Хрещення Русі Предстоятелі Помісних Церков Доброчинність милосердя комуністи та Церква секти УГКЦ забобони Президент Віктор Ющенко Мазепа педагогіка постать у Церкві Церква і медицина розкол в Україні церква і суспільство Ющенко церква та політика шляхи єднання церковна журналістика вибори українська християнська культура іконопис Голодомор Католицька Церква краєзнавство діаспора конфлікти Археологія та реставрація Патріарх Алексій II Священний Синод УПЦ молодь Церква і влада






Рейтинг@Mail.ru






Протоиерей Александр Авдюгин. Преображение Господне

  18 серпня 2009


Протоиерей Александр Авдюгин

 «Господи!  хорошо нам здесь быть!» (Мф. 17:4)

Чреда осенних праздников православной Церкви берет начало с Преображения Господнего - события, которое явило образ Царства Божьего на земле. Это была не мистическая иллюзия трех апостолов, взятых Христом на гору Фавор, где Он осиял небесной Славой и беседовал с ветхозаветными праведниками, а истинное явление того света, который дарует Господь каждому исповедующему Его.

Христианское учение видит духовный смысл жизни в стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы.

Ни одно религиозное мировоззрение сколь бы длительную историю оно не имело, не ставило цели «обожения» человека и, тем более, не дает четкого и ясного руководства к достижению желаемого Царства.

Несомненно, путь к Господу у каждого свой, собственный и неповторимый, но есть одна особенность, которую должен пройти всякий православный христианин, чтобы достичь пажитей Небесных.  Необходимо - преображение.

Словами и утверждениями, что «у меня Бог в душе» или «я люблю Христа» можно определять только свое отношение к Богу, а не веру в Него, так как христианство - исповедание деятельное. Невозможно верить в Бога и не соблюдать заповеди Его, не соприкасаться с Ним в церковном единстве через святое Причастие.

Для внешнего благочестия Христос не нужен, вполне достаточно морального кодекса, приоритеты которого: гуманность и добропорядочность. Достичь их можно и без преображения духовного. «Достойный» вид и «приличные» манеры далеко не всегда соответствуют внутреннему благополучию. Уже не удивляет фраза в очередной криминальной сводке, что преступник воспитывался в «благополучной, культурной» семье, в его институтской зачетке или школьном дневнике - исключительно хорошие и отличные отметки, а родители высокопоставленные, уважаемые люди. Это результат «внешнего» воспитания, где приоритетом является благополучие и комфорт собственного тела, а изысканность вида и умная речь - лишь способ душевного «кайфа» и самолюбования.

Общество, в котором мы жили не так давно, видело все внутренние беды и нестроения в конкретных врагах и недоброжелателях, грозящих нам из-за бугра или с другой стороны океана. Нынешний же уклад нашей жизни вообще трудно поддается определению, потому что кроме лозунгов «Возьми от жизни всё!» - практически нет других приоритетов и стремлений. О духовности говорить модно и популярно лишь до того невидимого предела, за которым стоит ограничение себя в развлечениях и телесном комфорте. Тут сразу же начинаются рассуждения о «боге в себе» и «иных религиозных практиках»... то есть преображение исключается. Оно может нарушить личный комфорт.

Апостол Павел сказал: я хуже всех, я изверг. Кто ныне, положа руку на сердце, в состоянии  искренне не только осознать это, но и произнести подобное? Невелико стадо, считающее себя последними грешниками, и каждый священник, даже изредка исповедующий прихожан и «захожан», обязательно расскажет о случаях, когда ему совершенно искренне говорили: «Нет на мне греха».

Именно из-за современного духовно-инфантильного состояния многих и многих наших чад праздник Преображения до дня нынешнего всего лишь «Яблочный Спас» и утверждения проповедника, что у каждого должен быть свой Фавор и собственное восхождение ко Христу с препятствиями, искушениями и проблемами вызывает в лучшем случае кислый вид и растерянность.

Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость, случившуюся уже в преддверии Голгофы, за плечами молодых людей (как часто мы забываем, что апостолы были молоды!) был уже трехлетний совместный путь с Христом. Три года с Богом, а сомнения не иссякли, проблемы понимания не решились, искушения продолжались. Это у апостолов! Казалось бы, что еще надо: рядом Господь, тысячи слушающих, чудеса и знамения, но все то же: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мар.9:24).

Два тысячелетия минуло. Внешне - все иное. Внутренне - где были, там и остались.

Как часто в церковной ограде раздаются сетования, что Господь «не слышит» или «Бог забыл меня». Даже явная Его милость, к нам, падающим, воспринимается не как дар, а как «обязанность» Бога. Мы уже привыкли к многоголосному воплю из-под храмовых сводов: «Дай, Господи!». За этим, как правильно определил Кураев, языческим криком, благодарственного: «Слава Богу за все», практически не слышно. Да и как услышишь? Если приучены уже временем нынешним: хочу всё, много и скорее. Не почетен нынче труд духовный...

Эти мои рассуждения - не срез только с собственного или окрестных приходов и личного служения. Так уж управил Господь, что ежедневно приходится листать страницы православных Интернет-форумов и там, на сетевых «островках пахнущих ладаном» тот же глас: «Почему Бог медлит?!»

Нынче, как в сети Интернет, так и в печатных изданиях много рассуждают о проблемах неофитов в Православии, совершенно не определяя: каковы же временные рамки этого «неофитства». Что нужно знать и что уметь, чтобы подняться выше на пути к своему Фавору? Ведь сегодня с младенчества втолковывается принцип «Скорей, быстрей, оперативней!», но молитва не может быть скорой, а сострадание быстрым. Христос не бегал по земле Святой. Он шел. Шел так, что Его слышали и видели все, кто желал этого.

Нельзя приступом взять бастион Православия и по протестантскому принципу объявить себя святым, как и не приведет к вершине строгое соблюдение отеческих преданий и постановлений Соборов. Каждый - драгоценность, каждый - неповторим, и тропинка у него своя, личная. Значит, и заканчивается неофитство тогда, когда поймешь, что путь выбран правильный, что он будет нелегок и закончится лишь с последним земным вздохом.

Вот тогда и воскликнем: «Господи!  хорошо нам здесь быть!» (Мф. 17:4)

Автор: Протоиерей Александр Авдюгин