УКР РУС  


 Головна > Публікації > Інтерв'ю  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 128 відвідувачів

Теги
Церква і влада церква та політика Президент Віктор Ющенко секти педагогіка автокефалія Церква і політика Вселенський Патріархат постать у Церкві Священний Синод УПЦ церква і суспільство УПЦ КП милосердя Приїзд Патріарха Кирила в Україну Археологія та реставрація іконопис шляхи єднання конфлікти Мазепа розкол в Україні Доброчинність комуністи та Церква вибори 1020-річчя Хрещення Русі Митрополит Володимир (Сабодан) діаспора Патріарх Алексій II Католицька Церква Києво-Печерська Лавра забобони Церква і медицина українська християнська культура УГКЦ молодь Ющенко Голодомор монастирі та храми України церковна журналістика Предстоятелі Помісних Церков краєзнавство






Рейтинг@Mail.ru






Елена Рогова: «Православие должно обрести свое достойное место в государственной системе образования»



«Век живи, век учись», - гласит народная поговорка. Вся наша жизнь есть учебно-воспитательный процесс, ибо все ее содержание воспитательно-поучительно, исполнено добрых и злых примеров. Любое педагогическое действие обращено к живой и уникальной человеческой душе, стремится породить в ней определенный отзвук.
Педагогика является, по словам выдающегося педагога XIX века К.Д. Ушинского, «первым и высшим из искусств», ибо «она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека». Искусство педагогики требует не только чутья и вкуса, но опыта и мастерства. Одним из таких «мастеров» своего дела, преподавателем высшей категории Еленой РОГОВОЙ.

- Елена, скажите, пожалуйста, легитимно ли преподавание предмета «Христианская этика» в украинской школе?

- В преамбуле Конституции Украины указано, что Основной Закон принят в понимании ответственности перед Богом, и потому каждый гражданин Украины имеет право на получение знаний, необходимых для правильного осмысления этой ответственности. Статья 53 гласит: основной целью национальной школы является воспитание высокодуховной и высокоморальной личности, формирование сознательности и гражданской ответственности. Конституция признает ребенка наивысшей социальной ценностью и обязанности по его воспитанию возлагает на родителей и учреждения образования. Поэтому целью образования является всестороннее духовное развитие личности.

Кроме того, Конституция провозгласила Украину суверенным, независимым правовым государством. Реальный суверенитет - это воплощение в жизнь права народа, его свободы идти выбранным им самим тем путем, который он считает для себя наиболее приемлемым. Если в законе нет запрета на это, то почему не дать информацию о той религии, которая является основой морали и культуры нашего народа. Утрата юным поколением духовно-нравственных основ общества ведет к забвению традиций своего народа, его истории, культуры.

Для того чтобы школьное образование стало полноценным, необходимо помимо прагматических задач, обусловленных потребностями общества, решать главную концептуальную задачу духовного формирования личности. Для этого следует дать ребенку аргументированное представление о различных, исторически сложившихся путях познания мира: о науке и культуре, о материальном опыте и духовном Откровении, о богатстве наследия православной культуры, которая дает уникальную возможность целостного подхода к осознанию нравственной гармонии человеческого бытия.

- А как в мире осуществляется религиозное воспитание, и какими документами это подтверждается?

- Все основные международные правовые акты говорят в защиту религиозного воспитания. В Конвенции по правам детей ООН предусмотрено, что страны-участницы уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии, а также уважают права родителей воспитывать детей в соответствии с собственными убеждениями, формируя определенное мировоззрение ребенка.

Этот тезис поддерживает Международный пакт по экономическим, социальным и культурным правам, Международный пакт по гражданским и политическим правам и Европейская конвенция по защите прав и основных свобод человека.

Возвращаясь к вопросу о законности вводимого предмета в школах, хочется добавить, что статья 9 Конституции Украины гласит: ратифицированные международные договора являются неотъемлемой составляющей национального законодательства. Основной образовательный документ нашего государства - Национальная доктрина образования и воспитания, которая предоставляет учащимся право открыто изучать Православие и традиции украинского народа.

- Какая практика религиозного образования существует в европейских государствах? Есть ли у Вас данные на этот счет?

- Приобщение к духовным и культурным ценностям традиционных конфессий осуществляется в образовательной практике всех европейских цивилизованных государств: Германии, Швеции, Греции, Румынии, Сербии, Литвы (12 лет), России, Финляндии, где общее образование по закону светское, но в воспитательных целях присутствует диалог государства и традиционных религиозных исповеданий этих стран.

Так, например, в Ирландии «Основы религии» изучаются в 80% начальных и средних школ. В Греции основы православного вероисповедания обязательны во всех школах. В Германии религиозное образование - одна из традиционных дисциплин общеобразовательной школы. В Дании, где численность посещающих богослужения минимальна (3%), во всех школах присутствует программа религиозного образования. В Великобритании проводятся уроки религии. В Швейцарии с 1988 года по выбору предлагается курс «История и наука о религии», но обязательными являются курсы религиоведения.

В Литве с 1 по 12 класс предмет «Нравственное воспитание» - обязателен в общеобразовательной школе. Для преподавания религиозной этики учитель должен принадлежать к одной из традиционных конфессий (по законодательству Литвы их 8). Педагог получает два разрешения: от светских образовательных органов и от церковных властей (уровня местного епископа). Заключение дает аттестационная комиссия.

В Румынии Церковь имеет право разрабатывать школьную программу, учебники к ней и рекомендовать учителей. Во всем учитывается мнение местного епископа. В Румынии 14 богословских факультетов, в которых готовят будущих учителей религии.

- Не нарушается ли при этом светскость государственного образования?

- Ни в коей мере светскость государственного образования не нарушается, если богословское знание не переходит границы знания, не трансформируется в религиозную практику, а выполняет функции дисциплины мышления.

К величайшему стыду и сожалению, наше понимание светскости образования не имеет ничего общего с мировым. Настоящее содержание светскости подразумевает не атеистичность (как принято думать), а свободу выбора, т.е. знакомство детей не только с атеистическим мировоззрением, но и религиозным. А на основе этого знакомства происходит свободный выбор между ними. Ведь и демократия дает возможность выбора, а не навязывает только одну точку зрения.

- Как можно охарактеризовать Украину в Европе с точки зрения религиозного образования среди европейских государств?

- Попытаюсь... Кто сегодня в Европе? Православные Греция, Болгария, Сербия, Румыния, католические Италия, Испания, Польша, протестантские Англия, Германия и... атеистическая Украина.

- Неужели нет опыта преподавания религии в школах Украины?

- Мы имеем опыт четырех западных областей, Крыма, г. Севастополя, Кировограда, Херсона, где культурологические  религиоведческие курсы наполнены краеведческим материалом.

На сегодня в Украине разрешено религиозное преподавание. Разрешен ли религиозным органам контроль над тем, что преподается в школе? Нет! А здесь скорее должен быть двойной контроль. С одной стороны, необходим высокий педагогический уровень,  с другой - религиозная организация и педагоги, которые должны нести ответственность за тот курс, ту традицию, от имени которой будет идти преподавание, чтобы не произошло подмены, и под видом христианства не проникали бы в школу калечащие психику религиозные и магические практики.

- Вы как преподаватель и автор программы «Христианская этика» могли бы аргументировать его необходимость среди школьных предметов?

- История и культура Отечества, украинское самосознание и само украинское государство возникли и развивались в духовной атмосфере Православия.

Гуманитарные дисциплины: письменность, археологию, историю, литературу, искусство, только исказив и искалечив, можно отстранить от православного христианского наследия. Просвещение начиналось в церквях и монастырях. Образование, книгоиздание, библиотечное дело вышли из недр Православной Церкви. А противостояние  Православной Церкви и ее братств против унии  позволило поднять дух национальной самообороны, сохранить украинский народ в целостности, не дав Украине стать частью Речи Посполитой, где, вероятнее всего, украинский народ просто ассимилировался бы среди прочих народностей, навсегда утратив свою самобытность.

Православные христианские идеи легли в основу формирования украинской философской системы, которой нет аналогов в мире, потому что философия Православия признает достоинство человека и равенство всех людей перед Богом (славянское местоимение «аз» с первого места в азбуке переместилось на последнее «я»  в современных  украинском и русском языках). Она дает возможность соединения материального и духовного в человеке, тем самым не только не запрещает активной деятельности каждого человека на благо страны, а и призывает к ней. Одной из главнейших ценностей Православия всегда был глубокий патриотизм, верность земному Отечеству.

Школа должна открыть детям, какой след оставило Православие в культуре и истории нашего народа. Есть равенство религий перед законом, но это не означает равенства религий перед культурой и историей, тем более перед культурой и историей Киевской Руси. Страна должна быть заинтересована в том, чтобы дети не были иностранцами в своем государстве.

- Обращается ли христианская этика к конкретным историческим примерам?

- Безусловно, нам хочется рассказать о том, что можно и нужно гармонично сочетать в себе глубокую веру в Бога и быть интересными и полезными обществу... Вивальди был священником, Исаак Ньютон - церковным старостой. Великий астроном Кеплер, открывший три закона движения небесных тел, на которых основывается и современная астрономия, в заключении своего сочинения «Гармония мира» восклицает: «О Ты, Который через свет природы побудил нас желать страстно света Твоего милосердия! ... Благодарю Тебя, Создатель мой и Бог, за то, что дозволяешь мне удивляться Твоим творениям и любить их. Я поведал людям славу Твоих творений настолько, насколько мой ум мог понять их величественную бесконечность!»

- Находятся ли противники преподавания христианской этики?

- Конечно, они есть и будут. Их мотивация такова: в классах сидят дети разных национальностей и исповеданий, даже разных христианских конфессий. Это так, и ни о какой дискредитации чьих-либо интересов речи быть не должно. Но во-первых, все без исключения школьники изучают историю Украины, сдают вступительные и выпускные экзамены на украинском языке, так почему нельзя познакомиться с еще одной - духовной  - стороной культурной жизни Украины. Во-вторых, представителям национальных меньшинств, было бы уместно, желательно и полезно знать основы религиозной культуры народа, среди которого они живут. И, в-третьих, время, проведенное ребенком в школе должно превратиться в тот невещественный капитал, которым человек приобретает вечность. Ведь преподавание общих моральных ценностей и приобщение к классическим текстам мировой культуры еще никому не вредило. Попытки изучения традиционной христианской культуры, ограниченные лишь изучением мировых религий выглядят столь же нелепо и необоснованно, как и утверждение о том, что украинцы не могут изучать украинскую литературу, а могут лишь изучать историю зарубежных направлений в украинской литературе.

- Как на практике этика веры поможет в жизни ребенку?

- Обязанности по отношению к ближнему и самому себе давно потеряли свое христианское содержание. Действительно, пропасть существует сегодня между родителями и детьми, между соседями, между теми, кто имеет разные взгляды. И все это из-за того, что мы забыли простую библейскую истину: «Как вы хотите, чтобы относились к вам, так и вы относитесь к другим».

Полезные вещи, такие как телевизор, компьютер, мобильный телефон приносят массу удобств, но стоит сказать  и об опасности зависимости ребенка от этих предметов. Чрезмерное увлечение техногенными изобретениями сопровождаются депрессией, унынием, отчаянием, уходом от реальности, желанием совершать экстраординарные, в том числе и противозаконные поступки. Информируя об этом, христианская этика делает прививки от таких заболеваний.

Православие - не технология. Православие стремится воссоздать целостного человека, соединяя разрозненные сил души - ум, волю, чувство. Шаг за шагом мы учим работать подрастающее поколение целенаправленно и продуктивно, активизируя память, терпение, усидчивость, внимание.

- В наше время - это особо актуально, ведь есть прямая взаимосвязь между моральным состоянием школьников и их способностью к обучению. Как Вы считаете?

- Мощный поток вседозволенной, неадаптированной и не взвешенной цензурой, информации, обрушивающийся сегодня на молодого человека, лишает его элементарной возможности составить для себя четкую картину мира. Рыночная психология в образовательной среде приводит к извращенной модели обучения: зазубрил, сдал, забыл. И такая картина вызывает безответственное отношение к любому своему поступку. Совершая даже самое нехорошее, ребенок находит им оправдание или забывает.

Ни учится, ни работать, ни удерживать себя от излишеств, в большинстве своем, молодой человек сегодняшнего дня особого желания не имеет. Мы вырастили тип потребителя. Общество ему подобных - бесперспективно и исторически обречено. Христианское учение дает внятную, созидательную стратегию нашей жизни, которая основывается на культурной связи поколений. Оно преодолевает социальный паралич, когда общество не может противостоять не только безбожным, но и бесчеловеческим идеологиям, разрушительным массовым тенденциям, преступным уголовным деяниям.

Традиционные христианские просвещение и мораль - национальное сокровище украинского народа, и они должны найти свое достойное место в государственной системе образования.

Беседовал Юрий Скубак