УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 102 посетителей

Теги
УПЦ КП іконопис Голодомор постать у Церкві автокефалія розкол в Україні Церква і медицина молодь Президент Віктор Ющенко конфлікти шляхи єднання Доброчинність церква та політика монастирі та храми України секти Ющенко Патріарх Алексій II Священний Синод УПЦ Вселенський Патріархат вибори педагогіка Приїзд Патріарха Кирила в Україну Києво-Печерська Лавра милосердя 1020-річчя Хрещення Русі українська християнська культура краєзнавство церковна журналістика УГКЦ Мазепа Католицька Церква Церква і влада забобони діаспора Предстоятелі Помісних Церков Археологія та реставрація Церква і політика комуністи та Церква Митрополит Володимир (Сабодан) церква і суспільство






Рейтинг@Mail.ru






«Газета 24» (Украина): Жизнь по-старому. Белая Криница – Киев



«Газета 24» (Украина), Татьяна Колесниченко, 19.06.2007 

Белая Криница - это всего две улочки и 150 человек населения. Тем не менее, это маленькое село в Черновицкой области считается мировым центром старообрядчества. Здесь регулярно проводятся Соборы русской старообрядческой церкви. Туристы приезжают сюда, чтобы полюбоваться бесподобно красивым Успенским собором. И, конечно же, познакомиться с жизнью старообрядцев. Которые, несмотря на религиозные репрессии, сумели сохранить свою веру и традиции такими же, какими они были до раскола Православной церкви. Как и триста лет назад, здесь топят баню «по-черному» и носят длинные бороды. Однако эта «экзотика» в скором времени может исчезнуть. 90% населения поселка - старики. А знаменитый собор разрушается на глазах.

НА ГРАНИ ВЫМИРАНИЯ

Когда попадаешь из шумного города в Белую Криницу, кажется, что время остановилось. Заброшенные деревянные домики, двери и окна которых были забиты досками, собаки, которым даже лаять лень... Когда-то этот поселок был гораздо более многолюдным - еще в 1910 году тут проживало 3,2 тысячи старообрядцев. Но после распада Советского Союза белокриничанам, как и жителям других украинских сел, стало трудно выживать за счет сельского хозяйства. Вот молодежь и разъехалась по городам, где легче найти работу и получить образование. Сейчас в поселке нет сельсовета и, что логично при отсутствии детей, - школы.

80-летний Еремей Деев - один из последних белокриницких «могикан». Предки этого симпатичного бородатого старика были переселенцами из России. Его родители родились и выросли тут. Сам же Еремей Ермилович в молодости получил два высших образования, выучил три иностранных языка. В свое время даже работал в секретных спецслужбах. Но головокружительной карьере Еремей Деев предпочел спокойную жизнь в родном селе.

НЕПЬЮЩИЕ И БОРОДАТЫЕ

Все старообрядцы, оставшиеся жить в Белой Кринице, верны своим традициям. Даже многократные смены власти не повлияли на быт россиян, живущих в Украине, да еще и неподалеку от границы с Румынией... Для ученых Белая Криница - сокровищница истории, оживший учебник. Неудивительно, что сюда приезжают филологи, дабы изучить хорошо сохранившийся старый русский язык.

Сохранять быт таким же, каким он был сотни лет назад, помогает скептицизм, с которым тут относятся ко всему новому. К примеру, паспорта местные жители начали получать только при Советском Союзе. Волновались, нет ли дьявольского проявления в печати. К медицине и обязательным прививкам тут тоже относятся с осторожностью. У белокриничан свой секрет здоровья. «Главное - вести здоровый образ жизни и не трогать чужих женщин», - поясняет Еремей Деев. Только тут можно встретить такое сосредоточение непьющих и некурящих бородатых мужчин - другие в Белой Кринице не проживают.

ЗОЛОТЫЕ КУПОЛА

Шесть дней себе, седьмой - Богу. И это не традиция, а, скорее, неизбежность. Каждое воскресенье практически все село собирается на службу в церкви. Раньше на территории Белой Криницы было шесть храмов. До нашего времени «дотянули» всего три. Зимняя Свято-Василевская церковь и церковь святых Козьмы и Домиана, построенная еще в 1745 году, блекнут перед красотой главной местной достопримечательности - Успенского собора.

По легенде, почти сто лет назад у московских купцов Александра и Ольги Овсянниковых погиб молодой сын. В память о нем родители выделили солидную сумму (500 тысяч карбованцев золотом) на возведение храма. Проектировал Успенский собор венский архитектор Клик в древнерусском «нарышкинском» стиле. Стены храма выложены из бирюзового глазурированного кирпича, который привозили специально из Москвы. Может быть, поэтому храм напоминает знаменитый собор Василия Блаженного в Москве.
Успенский собор - предмет необычайной гордости, и, вместе с тем, источник постоянных переживаний. Отдаленное расположение святыни привлекает авантюристов. Сколько было украдено уникальных икон и книг, созданных еще до раскола церкви, точно сегодня никто сказать не может.

Да и сам собор постепенно разрушается. Сейчас его «украшают» разные растения и даже маленькая березка, пробившаяся сквозь стены. Особенно досталось ему во времена войны. «Коммунисты заводили лошадей в храм, в подвалах хранили минеральные удобрения, а ценные церковные принадлежности машинами вывозили в Москву», - вспоминает Еремей Деев.

В конце «перестройки» шефство над храмом взяла Раиса Горбачева. Но тогда успели «озолотить» лишь купола. Сейчас повторить попытку реконструкции не решаются - слишком дорого. «По последним подсчетам местных властей, нужно $800 тысяч, - рассказывает отец Сергий. - Однако, судя по тому, как подскочили цены на стройматериалы, можно смело закладывать миллион».

Недавно реконструировать собор вызвались российские власти. «Но пока конкретные разговоры откладываются из-за нестабильности в политике», - продолжает Сергий.

ВЕРНУТЬСЯ К ИСТОКАМ

Последние несколько лет в Белой Кринице стал активно развиваться туризм. «Бывает, что за день приезжает несколько автобусов с людьми», - рассказывает отец Сергий.

Местные жители всячески приветствуют эту инициативу. Ведь это - едва ли не единственный шанс возродить село. «Так будет доход и для церкви, и для государства», - рассуждает Еремей Деев. Уже сейчас местная недвижимость подорожала в несколько раз и стоит больше, чем в крупном соседнем селе Волчинец. «Белокриничане опомнились, и теперь те, кто уехал в город, хотят вернуться в родное село», - рассказывает отец Сергий.

К примеру, совсем недавно в Белую Криницу вернулась семья художника Виктора из Новосибирска. Теперь, шутят местные, у нас есть кому расписывать стены в соборе. Были бы только деньги.

Справка

В XVII в. патриарх Никон реформирует православную церковь. Люди, не принявшие нововведения, бегут от репрессий за пределы России. В 1784 г. одна из таких групп старообрядцев поселяется в Черновицкой области. Здесь россияне увидели колодец с беловатой известковой водой. Так поселок получил название Белая Криница. В переселении старообрядцы сохранили свои традиции, и изначально село имело вид типичной русской деревни с рублеными домами, деревянными заборами и обязательной баней, топившейся «по-черному». Всего в мире насчитывают около 2 миллионов старообрядцев.

Старообрядцы:
крестятся двумя пальцами;
во время крещения ребенка трижды окунают с головой в воду;
все мужчины-старообрядцы не стригут бороды;
очень религиозны. Причащать человека или нет - решает священник. Основанием для отказа может послужить даже нарушение поста.

Белая Криница – Киев

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.