УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 258 посетителей

Теги
секти церква і суспільство Церква і медицина УПЦ КП Католицька Церква Вселенський Патріархат українська християнська культура 1020-річчя Хрещення Русі церква та політика Археологія та реставрація розкол в Україні монастирі та храми України Києво-Печерська Лавра конфлікти шляхи єднання вибори Священний Синод УПЦ милосердя Церква і політика Доброчинність Приїзд Патріарха Кирила в Україну Президент Віктор Ющенко Предстоятелі Помісних Церков УГКЦ краєзнавство Мазепа Ющенко Голодомор Церква і влада постать у Церкві молодь іконопис церковна журналістика діаспора комуністи та Церква педагогіка забобони Митрополит Володимир (Сабодан) автокефалія Патріарх Алексій II






Рейтинг@Mail.ru






«Газета 24» (Украина): Жизнь по-старому. Белая Криница – Киев



«Газета 24» (Украина), Татьяна Колесниченко, 19.06.2007 

Белая Криница - это всего две улочки и 150 человек населения. Тем не менее, это маленькое село в Черновицкой области считается мировым центром старообрядчества. Здесь регулярно проводятся Соборы русской старообрядческой церкви. Туристы приезжают сюда, чтобы полюбоваться бесподобно красивым Успенским собором. И, конечно же, познакомиться с жизнью старообрядцев. Которые, несмотря на религиозные репрессии, сумели сохранить свою веру и традиции такими же, какими они были до раскола Православной церкви. Как и триста лет назад, здесь топят баню «по-черному» и носят длинные бороды. Однако эта «экзотика» в скором времени может исчезнуть. 90% населения поселка - старики. А знаменитый собор разрушается на глазах.

НА ГРАНИ ВЫМИРАНИЯ

Когда попадаешь из шумного города в Белую Криницу, кажется, что время остановилось. Заброшенные деревянные домики, двери и окна которых были забиты досками, собаки, которым даже лаять лень... Когда-то этот поселок был гораздо более многолюдным - еще в 1910 году тут проживало 3,2 тысячи старообрядцев. Но после распада Советского Союза белокриничанам, как и жителям других украинских сел, стало трудно выживать за счет сельского хозяйства. Вот молодежь и разъехалась по городам, где легче найти работу и получить образование. Сейчас в поселке нет сельсовета и, что логично при отсутствии детей, - школы.

80-летний Еремей Деев - один из последних белокриницких «могикан». Предки этого симпатичного бородатого старика были переселенцами из России. Его родители родились и выросли тут. Сам же Еремей Ермилович в молодости получил два высших образования, выучил три иностранных языка. В свое время даже работал в секретных спецслужбах. Но головокружительной карьере Еремей Деев предпочел спокойную жизнь в родном селе.

НЕПЬЮЩИЕ И БОРОДАТЫЕ

Все старообрядцы, оставшиеся жить в Белой Кринице, верны своим традициям. Даже многократные смены власти не повлияли на быт россиян, живущих в Украине, да еще и неподалеку от границы с Румынией... Для ученых Белая Криница - сокровищница истории, оживший учебник. Неудивительно, что сюда приезжают филологи, дабы изучить хорошо сохранившийся старый русский язык.

Сохранять быт таким же, каким он был сотни лет назад, помогает скептицизм, с которым тут относятся ко всему новому. К примеру, паспорта местные жители начали получать только при Советском Союзе. Волновались, нет ли дьявольского проявления в печати. К медицине и обязательным прививкам тут тоже относятся с осторожностью. У белокриничан свой секрет здоровья. «Главное - вести здоровый образ жизни и не трогать чужих женщин», - поясняет Еремей Деев. Только тут можно встретить такое сосредоточение непьющих и некурящих бородатых мужчин - другие в Белой Кринице не проживают.

ЗОЛОТЫЕ КУПОЛА

Шесть дней себе, седьмой - Богу. И это не традиция, а, скорее, неизбежность. Каждое воскресенье практически все село собирается на службу в церкви. Раньше на территории Белой Криницы было шесть храмов. До нашего времени «дотянули» всего три. Зимняя Свято-Василевская церковь и церковь святых Козьмы и Домиана, построенная еще в 1745 году, блекнут перед красотой главной местной достопримечательности - Успенского собора.

По легенде, почти сто лет назад у московских купцов Александра и Ольги Овсянниковых погиб молодой сын. В память о нем родители выделили солидную сумму (500 тысяч карбованцев золотом) на возведение храма. Проектировал Успенский собор венский архитектор Клик в древнерусском «нарышкинском» стиле. Стены храма выложены из бирюзового глазурированного кирпича, который привозили специально из Москвы. Может быть, поэтому храм напоминает знаменитый собор Василия Блаженного в Москве.
Успенский собор - предмет необычайной гордости, и, вместе с тем, источник постоянных переживаний. Отдаленное расположение святыни привлекает авантюристов. Сколько было украдено уникальных икон и книг, созданных еще до раскола церкви, точно сегодня никто сказать не может.

Да и сам собор постепенно разрушается. Сейчас его «украшают» разные растения и даже маленькая березка, пробившаяся сквозь стены. Особенно досталось ему во времена войны. «Коммунисты заводили лошадей в храм, в подвалах хранили минеральные удобрения, а ценные церковные принадлежности машинами вывозили в Москву», - вспоминает Еремей Деев.

В конце «перестройки» шефство над храмом взяла Раиса Горбачева. Но тогда успели «озолотить» лишь купола. Сейчас повторить попытку реконструкции не решаются - слишком дорого. «По последним подсчетам местных властей, нужно $800 тысяч, - рассказывает отец Сергий. - Однако, судя по тому, как подскочили цены на стройматериалы, можно смело закладывать миллион».

Недавно реконструировать собор вызвались российские власти. «Но пока конкретные разговоры откладываются из-за нестабильности в политике», - продолжает Сергий.

ВЕРНУТЬСЯ К ИСТОКАМ

Последние несколько лет в Белой Кринице стал активно развиваться туризм. «Бывает, что за день приезжает несколько автобусов с людьми», - рассказывает отец Сергий.

Местные жители всячески приветствуют эту инициативу. Ведь это - едва ли не единственный шанс возродить село. «Так будет доход и для церкви, и для государства», - рассуждает Еремей Деев. Уже сейчас местная недвижимость подорожала в несколько раз и стоит больше, чем в крупном соседнем селе Волчинец. «Белокриничане опомнились, и теперь те, кто уехал в город, хотят вернуться в родное село», - рассказывает отец Сергий.

К примеру, совсем недавно в Белую Криницу вернулась семья художника Виктора из Новосибирска. Теперь, шутят местные, у нас есть кому расписывать стены в соборе. Были бы только деньги.

Справка

В XVII в. патриарх Никон реформирует православную церковь. Люди, не принявшие нововведения, бегут от репрессий за пределы России. В 1784 г. одна из таких групп старообрядцев поселяется в Черновицкой области. Здесь россияне увидели колодец с беловатой известковой водой. Так поселок получил название Белая Криница. В переселении старообрядцы сохранили свои традиции, и изначально село имело вид типичной русской деревни с рублеными домами, деревянными заборами и обязательной баней, топившейся «по-черному». Всего в мире насчитывают около 2 миллионов старообрядцев.

Старообрядцы:
крестятся двумя пальцами;
во время крещения ребенка трижды окунают с головой в воду;
все мужчины-старообрядцы не стригут бороды;
очень религиозны. Причащать человека или нет - решает священник. Основанием для отказа может послужить даже нарушение поста.

Белая Криница – Киев

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.