УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 251 посетителей

Теги
секти Ющенко Священний Синод УПЦ Вселенський Патріархат вибори педагогіка УГКЦ шляхи єднання українська християнська культура монастирі та храми України Голодомор автокефалія церква та політика постать у Церкві Доброчинність Патріарх Алексій II іконопис Предстоятелі Помісних Церков Церква і політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну молодь Церква і влада Президент Віктор Ющенко конфлікти Церква і медицина Археологія та реставрація розкол в Україні Києво-Печерська Лавра Католицька Церква церковна журналістика забобони Митрополит Володимир (Сабодан) УПЦ КП церква і суспільство 1020-річчя Хрещення Русі Мазепа комуністи та Церква краєзнавство діаспора милосердя






Рейтинг@Mail.ru






«Майдан» (Украина): Крымские татары: ассимиляция, исламизация или интеграция?



«Майдан» (Украина), Андрей Кириллов, 15. 08. 2007

К сожалению, на сегодня в Украине не проводится комплексных исследований положения крымских татар (или эти исследования неизвестны широким кругам), и для того, чтобы представить развитие крымскотатарского народа на ближайшие 10-15 лет, нам приходится оперировать эмпирическими, очевидными, но не научными фактами. Очевидно, что с начала 2000-х года крымскотатарская община приобрела ряд черт, которые, на наш взгляд, сохранятся в ближайшем будущем. О каких тенденциях идет речь?

Как справедливо отмечали многие крымские эксперты, с момента массового возвращения крымских татар из Средней Азии в Крым ими почти стихийно была создана система защиты национальных интересов в полувраждебном окружении - Меджлис на этом, условно говоря, базовом этапе играл роль национальной системы власти, регулируя отношения внутри общины и выступая легитимным для крымских татар представителем их интересов в отношениях с властью. Именно отношения с чиновниками всех уровней от председателей колхозов до Президента являлись миссией Меджлиса; в свою очередь общность проблем рядовых крымских татар, тяготы простого выживания мобилизировали нацию и заставляли считаться с Меджлисом некомпетентную и коррумпированную властную систему. Так было на протяжении 90-х годов, но после стабилизации общего экономического положения рост доходов, относительное бытовое обустройство, развитие мелкого предпринимательства не могли не изменить взгляды крымских татар - они стали на пороге системной интеграции в украинское и крымское общество, претендуя на участие во всех сторонах жизни. В таких условиях методы работы Меджлиса зачастую не становятся более эффективными, они все менее адекватны разнообразным требованиям крымских татар. Как следствие - появилось немало новых и неоднозначных явлений в крымскотатарской среде.

Так, например, самозахваты как в принципе оправданная практика породили немало «низовых» движений с конкретными целями, внутренней структурой, лидерами и народной поддержкой. Вступая в сферу борьбы за капитал (землю), в условиях коррумпированной власти такие автономные в своих действиях лидеры вполне могут перейти к более решительному стилю решения своих задач, пренебрегая законом в той же и даже большей степени, нежели крымские чиновники. Следует понимать, что они будут поддержаны массами, видящими в таких лидерах защитников своих вполне ощутимых интересов. Реализуется ли такой сценарий, сказать трудно, но сейчас налицо все предпосылки к нему.

Другой фактор развития в крымскотатарской среде связан с традиционной религией крымских татар - исламом. В соответствии с традиционной конфессиональной системой, мусульманские общины крымских татар исповедовали суннизм, связанный с турецкими исламскими центрами и официально представленный в Украине Духовным управлением мусульман Крыма во главе с муфтием Эмирали Аблаевым. Вместе с тем, с конца 90-х годов в Крыму появляется все больше приверженцев других исламских течений, прежде всего салафитов: эти люди даже визуально отличаются от других мусульман - женщины обязательно носят платки и строгие платья до пят, мужчины отпускают бороды. Отношения салафитов с остальными мусульманами условно можно сравнить с появлением в православной среде протестантов - салафиты требуют более сосредоточенной веры, строже блюдут ритуалы, более зависимы от авторитетов и лидеров, однако отношения крымских суннитов и салафитов гораздо более тесны и неразграниченны, нежели между крымской епархией Православной церкви и членами протестантских сект. По мнению экспертов, доля приходов с муллой-салафитом во главе неизменно растет в общем числе крымских мусульманских общин, и она будет увеличиваться.

Следует сказать, что в соответствии с идеологией и практикой салафитов они стремятся к всеобъемлющему проникновению норм их вероучения во все сферы жизни общины и окружающего социального пространства, в связи с чем вполне конкретная борьба за власть становится для них важной целью. На современном Ближнем Востоке населенный пункт, контролируемый неким духовным лидером-салафитом и главой местного самоуправления в одном лице - распространенная вещь, и такая община представляет собой вполне тоталитарную систему. Как будут строиться отношения светских властей с некой крымской деревней, где будут утверждаться такие принципы и члены которой будут твердо убеждены в своей правоте, сказать трудно, но через какое-то время такая ситуация может быть вполне реальной.

Описанные процессы могут развиться в среднесрочной перспективе следующим образом. Лишенные эффективного инструмента решения общенациональных задач, а именно - полноценного развития культуры и рычагов влияния на принятие стратегических решений, большая часть крымских татар будут терять атрибуты и практики нации, то есть собственно растворятся в окружающем социальном субстрате, как то произошло с караимами; вместе с тем, какая-то часть крымских татар будет отстаивать свою «самость» по рецептам проповедников-салафитов. Конечно же, потеря влиятельности Меджлиса не произойдет в один день, но уже сейчас мы видим, во-первых, снижающуюся эффективность его работы в сферах культуры, образования и информационных технологий, а с другой - желание все большего количества крымских татар реализовать себя в политической среде помимо и часто вопреки Меджлису. Возможно, через некоторое время политическое движение крымских татар будет состоять из многочисленных нескоординированных и противоборствующих центров, не способных и не стремящихся к достижению общенациональных целей; децентрализованное национальное движение вполне способно реализовать необходимую степень национальной жизни в высокоразвитых демократических обществах, однако в Украины ближайшие 10 лет такое положение крымских татар приведет к значительному ослаблению иммунитета к ассимиляции.

Как бы там ни было, перед крымскими татарами и всем украинским обществом стоят весьма непростые задачи. В ближайшем будущем мы можем быть свидетелями, с одной стороны, постепенного демонтажа сложившейся системы национальных органов управления с малопрогнозируемым политическим результатом, а с другой - появления весьма активных общин, основанных на исламской (салафитской) идеологической базе и догматике. Это будет сопровождаться более или менее интенсивной ассимиляцией крымских татар и потерей ее национального лица и культуры. Такая перспектива требует от Меджлиса поиска тех методов и технологий, которые отвечали бы запросам рядовых крымских татар и обеспечивали бы новую программу полноценной интеграции. На повестке дня стоит не только решение земельного вопроса, обеспечение прав крымских татар на уровне законодательства, программа национального образования, но и создание корпуса литературы по истории и культуре крымских татар, поддержке интеллигенции, расширение национальных СМИ, развитие национальных ремесел в конце концов. Нельзя сказать, что в Меджлисе этим направлениям уделяется внимание в должной степени, и он подвергается обоснованной критике в связи с этим. Реалии таковы, что в будущем житель какого-либо крымскотатарского поселка для того, чтобы защитить свою самоидентификацию, должен будет или издавать газету на своем языке, или примыкать к догматической религиозной общине.

К сожалению, следует констатировать, что украинское государство не имеет долгосрочной программы поддержки крымских татар, и потому тяжесть по сохранению своей нации ложится только на их собственные плечи. Вероятно, для крымских татар прошло время национальной замкнутости, но станет ли возможно эффективное сотрудничество крымскотатарских структур с другими формами гражданской активности Крыма и Украины - покажет время.

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.