УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 130 посетителей

Теги
Католицька Церква Церква і медицина педагогіка шляхи єднання церковна журналістика Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) Ющенко Голодомор іконопис Археологія та реставрація Церква і влада УПЦ КП постать у Церкві Приїзд Патріарха Кирила в Україну милосердя Священний Синод УПЦ Президент Віктор Ющенко молодь українська християнська культура вибори 1020-річчя Хрещення Русі конфлікти Мазепа Предстоятелі Помісних Церков забобони секти діаспора монастирі та храми України автокефалія церква та політика комуністи та Церква Патріарх Алексій II Вселенський Патріархат церква і суспільство краєзнавство розкол в Україні Церква і політика УГКЦ Доброчинність






Рейтинг@Mail.ru






РІСУ: «Человек, который заражен враждою – это больной человек. Коммунизма нет, а болезнь осталась». Интервью с Евгением Сверстюком



РІСУ, Анатолий Бабинский, 13.09.2007

Интервью с известным диссидентом-правозащитником, главным редактором издания «Наша вера» Евгением СВЕРСТЮКОМ

Беседа посвящена теме примирения и взаимопонимания в украинском обществе

- В Украине так и не состоялся процесс объективной оценки и осуждения советского тоталитарного режима. Еще многие открыто прославляют сталинский режим, отрицают факт Голодомора и т.п. часто можно увидеть, что идет процесс якобы восстановления прошлого. А когда заходит речь о необходимости примирения, то одной из мыслей есть такая, что для этого дела мы должны закрыть глаза на прошлое, не вспоминать о нем. Можем ли мы нынче пожертвовать памятью ради мира и покоя?

- Я считаю, что вопрос нужно ставить по-другому... Ведь дело не только в памяти, дело в отсутствии подобающей информации и дело в отсутствии подобающей позитивной атмосферы для той информации, которую скрывали от людей.

Как правило люди прикидываются и умственно, и эмоционально, когда узнают, что их обманывают. Так было с Аллой Горской, когда она узнала правду о своем украинстве, что от нее скрыли правду...Тогда она стала диссиденткой. Так было со многими украинцами на Донбассе.

Если бы речь шла только о памяти, то тогда можно было бы людей типа Петра Симоненко оставить с их памятью и не иметь хлопот. На самом деле память того края (Донбасса - ред.) глубокая и смешанная, многие люди убежали в тот край от репрессий или пережили голодомор, они прятали от себя знания и становились лояльными, а от их имени говорили криминальные, партийные элементы. А сегодня им дали концепцию о борьбе двух цивилизаций в Украине, и им кажется, что они имеют основание своей враждебности.

На самом деле, это враждебность, какая присуща коммунистическому режиму и заложена в теории «классовой борьбы». За которой не было реальных классов, а было желание разделить народ и внести в массу враждебные настроения друг против друга. На этой почве и происходило «разоблачение врагов народа», выделенных среди самого народа. Эту болезнь, этот вирус вражды поддерживают нынешние преемники коммунистов (имею в виду не только коммунистическую партию, а всех, кто использует это), потому что это им выгодно и это дает сцементированный электорат. Человек, который заражен враждой - это больной человек. Коммунизма нет, а болезнь осталась.

- Готово ли наше общество воспринимать правду о прошлом?

- Начинать нужно с того - готов ли человек познать правду? И отсюда, готово ли общество?

Человек должен пройти через страдания, чтобы прийти к покаянию. Человек, который перешел от номенклатурного состояния к посткоммунистическому обогащению, не готов, чтобы что-то принять. Общество нужно готовить к такому восприятию. Этим должна была бы заняться Церковь. Но это может только настоящая христианская Церковь, а не политизированная Церковь, которая по сути является заменой большевицкой идеологии на «православную».

Но на сегодняшний день никто не занимается этой подготовкой. А силы, которые работают на разрозненность во имя сохранения классовых интересов, являются большими чем филантропические - миротворческие силы.

- Не избавилась от «советского прошлого» и религиозная жизнь в Украине. Мы видим, что церковные деятели награждают откровенных атеистов за якобы поддержку духовности, что особенно часто происходит перед выборами, как сейчас. В то же время, многие возлагают надежду на Церковь, что она должна содействовать примирению украинского общества. Как по Вашему мнению, способны ли Церкви на это? И какую роль они могут сыграть в этом деле?

- Понятие Церкви нужно конкретизировать. Нужно мыслить это понятие в единстве с прошлым и современным. Церковь, которая поддерживала гонителей - не покаялась и не изменилась. Поэтому прямо нужно называть это имитацией Церкви. В принципе украинские Церкви способны это делать, и они будут это делать по мере приближения к настоящему христианскому духу, а не фарисейского декларирования.

- Была бы успешной в этом контексте единая Украинская Православная Церковь, ведь разделение в украинском обществе в значительной мере идет именно по линии разделения в Украинском Православии?

- Объединенную Церковь мы должны представлять в соответствии с христианским идеалом. И такая Церковь способна покончить с разжиганием ссор и вернуться к миротворческой миссии.

- В Европе процесс секуляризации зашел довольно далеко. Поэтому многие европейские деятели говорят, что новая христианская духовность должна прийти из Центральной и Восточной Европы. Чему Украина сегодня может научиться от Европы и что может сама ей предложить?

- На сегодняшний день Украина должна была бы научиться корректному использованию понятий и честному мышлению. Не засоренному конъюнктурой и программированному ложью, через которую прошли 4 поколения.

Когда происходили межконфессиональные раздоры, то именно европейцы напоминали нам, что между христианскими Церквями, в принципе, не может быть вражды. Иностранные корреспонденты даже не записывали жалоб одной конфессии на другую.

В церковной жизни Запад дал нам уроки элементарной порядочности. Не случайно, священники и иерархи, которые приехали с Запада, очень отличались от иерархов, которые прошли советскую школу.

Мы же со своей стороны можем предложить Западу пример общественной искренности, жертвенности, природного стремления к религии. То есть того глубинного, что не утрачено под давлением безбожного режима. Мы можем познакомить Запад с примерами сохранения веры в условиях жестоких гонений, которых Запад не знал.

Но пока еще у нас не так много таких наработок (в построении религиозной жизни), которые были бы интересны людям Запада.


- Международный форум примирения и взаимопонимания будет проходить 21-23 сентября в Киеве. Какие Ваши ожидания от него? Что он может принести для Украины и нашего общества в целом?

- Форум не повлияет на позиции Церкви и епископата. Но он может посеять добрые семена в сознании людей, которые получат возможность познакомиться с новыми христианскими идеями.

- И на последок, как у Чернышевского, что делать, чтобы наше общество нашло в себе силы и желание идти к взаимопониманию?

- Лупайте цю скалу, нехай, ні жар, ні холод не спинить вас...

Нужно везде и всюду разбивать окаменевшие стереотипы. Пробуждать живой дух веры, в свете которого рассеивается тьма и ненависть.

В обществе нужно возрождать и культивировать дух любви. Ведь только на такой почве возможно миротворчество.

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.