УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 51 посетителей

Теги
діаспора Предстоятелі Помісних Церков іконопис 1020-річчя Хрещення Русі педагогіка Києво-Печерська Лавра Церква і політика УГКЦ Патріарх Алексій II Церква і влада монастирі та храми України українська християнська культура шляхи єднання комуністи та Церква милосердя церква та політика Мазепа розкол в Україні церковна журналістика Католицька Церква Ющенко Священний Синод УПЦ Президент Віктор Ющенко УПЦ КП секти конфлікти Приїзд Патріарха Кирила в Україну автокефалія молодь вибори Доброчинність забобони Голодомор Церква і медицина Митрополит Володимир (Сабодан) краєзнавство Вселенський Патріархат Археологія та реставрація постать у Церкві церква і суспільство






Рейтинг@Mail.ru






«Портал Credo.Ru» (Россия): Муфтий Украины, шейх Ахмед Тамим: "Исламофобия возникает там и тогда, где и когда ислам и мусульмане оказываются слишком тесно вовлеченными в политику"



«Портал Credo.Ru» (Россия), Валерий (Исмаил) Емельянов, 25 сентября 2007

"Портал-Credo.Ru":  Достопочтенный шейх, расскажите, пожалуйста, об общей ситуации с исламом в Украине.

Шейх Ахмад Тамим: Сегодня в стране насчитывается около двух млн мусульман, из которых 350 тыс проживают в Крыму. В основном,  последователи нашей религии сосредоточены в центральных, восточных и южных областях, меньше их на западе. Среди них - представители различных национальностей, как те, для кого ислам является традиционной религией, так и новообращенные. В начале 90-х гг., как и повсюду на территории бывшего СССР, в Украине начался процесс религиозного возрождения. Тогда же мы поставили вопрос о строительстве в Киеве мечети. Вы видите, здесь, на Лукьяновской улице, местность овражистая, и сначала власти предоставили условия, по которым строительство должно было начаться на уровне трех метров под землей, но затем условия изменились в нашу пользу. В 2000 году на куполе киевской мечети был установлен полумесяц, и начались регулярные намазы.

Сейчас мы имеем в Украине довольно развитую структуру исламских организаций. Поскольку в стране очень остра проблема наличия образованных имамов, то основной акцент мы сделали на образование. В 1993 году был открыт Киевский исламский университет, диплом которого признан ведущим исламским учебным заведением "Аль-Азхар" (Египет) наравне с собственным. В университете есть факультеты исламских наук, шариата, восточных языков, архитектурно-строительный и социально-экономический. Наличие такого учебного заведения позволяет нам избегать известных проблем, когда шакирды отправляются на учебу за рубеж. Есть также средняя школа "Иршад" (наставление), научно-исследовательский центр, издательство, собственные печатные и электронные СМИ. В перспективе планируем вокруг мечети создать полноценный Всеукраинский исламский центр.

- К какой традиции, мазхабу, принадлежат мусульмане Украины?

- К самым разным. Есть у нас и сунниты, и шииты. Наши мечети открыты для всех, и главное условие для того, чтобы в нее войти, - богобоязненность человека.

- А как к суфизму относитесь?

- Cуфизм - неотъемлемая часть ислама. Его можно определить как то, что существует в мусульманской духовности помимо исполнения обязательных правил религиозной жизни. Суфизм - это, прежде всего, внутренняя чистота. Как выразился один из известных богословов, "суфий - это тот, кто одевает шерсть и в состоянии чистоты следует по пути Пророка".

- Каковы основные направления социальной активности мусульман Украины?

- Прежде всего, это противостояние религиозному экстремизму и терроризму. Это не просто явление, это социальная болезнь, не менее страшная, чем физиологические хвори: рак или СПИД. И здесь, на наш взгляд, следует создать разветвленную сеть духовного просвещения национального масштаба, проводить лекции, конференции, семинары, использовать СМИ для того, чтобы представлять обществу именно религиозную мусульманскую оценку таких явлений. Болезненной и актуальной является также проблема объективной богословской экспертизы той литературы, что издается в нашей стране. Многие из таких изданий - это полуанонимные переводы, невесть кем сделанные и изданные, содержащие очевидные призывы к насилию и религиозной розни.

- Действуют ли в Украине организации, которые могут быть определены как экстремистские?

- Да. Это ваххабиты, "Хизб ут-Тахрир", "Джамаат Исламийя", а также "Братья-мусульмане". И они сегодня действуют практически во всех странах бывшего СССР.

- Вы используете термин "ваххабиты". Сейчас говорится о неправомерности использования этого термина, поскольку им часто обозначают всех последователей салафизма, сторонников обращения к изначальному исламу времен Пророка.

- Я все-таки считаю, что этот термин правомерен. Ваххабиты - не салафиты. Салафитами были выдающиеся имамы первых веков ислама, основатели четырех современных мазхабов. Ваххабиты - это сторонники взглядов Мухаммада ибн абд аль-Ваххаба, личные взгляды которого имеют мало общего с исламом. Так, в Украине распространяется брошюра "Отведение сомнений", автором которой указан Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими (это часть длинного имени самого абд уль-Ваххаба, помещенная для того, чтобы скрыть в глазах читателей истинного автора книги). Там содержатся призывы уничтожать людей, взывающих к святым, пророкам: Мухаммаду, Исе (Иисусу) и его святой матери Мариам (Марии). Ваххаб пишет, что кровь и имущество таких людей лишены неприкосновенности. В книге также утверждается, что пролитие крови тех, кто без уважительной причины не соблюдает пост, является богоугодным делом. Это, по сути, призывы к прямой расправе над представителями религий по законам Корана, находящимися под покровительством мусульман, а также над теми мусульманами, чьи взгляды отличаются от взглядов Абд уль-Ваххаба.

В Украине попытки легализации активно предпринимает партия "Хизб ут-Тахрир". Надо сказать, что эта партия была основана неким Такыутдином аль-Набхани, который, не имея на то прав, провозгласил себя "халифом нового времени". Его последователи убеждены, что тот, кто не присягнет этому халифу, умрет смертью "умершего в эпоху язычества". Для основателей таких сект, как "Братья-мусульмане" и "Джамаат-исламийя" египтянина Саида Кутуба и пакистанца аль-Маудуди, характерно утверждение, что человек, не соблюдающий хотя бы один закон шариата, является неверующим. Кстати, утверждение Саида Кутуба о том, что сегодня все человечество вернулось к эпохе язычества, позволяет сторонникам его взглядов творить насилие в отношении мусульман, в том числе женщин, детей и стариков. К сожалению, можно сказать, что близких к экстремистам позиций придерживаются довольно известные в мире такие богословы, как шейх Юсуф аль-Карадави и глава Европейского Совета по фетвам шейх Фейсал Моулави

Моя религия обязывает меня заявить о нашей позиции по отношению к этим опасным течениям, и речь здесь не идет о зависти или трениях с кем бы то ни было. Более того, мы постоянно озвучивали и озвучиваем приглашение носителям таких радикальных взглядов к открытой и честной дискуссии. Эта проблема, о которой Пророк говорил в одном из хадисов: "До каких пор будете молчать и не говорить о нарушениях угнетателей. Говорите то, что есть, как есть, чтобы люди остерегали себя от них".

- Вы контактируете с российской уммой по этому и, может быть, по другим вопросам?

- К сожалению, в России, в том числе и из-за конфронтации между муфтиями, радикальные течения активно развиваются. Издается литература, в том числе учебники, являющаяся пропагандой радикальных идей. Мы, разумеется, поддерживаем связи и активно предлагали российским духовным управлениям заключить договор, можно это даже назвать протоколом о намерениях, о совместной систематической деятельности по мониторингу и экспертизе радикальных религиозных течений и издаваемой ими литературе. Но, к сожалению, пока российская сторона достаточно пассивна. Плюс к этому, как только устанавливаешь контакты с одним духовным управлением, к этому ревностно начинают относиться остальные, и складывается сложная и двусмысленная ситуация.

- Как вы относитесь к такому явлению, как исламофобия?

- Исламофобия возникает там и тогда, где и когда ислам и мусульмане оказываются слишком тесно вовлеченными в политику. Ислам - это, прежде всего, богобоязненность, покорность Всевышнему. Это не означает, конечно, что человек не должен участвовать в жизни общества, политических движениях, но это не самое главное. А вот когда политика, политическая борьба становится главной, то - как следствие - исламская организация или община приобретает радикальный или даже экстремистский характер. И реакцией на это со стороны окружающего общества становится исламофобия в разных проявлениях.

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.