УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 202 посетителей

Теги
Предстоятелі Помісних Церков вибори Католицька Церква монастирі та храми України Вселенський Патріархат УГКЦ молодь церква та політика українська християнська культура комуністи та Церква автокефалія церковна журналістика 1020-річчя Хрещення Русі секти педагогіка розкол в Україні іконопис Археологія та реставрація Приїзд Патріарха Кирила в Україну конфлікти церква і суспільство милосердя Президент Віктор Ющенко Патріарх Алексій II краєзнавство Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і політика Мазепа Ющенко Церква і влада Церква і медицина забобони шляхи єднання Доброчинність діаспора УПЦ КП постать у Церкві Голодомор Києво-Печерська Лавра Священний Синод УПЦ






Рейтинг@Mail.ru






«Комментарии» (Украина): Мораторий на новые церкви



«Комментарии» (Украина), Мирослава Потоцкая, 09 ноября 2007

Президент решил за три месяца разобраться с выделением церкви новых помещений. Вот только никто этот указ выполнять не будет

В первый день ноября Президент Украины издал указ, обязующий Кабмин в трехмесячный срок разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект о памятниках сакральной культуры, отчуждение или передача которых в пользование физическим или юридическим лицам ограничиваются. Указ требует также введения моратория на отчуждение или передачу в пользование сакральных памятников, пока не будет составлен список того, что передаче религиозным организациям не подлежит.


А ведь еще ровно два месяца назад вице-премьер Дмитрий Табачник корил присутствующих на заседании кабминовской комиссии по вопросам возвращения имущества религиозным организациям за безосновательное затягивание процесса передачи культовых сооружений, не использующихся в социально-культурной сфере или отданным в аренду коммерческим структурам. Напомним, еще в начале года Табачник заявлял о том, что государство обязуется вернуть в собственность религиозным организациям экспроприированные помещения. Таких объектов, согласно списку, составленному Фондом госимущества Украины, сегодня свыше трехсот. Пока в них размещаются госучреждения, архивы, школы-интернаты, больницы, которые по идее должны уже потихоньку паковать чемоданы. Так, например, поставлен вопрос о передаче религиозной общине караимов кенасы на Ярославовом Валу в Киеве, которую сейчас арендует Республиканский дом актера; о передаче иудейской общине Одессы здания синагоги, в которой находится Государственный архив Одесской области, и так далее.


Рыночная стоимость имущества и существенные льготы религиозным общинам (преимущественное получение земли, освобождение от налога на землю, оплата электроэнергии по льготным тарифам и прочие), гарантированные государством, с одной стороны, способствуют тому, что религиозные организации растут как грибы после дождя. А культовых сооружений, несмотря на то что государственные мужи пекутся о проблемах церкви больше, чем об обеспечении граждан жильем, все равно не хватает.


Сейчас в Украине действует около 33 религиозных организаций, 175 высших и средних духовных учебных заведений. А это в восемь раз больше, чем 16 лет назад. «Но темпы роста институциональной религиозной сети, в среднем 5-7% в год, к сожалению, превышают темпы строительства культовых сооружений, - констатирует заместитель главы Государственного комитета по делам национальностей и религий Николай Новиченко. - Именно на этой почве и возникает большинство межконфессиональных конфликтов». Общий показатель обеспечения религиозных организаций культовыми помещениями - 68,9%, что маловато, считают в Госкомнацрелигий. За годы независимости страны верующим возвратили в собственность и пользование 3,6 тыс. бывших культовых сооружений, а также 12 тыс. предметов церковной утвари. Еще 5 тыс. государство уже построило, 3,8 тыс. находится в стадии строительства. В одном только Киеве религиозные организации ходатайствуют о выделении ста земельных участков на строительство церковных сооружений.


Вряд ли стремление государства обеспечить верующих церквями вызвано одним лишь историческим комплексом вины или желанием избежать межконфессиональных конфликтов. «Давайте пройдем по храмам - они полупустые. Но в то же время есть настойчивость в желании возвратить имущество. И у меня лично создается впечатление, что кого-то больше интересует не открытие монастыря, а возможность поскорее заполучить эти помещения», - говорит член правительственной комиссии, завотделением религиеведения Института философии им. Григория Сковороды профессор Анатолий Колодный. По его словам, если у государства нет средств на отселение школ-интернатов, например, в Кировоградской или Херсонской областях, то можно было бы обсудить с церковью вопрос совместного использования помещений школами и церквями, даже если они получат право собственности на эту недвижимость. Подобно тому, как это произошло в Одессе с помещением одной из местных больниц. «А там стоит вопрос об открытии монастырей, которых сейчас хватает», - говорит Колодный.


Особое беспокойство вызывает также тот факт, что среди переданных религиозным общинам храмов числятся выдающиеся памятники сакрального искусства - возрожденные Свято-Успенский собор Киево-Печерской лавры, Михайловский Златоверхий собор, Свято-Владимирский собор в Херсонесе, Андреевская церковь, костел св. Александра и синагога Бродского в Киеве, бывшая резиденция Римско-Католической Церкви во Львове, культовые сооружения Святогорской Свято-Успенской лавры в Донецкой области и многие другие. В общей сложности в пользовании находится почти четыре тысячи памятников архитектуры национального и местного значения. «Недавно монахи разрушили врата в Киево-Печерской лавре, хотя они являются составной частью архитектурного комплекса, - говорит Колодный. - А вот уже говорят, что росписи Врубеля в Кирилловской церкви неканоничны и их нужно заменить чем-то более благолепным».


Процесс реституции запущен, и предложенный Президентом мораторий вряд ли сможет его сдержать. Ведь государство пошло даже на беспрецедентные шаги, передавая религиозным общинам древние предметы культа, считающиеся национальным достоянием. Так, иудейской общине недавно были переданы свитки Торы, хранившиеся в государственном архиве. Стоит ли ожидать, что Украинская Православная Церковь вскоре получит, скажем, Пересопницкое Евангелие? И кто сможет гарантировать, что старинные издания окажутся в большей сохранности, находясь в руках служителей культа, чем в хранилище Национальной библиотеки им. Вернадского?


В целом же можно не сомневаться, что мораторий никто выполнять не будет. Да и наводить порядок в этой сфере никому не хочется. По одной простой причине - никто из правительственных мужей не хочет ссориться с иерархами, которые давно и упорно окучивают чиновников. К тому же церковь давно превратилась в отлаженную машину по зарабатыванию денег - вот только промыслы, характерные для XIX века, остались в прошлом. Монастырские мед и настойки - это скорее атавизм, чем способ самофинансирования. Теперь церкви - это огромные латифундии, никем не подсчитываемая наличка и, что главное, предприятия без налогов. Поэтому выделение новых территорий и помещений - в первую очередь способ зарабатывания денег.

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.