УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 110 посетителей

Теги
молодь церква та політика постать у Церкві секти українська християнська культура УГКЦ розкол в Україні Доброчинність комуністи та Церква шляхи єднання Президент Віктор Ющенко Голодомор Священний Синод УПЦ Католицька Церква УПЦ КП милосердя церква і суспільство Церква і влада вибори Археологія та реставрація конфлікти Приїзд Патріарха Кирила в Україну краєзнавство Церква і медицина Патріарх Алексій II 1020-річчя Хрещення Русі Церква і політика монастирі та храми України церковна журналістика діаспора автокефалія Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) Ющенко педагогіка Предстоятелі Помісних Церков Мазепа забобони Вселенський Патріархат іконопис






Рейтинг@Mail.ru






«Киевские ведомости»: Государство или Церковь? Кто может вырастить из сироты счастливого светского человека



«Киевские ведомости», Олег Пантюхин, 20 ноября 2007

Людмила Бабич, главный врач Черновицкого областного дома ребенка, побывала в немецком Центре для сирот. «После этого мои взгляды принципиально изменились, - говорит она. - Наша система учреждений для детей-сирот выстроена абсолютно неправильно».

- Наша система, - объясняет Людмила Бабич, - не учитывает главного - чувств детей. Например, лишают родительских прав женщину, у которой двое детей разного возраста. Как вы думаете, их направляют в один дом ребенка или в разные?
-?!
- Именно в разные. Братья, сестры, которые остались без родителей, ко всему еще и теряют друг друга. Разве это нормально? Гуманно? Такая система была у нас всегда. Поймите, эти дети-сироты, разлученные в раннем детстве, НИКОГДА не узнают друг о друге. Они попадают в разные семьи. Это недопустимо.
- Неужели причина в банальной бюрократической системе?
- Да. Но это только одна сторона проблемы. Другая не менее драматична - ребенок, попавший в сиротское учреждение, вынужден трижды (!) до своего совершеннолетия менять все: место пребывания, окружение, воспитателей. Согласно нашей системе, сироты до четырех лет воспитываются в домах ребенка, потом их направляют в детские дома, после этого - в школы-интернаты. Скажите, вам в вашем возрасте легко переехать куда-то навсегда? И представьте, как такая ситуация сказывается на психике ребенка, для которого при отсутствии родителей окружение является всем - домом, семьей.
- Мне было девять лет, когда мы с родителями переехали в другой город, и я не понимал, почему должен расстаться с друзьями, родным двором...
- А для ребенка-сироты такие изменения места пребывания - настоящая трагедия. Недавно к нам позвонили из детского дома в селе Оршовцы, куда забрали нашего маленького Олега: «Пообщайтесь с мальчиком. Ребенок очень тяжело адаптируется, все время плачет, вспоминает вас...» Я поговорила с Олегом по телефону, немного успокоила. Тем не менее проблему так не решить.
Для воспитанников мы становимся родными - и это не преувеличение. А когда деткам исполняется четыре года, мы вынуждены их отдать. Если для нас, воспитателей, это больно, то что ощущает ребенок?! И чем выше интеллектуальные способности малыша, тем тяжелее он переживает эти изменения, потому что у него больше внутренних эмоциональных связей с другими детьми и воспитателями. И ребенок воспринимает вынужденный отъезд как нашу измену. Он сызмала знал каждого из нас: утром встречал, каждый вечер провожал. А потом его отрывают от, по сути, сформированной семьи. Ребенок воспринимает это как предательство. Второе по счету. Первый раз его предали родители, второй - мы.
В немецких учреждениях для детей-сирот ребенок воспитывается в одном доме с двух лет до 21 года! И там пять-шесть детей живут вместе, как одна семья. Сестер и братьев никто не разлучает. Вообще все увиденное в Германии меня поразило. Ребята живут в трехуровневых особняках. Первый уровень - подвал, кладовка для хранения продуктов, котельная, прачечная, душевая. На втором - кухня, столовая, гостиная. На третьем - спальные комнаты. На каждом этаже туалет, умывальник. И 24 часа в сутки в этом доме работает Мама. Должность так и называется - мама-воспитатель. Она постоянно живет с детьми шесть дней в неделю. Но даже в единственный выходной эти мамы часто остаются здесь же. Таким женщинам, полностью посвятившим себя воспитанию сирот, надо ставить памятники!
- А кто они?
- Не монахини. Абсолютно нормальные женщины: курят сигареты, пьют пиво, красят ресницы, делают модные прически. Каждая - квалифицированный высокооплачиваемый педагог, который знает все индивидуальные особенности своих детей. Если нужно, скажем, диетическое питание, мама готовит для ребенка отдельно. Да и вообще все, как дома: старшие помогают младшим, вместе с мамой ребята занимаются хозяйством (помогают на кухне, стирают, убирают). Или, например, каждый из воспитанников может поехать в магазин и купить продукты, сам заплатить. Тут вам воспитание и свободы личности, и самостоятельности...
У нас все по-иному. Ребенок отстранен от реальной жизни, изолирован от внешнего мира, за него все делают. Безусловно, это отрицательно сказывается на его развитии, дезориентирует, делает слабым и зависимым.
- Теперь понятно, почему из интернатов нередко выходят неуверенные люди с комплексом неполноценности.
- В немецких сиротских домах все направлено на то, чтобы создать семейную атмосферу. Есть домашние животные, аквариумы с рыбками, птички. За ними ухаживают сами дети. Всегда много цветов. В комнатах по-домашнему разбросаны игрушки, и никто не кинется их прибирать, если, например, пришла санэпидемстанция. А еще запомнился стойкий запах ароматного кофе. Немцы, в том числе и дети, очень любят этот напиток. Все как дома...
После того как юноши и девушки из детдома закончат образование, рабочее место им гарантированно предоставляет государство. Затем они получают льготный кредит для покупки квартиры или строительства собственного дома. Меня очень поразило такое отношение. Немцы делают все возможное, чтобы дети, лишенные родителей, адаптировались к реальной жизни. И именно в этом видят свою главную цель.
- Хочу вернуться к вопросу о мамах-воспитателях. Неужели эти абсолютно нормальные женщины не хотят иметь личную жизнь: мужчину, своих родных детей?
- В том центре, где я побывала и где живут 80 детей, лишь одна мама имеет мужчину-друга, который к ней периодически приезжает.
- Может, они не могут иметь своих детей?
- В Германии бесплодие - действительно большая проблема, но это не значит, что эти женщины не могут иметь своих детей. Просто они захотели именно таким образом реализовать себя в жизни. Это неоценимый опыт.
- Расскажите поподробней о жизни в немецких центрах для сирот.
- Кроме жилых коттеджей и админкорпуса есть спортзал, стадион, концертный зал со множеством музыкальных инструментов. Дети устраивают концерты, причем сами пишут сценарии, шьют сценические костюмы, рисуют, устраивают выставки. И часто рисуют именно своих мам. С воспитанниками центра работают учитель музыки, хореограф, спортивный тренер. Поразила своим неожиданным и глубоким подходом работа психолога. Он, например, часто наблюдает, как дети играют. В центре, кстати, есть игровые комнаты, где ребенок может побыть один. И в них - специально разработанные психологами игрушечные модели квартир с интерьерами, а также куклы разного возраста и пола. Очень натуральные куклы - с ушами, языком, половыми органами. Дети их одевают и играют в то, что видели в жизни. Во время такой игры ребенок раскрывается, и психолог имеет возможность определить проблему - ту психотравму, которая негативно сказывается на поведении малыша и формировании его личности. Так, один мальчик, играя, пытался... повесить на петле куклу. Выяснилось, что на его глазах повесился отец. Об этом никто не знал, так как мальчик никому не рассказывал.
Дети - как матрица, запрограммированная жизнью взрослых. Поэтому они - вопреки стереотипу - не чистый лист, у них большое прошлое. Немецкий психолог рассказывал, как дети во время игры с куклами имитируют увиденные и пережитые ими сцены насилия в семье (в том числе и сексуального, иногда даже в извращенных формах). Был случай, когда девочка играла в то, как ее отец обливал из чайника кипятком мать. Пьянство родителей, скандалы, драки - все это можно увидеть в играх детей: они играют в свою прошлую жизнь, в то, что видели, ощутили, пережили...
- Напоминает методы Фрейда, который утверждал, что освободиться от проблемы можно только в том случае, если ее вынести из подсознания...
- Безусловно. Выяснив проблему, психолог планирует работу с ребенком, учитывая опыт прошлой жизни. Вот, к примеру, в нашем доме ребенка есть девочка Алина, которая не может спокойно спать, - ночью вскакивает с кровати, бежит, плачет. А мы ничего о причинах такого поведения не знаем. Опыт немецких психологов очень важен. Это шанс помочь ребенку вырасти гармоничным, счастливым.
- На какие средства содержатся сиротские центры в Германии? Государство помогает?
- Лишь частично. Основную финансовую помощь осуществляет церковь - из пожертвований прихожан. Директор того центра, где я побывала, -  глубоко верующий человек, который тонко понимает детскую душу. Припоминаю случай: мальчик на велосипеде мчался на большой скорости. Директор, как настоящий полицейский, взял под козырек и, жестом руки имитируя жезл, показал юному водителю, чтобы тот остановился. То есть обыграл ситуацию: предупредил о превышении скорости и сказал, что настоящему водителю недопустимо ехать с незастегнутым шлемом безопасности. Мальчик мгновенно включился в игру - в такой форме ему было интересно исправиться.
- Какое самое яркое впечатление от посещения Центра для сирот?
- Там дети чувствуют себя семьей. Без такого ощущения у человека не может быть уверенности в жизни. Ведь близкие люди - это любовь и невероятная поддержка. Вот я вчера поговорила по телефону со своим сыном, который сейчас в другом городе. Даже услышать интонацию голоса - очень важно, это родное. Семья - это дар Божий, благодать.
Украинские психологи исследовали, что в большинстве наших учреждений для детей-сирот - суровая дедовщина. Это из-за отсутствия любви. Немецкие же сироты не чувствуют себя брошенными, ненужными. У них есть дом, мама, семья. А в семье такого явления, как дедовщина, не существует.
Я очень рада, что вопрос реформирования системы сиротских учреждений в Украине вынесен на государственный уровень. Нам просто необходимы реформы. Мы должны использовать успешный опыт немецких коллег. Неужели украинские дети-сироты этого не заслуживают? 

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.