УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 305 посетителей

Теги
постать у Церкві іконопис Голодомор конфлікти Приїзд Патріарха Кирила в Україну Митрополит Володимир (Сабодан) українська християнська культура Предстоятелі Помісних Церков УГКЦ милосердя церковна журналістика Вселенський Патріархат вибори Доброчинність монастирі та храми України церква та політика забобони педагогіка Мазепа Археологія та реставрація Церква і політика розкол в Україні Президент Віктор Ющенко Ющенко Києво-Печерська Лавра Католицька Церква діаспора Священний Синод УПЦ краєзнавство Церква і медицина молодь автокефалія 1020-річчя Хрещення Русі церква і суспільство УПЦ КП шляхи єднання Церква і влада секти Патріарх Алексій II комуністи та Церква






Рейтинг@Mail.ru






«Боспор» (Керчь, Феодосия): Новый год на Руси



«Боспор» (Керчь, Феодосия), Елена Иванова, 27 декабря 2007

Обычай начинать год с сентября пришел на Русь из Византии вместе с церковными обрядами и богослужебными книгами. Однако в светской жизни сентябрьский новый год утвердился только к концу XV века. В 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года, 1 сентября.
О традиции сентябрьского новолетия сохранилось в истории немало сведений. Празднование Нового года совершалось в России с конца XVI века и отличалось торжеством и размахом. Однако средоточием праздника было не пьяное застолье, а Богослужение. Накануне вечером совершалось малое повечерие. В полночь начинали Всенощное бдение. А утром торжественно совершалась Божественная Литургия и освящалась вода. Поскольку по церковному календарю 1 сентября чтили память святого преподобного Симеона Столпника, то в народе его стали именовать Симеоном Летопроводцем, а 1 сентября - Семеновым днем.
В XVII столетии празднование Нового года оформилось в особую церемонию. Она проходила во многих городах Руси, но особенным торжеством и великолепием отличалась, конечно же, в Москве, поскольку в ней участвовали Святейший Патриарх и царь. Церемония празднования начала нового года совершалась в Кремле, на Соборной площади, где располагались Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы и Ивановская колокольня.
С утра проходили праздничные Богослужения в Успенском и Благовещенском соборах. Вот как «Дворцовые разряды» описывают происходившее во времена царствования Федора Алексеевича Романова: «Сентября в 1 числе, в день недельный, Великий Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, изволил из своих государевых хором приттить в соборную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы. А из соборныя церкви Успения Пресвятыя Богородицы великий господин святейший Иоаким, Патриарх Московский и всея Русии, за святыми иконы и за честными кресты со всем освященным собором пришел на уготованное место против церкви собора архистратига Божия Михаила, где бывает, по прежнему обычаю, молебное пение о начале нового лета».
Затем начиналась самая торжественная часть церемонии. Вот как это происходило во времена царствования Алексея Михайловича Романова. На площади, между царским Теремным дворцом и Успенским собором, уже стояли стрелецкие полки. Напротив Красного крыльца на специально сооруженном помосте, устланном персидскими коврами, располагались два богато убранных кресла наподобие тронов: для Святейшего Патриарха и для царя. Патриарх в сопровождении духовенства по окончании Богослужения выходил под звуки колоколов из Успенского собора. И торжественная процессия следовала Крестным ходом к приготовленному на Соборной площади помосту.
В это же время из Благовещенского собора выходил царь Алексей Михайлович со свитой. Патриарх и царь встречались у помоста. Патриарх благословлял царя крестом, а затем служил молебен с чтением Апостола и Евангелия и освящением воды. Затем Патриарх и царь поздравляли друг друга с новолетием, после чего все присутствовавшие на празднике поздравляли Патриарха и государя, проходя мимо помоста с низким поклоном. И только после этой торжественной части начинались праздничные народные гуляния.
Новолетие почиталось на Руси одним из больших праздников. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что в день Нового года, 1 сентября, за заслуги перед государством могли пожаловать чином, что делалось царем лично в торжественной обстановке только на Пасху, Рождество и в некоторые другие особо праздничные дни.

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.