УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 219 посетителей

Теги
Священний Синод УПЦ Археологія та реставрація постать у Церкві Патріарх Алексій II УГКЦ розкол в Україні комуністи та Церква секти Доброчинність Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква і суспільство Ющенко Мазепа конфлікти українська християнська культура педагогіка Голодомор милосердя автокефалія шляхи єднання церква та політика Церква і влада вибори Католицька Церква Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) забобони Вселенський Патріархат діаспора Церква і політика УПЦ КП Предстоятелі Помісних Церков іконопис церковна журналістика монастирі та храми України краєзнавство 1020-річчя Хрещення Русі Президент Віктор Ющенко молодь Церква і медицина






Рейтинг@Mail.ru






«Газета по-харьковски»: Некрополь Успенского собора



«Газета по-харьковски», Андрей Печенежский-младший, Мария Фиснер, 21.12.2007

Во время укрепления фундамента строители обнаружили захоронение, где покоятся останки как минимум двенадцати человек

Харьков нуждается в отдельных археологических исследованиях, таких же, как в Киеве, Москве и Новгороде, в один голос утверждают местные историки. Пока же все открытия у нас делаются случайным образом. То во время строительства площади Свободы находят кости мамонтов, то при прокладке труб в центре города обнаруживают культурный слой XII-XIII веков со множеством интересных археологических раритетов. Последний «хит» - случайно обнаруженная усыпальница на территории Успенского собора. Предположительно, там находятся останки первосвященников.

Туалет и гардероб на месте подземных усыпальниц
Как гласит официальная история, подземную церковь под храмом планировали построить еще во время его возведения (1771-1777 г.г.). С церковью не сложилось, зато соорудили подземные кельи и усыпальницы - там сейчас гардеробы и туалет органного зала. А о том, что на территории Успенского собора есть целый подземный некрополь, стало известно только благодаря случайности. Чтобы укрепить фундамент вокруг храма, рабочие сняли старый асфальт. Возле западных ворот, там, где когда-то была часовня, нашли подземный ход. Когда староста собора Дмитрий через небольшой провал проник в помещение и рассмотрел его, оказалось, что это усыпальница.

- Сначала подумали, что это подземный ход, который соединял харьковские церкви, - говорит Дмитрий, - а когда я попал внутрь, понял, что это склеп - нет прохода. И форма кладки на стенах - как для захоронения: положили усопшего и замуровали.

Служители Успенского собора очистили от песка и земли только одну треть некрополя, в котором до пяти усыпальниц. На дальнейшее исследование у представителей церкви просто нет денег, хотя они и признаются - хотели бы знать, кто покоится в склепе.

- Что там находится конкретно - тяжело сказать, пока не увидишь это и не пощупаешь, - говорит старший научный сотрудник «Слобожанской археологической службы» Ирина Голубева. - По ряду описательных признаков можно предположить, что это захоронение 19 века. Хотя там может быть все что угодно, ведь рядом мы находили керамику и бронзового века, и XII-XIII веков, раритеты XVII столетия. Хотелось бы увидеть что там, но, к сожалению, часто в таких случаях археологов не пускают к находкам.

Сейчас вход в подземное захоронение заварен - чтобы «черные археологи» не разграбили. А о находке напоминает небольшое сооружение, на месте которого со временем планируют установить памятный знак. Сам староста церкви Дмитрий считает некрополь сакральным местом. На это указывает цвет скелетов - золотисто-янтарный, присущий только святым мощам. Не исключено, что под бывшей часовней покоятся митрополиты и архиереи Харькова.

Склепы в «Коробках»
Любому, даже самому профессиональному специалисту, тяжело говорить что-то определенное об историческом памятнике, пока не проведены его исследования. Однако даже заочно можно попробовать провести некие аналогии.

- Где-то в 2000-2001 году, точно не помню, экспедиция университета им. Каразина во время исследований фундамента полуразрушенного монастыря в Коробовых хуторах (кстати, очень интересный монастырь был - в нем прятались казаки после того как Екатерина II разогнала Запорожскую Сечь) обнаружила склеп первосвященника, - рассказывает зав. археологической лабораторией педуниверситета им. Г.Сковороды Владимир Колода. - Тогда археологи расчистили его, подготовили к открытию, намереваясь на следующий день попасть туда и профессионально исследовать содержимое. Но... местное население за одну ночь разрушило склеп, ожидая найти там золото-бриллианты. После них удалось найти только кипарисовый крест и парчовую накидку, которые были переданы нашему митрополиту Никодиму. Нехорошая возня стала после этого развиваться: Змиевская епархия предъявила какие-то претензии, начались судебные тяжбы и разбирательства... Ну а в итоге сейчас этот склеп используется как свалка пластиковых бутылок, тетрапаков и прочего мусора... Так вот, это захоронение, скорее всего, аналогично тому что под Успенским собором, вплоть до того, что возможна такая же кладка кирпича.

- Церквушка в Коробовых хуторах - это, по-моему, не совсем, удачная параллель, - не соглашается с коллегой Ирина Голубева. Часть храма, которая была там исследована, датируется XVII веком. А находка возле Успенского собора относится к XIX веку, так что сравнивать их, наверное, не корректно.
Так или иначе, историческую ценность склепа под Успенским собором трудно переоценить, ведь в те времена церкви были научными, культурными и даже политическими центрами, поэтому исследование их наследия могло бы рассказать много нового о наших предках.


Кстати
Как харьковчане Сигизмунда III подделывали
Самые интересные археологические находки Харьковщины последнего времени

В этом году археологами «Слобожанской археологической службы» во время раскопок на улице Примеровской (район Горбатого моста) было найдено двухслойное поселение. Нижний слой - бронзовый век, верхний можно отнести к XVIII-XIX векам. Вот здесь как раз и нашли продукты деятельности древних фальшивомонетчиков - украинскую подделку, или, говоря мягче, подражание билоновому (из двух металлов) грошу Сигизмунда III. По мнению археологов, это явно местное производство, что видно по ряду отличительных черт.

Еще одна важная находка этого лета - жилище аланского кузнеца, обнаруженное этим летом в Мохначе экспедицией педуниверситета. Здесь же нашли мумифицированную руку жрицы, которая, как выяснилось позже, оказалась неким шаманским культовым орудием и, скорее всего, предназначалось для кузнечного колдовства, направленного на более удачную добычу и обработку руды. Таким образом, в исследовании религии аланов была открыта новая, ранее неизвестная страница.

Кроме того, германо-славянская экспедиция каразинского университета нашла в Валковском районе первое на нашей территории стопроцентное поселение готов. А все та же «Слобожанская археологическая служба» - правда, в прошлом году - обнаружила в районе 17-го кладбища на Даниловке очень интересное открытое поселение золотоордынского периода. Именно то, что оно открытое (то есть без укрепительных сооружений), свидетельствует о том, что население наших земель не только воевало с кочевниками, но имело с ними и другие отношения. Жители подобных открытых поселений не боялись нападений золотоордынцев, потому что умели находить с ними какой-то общий язык, несмотря на разницу культур и вероисповеданий.


Знающий человек
В Украине должна развиваться церковная археология
Владимир КОЛОДА, зав. археологической лабораторией ХНПУ им. Г.Сковороды:

- В России уже есть церковная археология, практически превратившаяся в отдельную отрасль. Есть специалисты, которые занимаются подобными исследованиями, церковь ищет на это средства и находит. Она, понятное дело, использует все это для своих нужд, в том числе идеологических, но, тем не менее, это наука. Думаю, что и наша церковь, при ее небедности, могла бы отыскать деньги на археологические изыскания.

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.