УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 209 посетителей

Теги
Вселенський Патріархат іконопис Президент Віктор Ющенко церква та політика Церква і медицина діаспора українська християнська культура монастирі та храми України Священний Синод УПЦ Доброчинність 1020-річчя Хрещення Русі забобони Патріарх Алексій II Церква і влада церковна журналістика педагогіка комуністи та Церква Археологія та реставрація Києво-Печерська Лавра Церква і політика Католицька Церква постать у Церкві УПЦ КП Приїзд Патріарха Кирила в Україну Мазепа конфлікти секти розкол в Україні краєзнавство автокефалія Голодомор церква і суспільство вибори Предстоятелі Помісних Церков молодь милосердя Ющенко УГКЦ шляхи єднання Митрополит Володимир (Сабодан)






Рейтинг@Mail.ru






«Панорама» (Сумы): Смерть всех сравняла. В Сумах покоятся сотни безымянных немецких солдат...



«Панорама» (Сумы), Евгения Суярко, 21.02.2008

Во время оккупации г. Сумы в годы Великой Отечественной войны на территории Ильинской церкви находилось огромное захоронение немецких солдат.
Не исключено, что уже в апреле текущего года Народный союз Германии по уходу за военными могилами получит разрешение от Государственной межведомственной комиссии по увековечению памяти жертв войны и политических репрессий при Кабинете министров Украины на проведение эксгумационных работ на территории церкви.

Сравнять с землей


В послевоенный период сохранились далеко не все немецкие кладбища. Борьба с немецкими воинскими захоронениями началась еще во время войны, когда была издана негласная директива НКВД об уничтожении вражеских могил. На освобожденных территориях следовало снести кресты на немецких могилах, надгробия сровнять с землей, а останки немецких солдат выкопать и перенести за пределы населенных пунктов - в овраги, заброшенные силосные ямы и т.п. Но, как правило, могильные березовые кресты население разбирало на растопку, могильные холмы разравнивали. В результате немецкие захоронения лишались внешних признаков, и местные власти отчитывались о приведении директивы в исполнение.
Длительное время захоронениями немецких солдат никто не занимался. Даже мертвых военнослужащих считают захватчиками и врагами. Только единицы чтят могилы воинов, не деля их на советских или немецких
Так и остались воинские кладбища, большинство из которых находилось в центральной части населенных пунктов, затоптанными и разрушенными. На них стали возводить различные постройки, разбивать парки, прокладывались дороги и инженерные коммуникации. Так, в г. Ахтырке на большом немецком кладбище возвели многоэтажки. В Тростянце вблизи стадиона оно было полностью уничтожено во время прокладки коммунальных сетей. В с. Штеповка Лебединского района немецкое воинское захоронение уничтожили намеренно. Его обнаружили во время прокладывания теплоцентрали, и, хотя по плану инженерные коммуникации проходили только до центра этого кладбища, коммунальщики перекопали его полностью.

Чужие...


Сумчанину Валентину ЧЕЛОБИТЧЕНКО 80 лет. За прожитые годы он увидел многое. В 1943 г., будучи еще «зеленым» (парню не было и 17 лет) пошел на фронт. Начинал служить под Мариуполем, потом демобилизовался и опять ушел на фронт. За время боев на территории Украины он лично похоронил 11 солдат. Только дойдя до Германии, буквально на четвертый день попал в неравный бой, после которого предал земле 31 соотечественника. Хоронил на окраинах поселков, городов, в лесах, на полях... Эти кровавые картинки из жизни навсегда отпечатались в его памяти. «Я много немцев убил на войне, многие убили моих друзей, тем не менее настаиваю, чтобы ко всем могилам относились с уважением. Все погибшие были людьми, и я не позволю, чтобы их могилы оскверняли», - говорит он.

Дело в том, что, по рассказам тещи Валентина Андреевича, во время оккупации в городе Сумы на территории Ильинской церкви хоронили немецких офицеров-летчиков.
Сейчас там находится одна церковь, не считая каплички и небольшого, еще недостроенного домика возле ограды, с левой стороны от центрального входа.

"Мне кажется, это ужасно - начать строить на кладбище, не перезахоронив людей. Это варварство! Поэтому я пошел в эту церковь и спросил священнослужителя: знаете ли вы, что делаете? Там же похоронены солдаты! А священник даже не выслушал меня. На протяжении 60-70 лет на этом месте был обыкновенный газон, никаких строек там и близко не было. Кроме того, на территории церкви развели мусорник. Как они не могут понять, что это святое место для сумчан! Увидев этот срам, я подумал: неужели немцы относятся к могилам советских солдат так же, как мы относимся к их?" - возмущен Валентин Челобитченко.

Нет, немцы оказались очень порядочной нацией, которая чтит память погибших. По поручению правительства ФРГ усилиями сформированного Народного союза Германии по уходу за военными могилами на территории Германии созданы и поддерживаются в ухоженном состоянии 3600 воинских захоронений, в которых покоятся более 760 тыс. граждан бывшего Советского Союза. Из бюджета ФРГ на содержание этих захоронений выделяется ежегодно около 25 млн. евро. Делегации ветеранов из России, Украины и других стран СНГ приглашаются для участия в Днях Народной Скорби, где они могут лично убедиться в поддержании хорошего состояния военных мемориалов и захоронений советских воинов на территории Германии.

И все-таки оно существует!


Побеседовав с представителем Народного союза Германии по уходу за военными могилами в Восточной Украине Виктором СТАРЧЕНКО, мы узнали о том, что старожилы помнят, что перед Ильинской церковью во время оккупации были похоронены около 800 немецких солдат. Захоронение располагалось со стороны бывшей ул. Красногвардейской вправо и влево вдоль ограды, а также вдоль бугристой дорожки, которая ведет к центральному входу церкви. «По опыту могу сказать, что такой асфальт - явное свидетельство захоронений», - заявил Виктор Старченко.

Конкретно этим кладбищем Народный союз Германии начал заниматься в 1998 г. В ноябре прошлого года представители этой организации снова посетили Сумы и при общении со старожилами нашли новые подтверждения существования на территории Ильинской церкви большого захоронения немецких солдат. После этого они обратились в горсовет с просьбой заактировать это место как памятник истории, на что получили ответ: мол, для начала мы сами должны провести внутреннее расследование и убедиться, что там действительно было кладбище. «Результаты их расследования не сильно отличались от наших. Милиция опросила местных жителей и получила те же ответы, что и мы, поэтому мэр Геннадий МИНАЕВ подписал Акт установления места захоронения, как того и требует законодательство. Теперь данное захоронение обрело статус объекта культурного наследия. В данный момент проводятся необходимые согласования, чтобы в дальнейшем провести эксгумацию и перезахоронить солдат, конечно же, с разрешения местной власти и церкви. Сейчас Государственная межведомственная комиссия по увековечению памяти жертв войны и политических репрессий при Кабинете министров Украины принимает решение о выдаче разрешения на проведение работ, которое мы планируем получить не раньше апреля этого года», - рассказывает Виктор Старченко.

Пример для подражания


Необычная история произошла с поиском и перезахоронением останков немецких солдат в с. Рясное Краснопольского района. В декабре 2004 г. в Народный союз Германии обратился епископ Сумской и Ахтырский с просьбой забрать и перезахоронить останки немецких солдат, чьи захоронения были разрыты мародерами на территории Свято-Дмитриевского монастыря. Во время войны в уцелевших зданиях монастыря был немецкий госпиталь, и умерших солдат хоронили рядом. Данная просьба священнослужителя была вызвана еще и тем, что зимой 2005 г. на месте взорванного Свято-Дмитриевского собора, который частично находился на немецких захоронениях, в связи с возрождением монастыря планировалось установление Поклонного креста. При осмотре места выяснилось, что вдоль периметра фундамента собора могилы немецких солдат перекопаны мародерами. Народный союз Германии отозвался на просьбу священнослужителей, хотя план проведения работ на 2005 г. был уже утвержден. Мало того, уже в апреле, как только позволили погодные условия, поисковая группа приступила к работе. Уже к концу месяца были эксгумированы останки 62 немецких солдат. Территория была приведена в порядок и сдана по акту председателю Ряснянского сельского совета и представителям церковной общины. После окончания работ на том месте установлен Поклонный крест как символ возрождения православной веры.

Немецкие Сумы


Кроме захоронения на территории Ильинской церкви в Сумах были и другие. Вот только информации об их точном количестве и месте расположения практически нет. Документы, которые бы свидетельствовали о существовании немецких кладбищ, отсутствуют. Их нет ни в архиве, ни в краеведческом музее, ни у историков. Тем не менее существуют исторические исследования и воспоминания людей, которые стали очевидцами событий.

По словам историка Михаила МАНЬКО, в Сумах немцев хоронили с 10 октября 1941 г. по 2 сентября 1953 г. За это время образовалось немалое количество кладбищ. И связано это, прежде всего, с большим количеством немецких госпиталей в городе. Всех умерших и погибших на поле боя хоронили в Сумах.
Любое осквернение захоронений подпадает под ст.297 Уголовного кодекса Украины «Надругательство над могилами» и карается штрафом до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, или арестом на срок до шести месяцев, или сроком до трех лет ограничения, а то и лишения свободы
Как правило, немцы отводили под кладбища территории церквей, парков, рыли траншеи в оградах. Но опять-таки самое лучшее и самое масштабное кладбище в Сумах было на территории Ильинской церкви. По рассказам Михаила Манько, там были похоронены не только немцы, но и венгры, словаки, поляки, итальянцы.
«Когда к нам приезжали немцы, чтобы найти кладбище, на котором были похоронены их соотечественники, они мне рассказывали, что там покоятся не только солдаты, но и полковники, генералы», - делится он.

В 1950 г. горсовет принял решение об уничтожении этого кладбища, аргументируя это тем, что оно не сохранилось, находится в плохом состоянии, перезагружено. Дальнейшая его судьба после принятия решения неизвестна.

Также немецкие захоронения были по ул. Роменской, Тополянской. Последнее кладбище в Сумах появилось в 1953 г. на Химгородке, возле Сумского мясокомбината, оно же в позапрошлом году было уничтожено последним.

Некоторые краеведы утверждают, что часть немецких захоронений есть на Лучанском кладбище. Известно точно, что там лежат венгры, венгерские захоронения есть также под Курским мостом. Во время войны на Лучанском кладбище хоронили пленных, которые умерли от ран и болезней.

По словам краеведа Виктора ТОКАРЕВА, были отдельные немецкие захоронения на городском кладбище, бывшем кладбище возле вокзала. «Возможно, были на Барановке. Когда наши наступали, немцы оборонялись, а после боя всех умерших хоронили прямо на месте. Но неизвестно, покоятся ли там только наши или еще и немцы. Нет точных свидетельств, которые это подтверждают», - говорит он.

Сам себе гробовщик


Сегодня в Украине Народным союзом Германии по уходу за военными могилами создано пять сборных кладбищ, на которых хоронят немецких солдат. Для Восточного региона Украины Харьковская облгосадминистрация предоставила территорию площадью приблизительно в 5 га для строительства сборного военного кладбища. Оно граничит с 17-м гражданским кладбищем. Территория, которая имеет вид треугольника, расположена под наклоном 20 град. Посетитель заходит на кладбище через скромное здание. Дорожка, вымощенная брусчаткой, проходит вдоль склона, поднимаясь к центральной памятной площадке, на которой установлен массивный гранитный крест. Имена и данные погибших выбиты на гранитных стелах. Территория покрыта газоном, на котором установлены символические группы каменных крестов.

В настоящий момент на Харьковском сборном военном кладбище перезахоронено около 40 тысяч павших из минувших воинских погребений, которые были расположены на территории Харьковской, Донецкой, Днепропетровской, Луганской, Сумской и Полтавской областей.

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.