УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 163 посетителей

Теги
іконопис церква і суспільство Церква і медицина постать у Церкві УГКЦ Києво-Печерська Лавра діаспора монастирі та храми України Мазепа Церква і політика УПЦ КП педагогіка церковна журналістика Ющенко забобони розкол в Україні церква та політика Археологія та реставрація Доброчинність Церква і влада 1020-річчя Хрещення Русі конфлікти Приїзд Патріарха Кирила в Україну Президент Віктор Ющенко шляхи єднання краєзнавство комуністи та Церква милосердя секти Голодомор автокефалія Католицька Церква Священний Синод УПЦ Митрополит Володимир (Сабодан) Предстоятелі Помісних Церков Патріарх Алексій II молодь Вселенський Патріархат вибори українська християнська культура






Рейтинг@Mail.ru






«Народна правда» (Украина): Российские украинцы: останется ли на карте "страна Хохляндия"



«Народна правда» (Украина), Олексій Бритюк, 26.02.2008

"На карте нет такой страны. И все-таки она существует, ибо есть земля, и есть народ. Земля - Курские, Белгородские и Воронежские места, прилегающие к Украине. Народ - хохлы."
Юрий Петренко, "Страна Хохлядия"

Во все времена амбициозные, имперски настроенные государства пользовались всеми доступными средствами влияния на своих соседей. И одним из самых сильных средств всегда считалась поддержка со стороны соотечественников, которые проживают в ближнем и дальнем зарубежье. Связи с ними позволяли формировать политику влияния изнутри. Так, Германия очень активно помогала в свое время силезским и советским немцам, в обмен на лояльность к своей государственной политике, а Румыния до сих пор распространяет свое влияние, используя родственное молдавское население.

Типичным примером распространения имперского влияния на Украину можно рассматривать и спекуляции отдельных российских политиков на теме проблем русскоязычного населения Украины. Причем, руководство, по крайней мере, двух украинских областей - Луганской и Донецкой, делает на это ставку в своей политике. Активно эксплуатируется тема русского языка, сближения с Россией, предоставление Донбассу какого-то отдельного автономного статуса и прочее, прочее.

На наш взгляд есть и обратная сторона медали у подобной политики - отношение государства Украина к соотечественникам, проживающим в Российской Федерации. Кто они, как живут, на каком языке разговаривают? С какими проблемами сталкиваются и вообще, считают ли себя украинцами?

По данным последней переписи населения России, которая прошла в 2002 году, украинцами назвали себя почти три миллиона человек, а это 10,6 % нерусского населения страны, третья по численности после русских и татар этническая группа. Больше всего этнических украинцев проживает естественно у границы: 74 тысячи жителей Воронежской области (3,1%), 58 тысяч Белгородцев (3,8%), 21 тысяча жителей Курской области (1,7%), больше 118 тысяч жителей Ростовской области (2,7%), 131 тысяча жителей Краснодарского края (2,6%), 46 тысяч жителей Ставропольского края (1,7%). Ровеньковский историк и краевед Валерий Бондарь давно изучает феномен "российских украинцев". По его подсчетам, в семи районах Белгородской и трех районах Воронежской области доля этнических украинцев составляет 60-70% общего населения.

Именно с ними - российскими украинцами и решили мы встретиться в ходе небольшого визита на юг Белгородской области.

Мы ехали по южным районам Белгородской области, мимо деревень с характерными названиями - Салово, Галушки, Дубки. Целью нашей поездки было городское поселение (так записано в официальных документах), а проще говоря, райцентр Ровеньки.

Небольшой, ухоженный городок, больше похожий на казацкую станицу. Побеленные деревья, пешеходный центр, березки и потрясающе громадная церковь с колокольней. Памятник Богдану Хмельницкому. Всюду на улицах, в магазинах, даже в государственных учреждениях была слышна украинская речь. Не суржик и не просто мягкий южно-русский диалект, а настоящая "мова". Откуда она здесь взялась?

Историки считают, что долина реки Северский Донец после монголо-татарского нашествия стала "диким полем". Здесь практически не было постоянного населения, и лишь изредка появлялись кочевые племена. В середине 17 века часть территории современной южной России стала заселяться черкасами - казаками, которые пришли с днепровского Правобережья. Фактически они и положили начало развитию населенных пунктов края. С конца 18 века земля эта стала приписана к Украинско-Слободской губернии с центром в г. Харькове.

Казаки принесли в Подонцовье украинскую культуру, язык, традиции. Но этническая принадлежность это лишь часть самоидентификации. Конечно, в современных условиях сложно вести речь о самобытной культуре или сохранении обрядов и традиций. Самым ярким отличием для этих людей был и остается язык - универсальное средство коммуникации. Кроме того, очень важны были тесные контакты с переселившимся населением и остальной частью казацкой Украины. Потомки казаков и составляют сейчас основу населения пограничных районов, как со стороны России, так и севера Луганской области. Именно эти края с самобытной культурой российских украинцев описал воронежский историк Юрий Петренко в книге "Страна Хохляндия".

"Всегда здесь говорили на украинском, - рассказывает нам директор местного краеведческого музея Нина Волощенко, - и никакими средствами русификации добиться не удавалось. Даже в паспортах до 1991 года 90% местного населения были записаны как украинцы". Но есть и определенная специфика. Местное население абсолютно не владеет письменным украинским языком. Да, все здесь смотрят украинское телевидение, прекрасно понимают устную речь, дома и между собой говорят на украинском, а писать или читать не умеют.

В музее мы рассматривали типично украинские слобожанские рушники, вышиванки, другую одежду, посуду. Наше внимание привлекла пожелтевшая фотография с надписью "Перша ровеньківська конференція вчителів, 1929". Нина Ивановна рассказала нам, что в 1928 - 1933 годах на территории, населенной преимущественно украиноязычным населением проходила сталинская политика коренизации. На украинский стали переводить школы, официальные документы, даже вывески переписывали. Зачем? Великий кормчий объяснял это так: "Чтобы Советская власть стала и для инонационального крестьянства родной, необходимо, чтобы она была понятна для него, чтобы она функционировала на родном языке, чтобы школы и органы власти строились из людей местных, знающих язык, обычаи, быт нерусских национальностей". Как не помогают силовые методы при русификации устной речи ровеньковцев, так не помогли и попытки внедрить в жизнь людей письменный украинский. Что ж, язык это явление очень напоминающее геном человека - он не поддается искусственному управлению или регулированию, но в то же время, сам находит самые подходящие варианты для выживания. В классическом понимании мы должны констатировать естественный и природный билингвизм ровеньковцев.

Связи между россиянами и украинцами продолжают оставаться очень прочными, практически у всех есть родственники в Украине. Пограничники даже пошли на упрощение режима пересечения границы для местных жителей: они могут ездить в гости к родственникам просто предъявив на границе паспорт с пропиской, не нужны миграционные карты, таможня проще смотрит на провозимые товары. Есть даже специальные пункты упрощенного пропуска. Сотрудничество между приграничными территориями поддерживается на уровне администраций районов. "Мы регулярно ездим в гости к луганчанам, на все праздники, официально и просто так. - Комментирует ситуацию глава администрации Ровеньковского района Владимир Улесько. - Вот, ставим театральную постановку "За двумя зайцами", украинская пьеса, приезжайте!".

Но чего мы не увидели во время этой поездки, так это какого бы то ни было внимания к российским украинцам со стороны Украины. Нет ни творческих центров украинской культуры, ни поддержки литературой, периодикой. В местных школах дети говорят на украинском языке в коридорах на переменах, но им строго настрого запрещено общаться на нем во время уроков. "Фактически нам мешает мова. мы должны научить детей думать и говорить на русском, а тут - смесь какая-то" - таково мнение одного из директоров школ. В принципе, она права - дети вырастут и будут жить и учится, сдавать экзамены в России, стране, где украинский язык не преподается в вузах, на нем не издаются книги, нет специальных школ или классов для воспитания детей на родном языке.

Подобное отношение фактически демонстрирует двойные стандарты подхода российских властей, при которых русские в Украине достойны того, чтобы их интересы отстаивали провластные политические силы, а украинцы в России - неужели лишь того, чтобы их немного снисходительно называли хохлами?

Есть на наш взгляд в этом серьезное упущение украинского внешнеполитического ведомства.

А что же украинский язык в южной России в результате такой политики лет через пять совсем перестанет существовать? - "Вы думаете? - усмехнулся Валерий Бондарь. - Триста лет люди говорят здесь на украинском, никакие политики не могут его победить, и еще 300 не победят". Будем надеяться, что вы правы, Валерий Иванович.

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.