УКР РУС  


 Главная > Новости > Колонка редакции  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 202 посетителей

Теги
милосердя 1020-річчя Хрещення Русі вибори Археологія та реставрація комуністи та Церква Предстоятелі Помісних Церков українська християнська культура постать у Церкві автокефалія краєзнавство Церква і медицина діаспора педагогіка молодь Києво-Печерська Лавра забобони Президент Віктор Ющенко УГКЦ Вселенський Патріархат Доброчинність шляхи єднання конфлікти іконопис Голодомор секти Католицька Церква Священний Синод УПЦ монастирі та храми України УПЦ КП Патріарх Алексій II розкол в Україні церковна журналістика церква та політика Ющенко Церква і влада Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і політика Мазепа церква і суспільство Митрополит Володимир (Сабодан)






Рейтинг@Mail.ru






Преподобный Иоанн Синайский



История не сохранила нам точное время жизни преподобного Иоанна Лествичника. Известно только, что умер он в середине VII века. В ранней молодости Иоанн пришел на Синай, где и провел практически всю жизнь. Уже в глубокой старости братия избрала его игуменом Синайской горы. Как раз в это время преподобный Иоанн написал свой главный труд - Лествицу - книгу, в которой систематически описывается монашеский путь как восхождение по ступеням духовного совершенства.

Образ лествицы (рус. лестницы), несомненно, происходит от Лествицы Иакова, которую ветхозаветный патриарх увидел на пути в Харран: лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней (Быт. 28:12). Главная мысль книги прп. Иоанна - постепенность, последовательность в подвиге. Лествица написана простым, доступным языком и исходит из глубины личного опыта старца. Опираясь на аскетическую традицию «богодухновенных отцов», прп. Иоанн использует также народные поговорки, житейские образы и сравнения. В течение веков Лествица оставалась любимым чтением не только для монахов.

Христианское отвержение мира, по мысли прп. Иоанна, должно совершаться ради того, что выше мира: это борьба не против, но за. Важно не презрение или равнодушие к миру, но устремление к Богу. На пути к Царству Божию подвижничество является не целью, но средством; подвиг завершится тогда, когда явится Христос во славе.

Не следует думать, что подвижничество, как считают многие, удел только монахов. Цель - соединение с Богом - одна у всех христиан. Соответственно, плоды подвига необходимы каждому. Аскетический путь - путь утверждения, не отрицания, исправления, но не разрушения; он создает поистине прекрасного человека. Поэтому подвиг - не удел христианской «элиты», а призвание для каждого, что помогает раскрыть нашу собственную природу.

Ближайшая цель христианского подвига - достижение бесстрастия. То состояние, когда человек, как трава на ветру, колеблется от движения «самовластных страстей», невозможно признать ни нормальным, ни свободным. Подвиг помогает нам освободиться от тирании страстей. И по мере восхождения по лествице духовного совершенствования человек стяжает внутренний мир и тишину.

Предел всякого подвижничества - состояние священного безмолвия, стройность внутренней и внешней жизни, бдительность сердца и непрестанная молитва. Подвижник предстоит пред Богом и соединяется с Ним. «Кто постиг безмолвие, тот узнал глубину Таинств...» Описывая последние ступени восхождения, прп. Иоанн становится скуп на слова, говорит сдержанными афоризмами: здесь изнемогает всякое слово. Вершина Лествицы скрывается в небесных высотах.

Священник Андрей Дудченко