УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 226 посетителей

Теги
краєзнавство Церква і влада Президент Віктор Ющенко забобони церква та політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну конфлікти церква і суспільство Церква і політика УПЦ КП монастирі та храми України милосердя діаспора постать у Церкві комуністи та Церква Патріарх Алексій II УГКЦ вибори церковна журналістика українська християнська культура Священний Синод УПЦ 1020-річчя Хрещення Русі Голодомор Предстоятелі Помісних Церков Ющенко секти Католицька Церква Митрополит Володимир (Сабодан) шляхи єднання Доброчинність молодь розкол в Україні Мазепа автокефалія Києво-Печерська Лавра Археологія та реставрація педагогіка іконопис Вселенський Патріархат Церква і медицина






Рейтинг@Mail.ru






«Портал-Кредо» (Россия): Плач Московии. Российские политики и связанные с ними украинские деятели Московской патриархии сами толкают Украину на Запад, а Украинскую Церковь – к автокефалии



«Портал-Кредо», 16 апреля 2008

 

"Украинский вопрос" стал важнейшим фактором российской политической жизни, поскольку Украина является государством одновременно и наиболее тесно связанным с Россией общей культурой и историей, и избравшим совершенно иной, нежели Россия, геополотический вектор развития. Россияне подсознательно судят по своим соседям и родственникам-украинцам об уровне жизни, зарплате, последствиях выборов и т.д. в условиях "альтернативного пути развития", а политики, отталкиваясь от примера Украины, твердят о "пагубном" влиянии Запада, США, об зловещих "оранжевых" силах и т.п. Как это ни парадоксально, Украина стала для большой и сильной России своего рода политическим вызовом, поводом для жарких споров о путях развития общества, о демократии, и о церковных расколах тоже.

Российско-украинские отношения в церковной сфере вполне отражают то, что происходит на уровне светской политики. Украина и для светских, и для православных деятелей в России стала средством самоутверждения. Если судить по их высказываниям, то все они как будто наводят или стремятся навести жесткий порядок в столь сумбурной и непонятной Украине. Однако, пытаясь делать это с позиции "старшего брата", не уважая украинскую государственность и самобытность, российские политики лишают смысла и почвы любую пророссийскую позицию в Украине.

Прежде всего, нельзя построить отношений двух стран (в том числе, и их Церквей) при отсутствии дальновидной и гибкой стратегической позиции. Встреча Патриарха Алексия и президента Путина, неожиданно прошедшая в Кремле 14 апреля, показала, что Московская патриархия по-прежнему готова двигаться в фарватере светской политики. Патриарх, который дал понять, что не очень рвется в Украину, тем не менее, объявил о своем намерении возглавить делегацию РПЦ МП на торжествах по случаю 1020-летия Крещения Руси в Киеве. Несмотря на персональное приглашение со стороны Виктора Ющенко, Патриарх говорил об Украине нехотя и свысока, как и другие российские политики: "Надо подумать о посещении, потому что с 1997 года я в Украине не был, не приглашали. Сейчас есть приглашение, надо им воспользоваться. Это объединяющий момент, и праздновать надо вместе". Принципиальная точка зрения РПЦ МП относительно будущего украинского православия остается жесткой и непримиримой - неприятие иных православных юрисдикций, отрицание возможности автокефалии УПЦ МП, антизападничество, антидемократизм, империализм.

Помимо отсутствия продуманной стратегии, нельзя построить отношения на страхе и угрозах. Между тем, именно страхами и угрозами наполнены высказывания сторонников "жесткой линии" РПЦ МП в Украине. На антиукраинской риторике сделал себе имя и, если так можно выразиться, бизнес один из лидеров "Союза православных граждан" Кирилл Фролов. В его словах доминируют воинственность, угрозы и оскорбления, он пытается говорить с власть языком ультиматумов и непременно от имени "миллионов". Вот цитата из одной из последних статей: "Миллионы верующих Украинской православной церкви страдают и рискуют ради того, чтобы остаться в единой Русской православной церкви. И если православная Россия смирится с тем, что в праздновании 1020-летия Крещения Руси будут принимать участие раскольнические группы, которые захватывали храмы, то эти миллионы православных верующих Украины воспримут это как предательство". Вместе с тем, Фролов некритично восхваляет любые, самые грубые действия российского МИДа и "Газпрома". Единственный вывод Фролова похож на телесюжеты программы "Вести": "Украину раскалывает не Россия. Единственная сила, которая занимается этим, - "оранжевые" власти и их политика".

Страшный образ "оранжевого", прозападного православия в одном из своих последних интервью нарисовал митрополит Одесский УПЦ МП Агафангел, самый активный противник автокефалии: "Никогда православный народ Украины не сможет смириться с "положительным образом" НАТО, бомбардировавшего на Пасху православные храмы сербской столицы и поощряющего уничтожение православных святынь и сербского населения Косовского края. Никогда истинно православный украинец не посчитает чужой Россию с Троице-Сергиевой лаврой и Дивеевской обителью, а своим и родным - Евросоюз, легализующий мужеложство, эвтаназию, отказывающийся от христианства даже в проекте преамбулы своей Конституции. Украина уже имеет опыт отдельного от РПЦ существования Киевской Митрополии. Это было в XV-XVII вв. То, к чему привёл подобный опыт, мы должны помнить как самый страшный урок и грозное предупреждение истории - позорная Брестская уния и полное уничтожение православного епископата". Если вчитаться в слова митрополита Агафангела, то получается, что прозападная ориентация является грехом и в политическом, и в церковном смыслах.

Проблема "канонической автокефалии" УПЦ МП, о которой с новой силой заговорили после того,как Виктор Ющенко выступил с инициативой объединить православие в Украине, стала настоящим испытанием для российско-украинских церковных отношений. И это испытание еще предстоит пройти, чтобы окончательно разделить уже не только политическую, но и церковную историю двух народов. Московская патриархия, чувствующая за собой сильное российское государство, готова идти на конфронтацию и не допускает мысли о малейшем компромиссе. Об этом говорят статьи, которые появляются, к примеру, на сайте "Правая.Ру". В статье "Россия и Украина. Союз или соперничество?" один из авторов сайта в обычном для идеологов имперского православия уничижительно-воинственном духе пишет: "Русским же не надо смеяться над заблуждениями младших братьев, а просто подождать, когда те набьют шишки, но не давать им забывать великий могучий русский язык, через поддержку русских общин и изучение русского языка втягивать, в первую очередь, восточные земли в совместные экономические предприятия. И конечно, не давать оторвать украинскую церковь от матери Церкви. Или хотя бы максимально затруднить этот процесс вплоть до создания подворий и даже новых епархий РПЦ МП на территории Украины. Но этим должна заняться церковь...". Характерно сообщение, которое появилось на опекаемом ОВЦС МП портале "Интерфакс-Религия" о том, что некая безличная православная общественность Украины требует от УПЦ МП привести ее Устав (принят в новой редакции 21 декабря 2007 года) в соответствие с Уставом РПЦ МП, чтобы украинский Устав утверждался московским Синодом РПЦ МП, высшей судебной инстанцией для Украины был Архиерейский Собор РПЦ МП, а также внести в Устав упоминание о "канонической территории Украинской Православной Церкви". Неужели Мать-Церковь готова общаться со своей Дочерью-Церковью посредством ультиматумов и анонимных предупреждений?

Отличительной чертой идеологов Московской патриархии является также отрицание и неприятие многоконфессиональности Украины, факта исторически сложившегося равноправного сосуществования в этой стране многих церковных традиций и юрисдикций. Однако если постоянное пикирование с греко-католиками и непризнание "раскольников" из Киевского патриархата вполне объяснимо с канонической и церковно-дипломатической точек зрения, то стремительное движение к конфликту со своей жеУПЦ МП - следствие глубокого непонимания того, как себя можно вести в многополярном обществе.

Еще одной чертой российских православных идеологов стал комплекс политической неполноценности, который заставляет их воспроизводить официальную политическую линию Кремля, доказывая свою лояльность ему с помощью соревнования в воинственной риторике по отношению к Украине. Для всех очевидно, что православная общественность в Украине, в отличие от сегодняшней России, - это энергичная общественно-политическая сила. Безусловно, ее действия небесспорны, но представить что-то подобное в современных российских условиях абсолютно невозможно. Например, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры УПЦ МП, влиятельный иерарх, архиепископ Павел (Лебидь) вошел третьим номером в список кандидатов в депутаты Киевской городской рады сначала от Коммунистической партии Украины (КПУ), а потом - переориентировался на не менее оппозиционную "Партию регионов"; митрополит Одесский Агафангел не так давно был избран депутатом облрады по спискам "Партии регионов", а "Союз православных граждан Украины" участвовал в парламентских выборах в рамках Блока Натальи Витренко. Да и конфликты СПГ Украины с руководством УПЦ МП - показатель демократичности. Для всех очевидно, что в России никакой политической самостоятельности у иерархов РПЦ МП нет, а православная общественность маргинальна - о ее организациях и деятельности широкие слои общества не имеют ни малейшего понятия.

В сложившейся ситуации любая критика происходящего в Украине со стороны России воспринимается как критика украинского самосознания вообще, которое также переживает болезненный период своего формирования. Примером современной национальной идеологии может служить выступление львовского профессора Института истории НАНУ О. Билого на российско-украинской конференции "Украина и Россия: история и образы истории", прошедшей 3-5 апреля 2008 года в Москве, благодаря активному участию Центра украинских исследований Института Европы РАН. По мнению профессора Билого, украинская цивилизация, как часть христианской цивилизации Европы, является альтернативой и противоположностью российской. Российская цивилизация, по словам Билого, со времен Ивана Грозного продолжает существовать в милитарном ритме империи, которая постоянно мобилизует ресурсы во имя побед и завоевывает пространства. Кульминацией этой доминанты был Советский Союз, однако сейчас, по мнению Билого, происходит реставрация имперской идеологии в РФ. В этой связи говорить о диалоге и единой стратегии России и Украины не приходится. НАТО, как подчеркнул профессор Билый, становится в данной ситуации математически единственным выбором для Украины, если она хочет сохранить свой суверенитет и построить свою систему безопасности. По словам Билого, в условиях борьбы за региональную гегемонию Украины необходимо определиться и действовать на основании политики реализма. При этом нация, естественно, формируется вокруг политических целей, новых символов, событий и мифов - трипольской культуры как основы протоукраинского этноса, Голодомора как Холокоста, УПА как национально-освободительного движения, Мазепы и Бандеры как героев и т.п. Эти архетипы и символы способны объединить украинца-православного (и МП, и КП, и УАПЦ), украинца-католика, греко-католика, украинца-протестанта и т.д.

России трудно признать тот факт, что Украина в будущем будет только украинской, а украинскость ее будет только возрастать. Ответственность за усиление и распространение украинского национализма можно смело возложить на тех, кто проводит в отношении Украины примитивную политику страхов и угроз, делая Запад единственно возможным гарантом развития суверенной украинской государственности. Украинцы просто следуют логике развития молодого национального государства и логике свободной политической борьбы - скоро станет окончательно ясно, что участвовать в общественной и политической жизни своей страны лучше в рамках независимой автокефальной УПЦ, чем в составе агрессивного и политически ангажированного Московского патриархата.

Нам скажут: если все это и правда, но не может же россиянин смириться с притиснением русского языка в Украине. Использование церковными и светскими политиками проблемы притеснения русского языка в Украине - это на самом деле попытка убежать от проблем. В Верховной Раде есть русские политики, которые защищают права русскоязычного населения, а русские общественные организации являются вполне реальной гражданской силой в Украине (в отличие от организаций национальных меньшинств в России). То же самое произошло в прибалтийских странах - пока Россия поднимала шум, в сеймах появились русские депутаты, которые встали на защиту русскоязычных. Русские, как и украинцы, быстро приучаются жить в условиях демократии, но пока только в чужих странах.

Роман Лункин

 

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.