УКР РУС  


 Главная > Новости > Колонка редакции  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 176 посетителей

Теги
Мазепа Священний Синод УПЦ монастирі та храми України педагогіка 1020-річчя Хрещення Русі розкол в Україні молодь церква та політика Церква і медицина діаспора секти церковна журналістика Приїзд Патріарха Кирила в Україну Києво-Печерська Лавра постать у Церкві Вселенський Патріархат забобони шляхи єднання Католицька Церква конфлікти комуністи та Церква Археологія та реставрація УПЦ КП вибори краєзнавство українська християнська культура УГКЦ іконопис Президент Віктор Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) Патріарх Алексій II Доброчинність Голодомор Церква і влада автокефалія милосердя Церква і політика церква і суспільство Ющенко Предстоятелі Помісних Церков






Рейтинг@Mail.ru






Народ Божий и «православные граждане»



Я не сторонник Союза православных братств. Многие идеи, которые проповедуются этой организацией, мне не только не близки, но я считаю их противоречащими здравой церковности. Так, мне кажется, что апокалиптическая паника отказов от идентификационных номеров, боязнь неких будущих электронных паспортов и «чипизации» населения, призывы к покаянию в грехе убийства царской семьи, которого мы не совершали, уводят человека от главного в духовной жизни. Обращенность к антихристу вместо Христа - ловкая дьявольская подмена.

Но есть в деятельности Союза православных братств Украины еще одна идея. Это идея единства Церкви в Украине и России, недопустимости канонической автокефалии УПЦ. Снова же, оговорюсь, что я не сторонник и этой идеи. Думаю, что автокефалия Церкви допустима при определенных условиях. Другой вопрос, готова ли наша Церковь сегодня к этому. Мне кажется, что нет. И одним из главных аргументов к тому, что с автокефалией не надо спешить, является как раз позиция, подобная той, которая озвучивается представителями Союза православных братств Украины и подобными движениями. Как заметил в своем выступлении на Архиерейском Соборе в Москве Блаженнейший Митрополит Владимир, поспешная автокефалия может послужить причиной дальнейших разделений внутри Церкви.

Церковь - это народ Божий, собранный «под главою Христом» в единстве Его Тела. Среди народа Божия встречаются как сторонники, так и противники того или иного канонического статуса. Некоторым кажется, что автокефалия уже сегодня могла бы помочь преодолеть раскол в украинском православии; другие же считают, что вопрос единства Русской Церкви гораздо важнее, и радеют о возвращении Православной Церкви в Украине статуса экзархата - того статуса, который наша Церковь имела до Патриаршего Томоса 1990 года. Мнения и одних, и других должны учитываться, если мы еще исповедуем принцип соборности в Церкви.

Именно стремясь к тому, чтобы не допустить отделения Украинской Церкви от Московского Патриархата, в Москву к открытию Архиерейского Собора РПЦ 24 июня съехались представители Союза православных братств Украины и им сочувствующие. Возглавил делегацию лидер СПБУ Валентин Лукияник. Утром в день открытия Собора он читал акафист у входа на территорию комплекса Храма Христа Спасителя в Москве. Вечером того же дня ему пришлось по настоятельной просьбе российской милиции покинуть пределы государства, за духовное единство с которым он выступал.

Что же произошло? По версии некоторых российских СМИ, у Храма Христа Спасителя произошла драка. Сторонники чукотского епископа Диомида подрались с представителями движения «Наши» - российской молодежной провластной организации. В то же время участники пикета (или, как они его называют, молитвенного стояния), приехавшие из Украины, упорно отрицают факт хоть сколько-нибудь значительной потасовки. Может быть, и была где-то драка, но свидетелей ее почему-то пока не находится. Кроме одного.

Этот единственный свидетель (не правильнее ли будет писать это слово в кавычках?) - лидер виртуальной российской организации «Союз православных граждан» небезызвестный Кирилл Фролов. Небольшая группа его людей, а также их «побратимов» из Украины - одноименной одесской организации во главе с Валерием Кауровым, по свидетельству участников молитвенного стояния, внезапно влилась в ряды сторонников СПБУ. Вместе с этой группой подошли и сторонники епископа Диомида, и представители «Наших». И те, и другие с лозунгами. В этой суматохе наряд милиции задержал лидера СПБУ, посчитав его зачинщиком беспорядков, увез с «места происшествия», а затем отпустил под гарантию того, что в тот же день Валентин Лукияник покинет пределы Российской Федерации.

Еще раз оговорюсь, что я не сторонник идей, проповедуемых Валентином Борисовичем. Но то, что произошло в Москве, напоминает спланированную провокацию. Мы уже писали, что не так давно пути союзов «православных братств» и «православных граждан» разошлись в разные стороны. Но, что примечательно, деятельность последних (во главе с Валерием Кауровым) была осуждена на последнем Архиерейском Соборе УПЦ, а также было указано и на деструктивную деятельность их заграничных «друзей» (читай - Кирилла Фролова). А вот что касается первых - СПБУ - то, согласно решению Священного Синода УПЦ, их представители должны были присутствовать на Соборе Украинской Православной Церкви, который планировалось провести в декабре сразу после Архиерейского Собора, но затем было решено перенести на лето этого года.

Кауров потом, правда, примирился с Церковью. А затем снова не исполнил того, что ему рекомендовало Священноначалие (изменить название своей организации таким образом, чтобы в нем подчеркивался общественный, а не церковный ее характер). Но дело не в этом.

А дело в том, чтобы, как писал Солженицын, «жить не по лжи». И не прибегать к провокациям с целью «замочить» оппонентов. За спиной украинских «православных братств» видно реальное движение мирян (и некоторых клириков). Пускай кто-то не согласен с ними (я в том числе). Если есть разные мнения - значит, надо открыто обсуждать их. Но недостойно «православным гражданам» устраивать провокации против своих же православных «братьев».

Священник Андрей Дудченко