УКР РУС  


 Главная > Новости > Колонка редакции  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 91 посетителей

Теги
забобони Церква і влада церковна журналістика Церква і медицина Приїзд Патріарха Кирила в Україну Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) церква і суспільство молодь Церква і політика Президент Віктор Ющенко Доброчинність церква та політика конфлікти секти краєзнавство розкол в Україні автокефалія Предстоятелі Помісних Церков 1020-річчя Хрещення Русі постать у Церкві милосердя педагогіка Патріарх Алексій II Ющенко Католицька Церква Мазепа Священний Синод УПЦ діаспора Вселенський Патріархат іконопис Голодомор УПЦ КП вибори шляхи єднання українська християнська культура монастирі та храми України Археологія та реставрація УГКЦ комуністи та Церква






Рейтинг@Mail.ru






Патриархи уехали: что дальше?



Итак, празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси позади. Визиты Патриархов Константинопольского и Московского состоялись. Что теперь?

Несмотря на ожидания, ничего сенсационного не произошло. Но все же можно с уверенностью говорить, что прошедшие дни окажутся весьма значимыми для дальнейших судеб православия в Украине.

Впервые за всю историю в Киеве встретились Патриархи Константинополя и Москвы. И не просто встретились, а вместе совершили Божественную литургию и причастились Святых Таин, показав тем самым, что, несмотря на определенную разницу во взглядах, все мы составляем единую Церковь Божию во Христе. И это, пожалуй, было самым главным событием прошедших празднований.

Каждый из Патриархов считает свою Церковь матерью для Украинской: Константинополь по причине исторической, ведь именно из Царьграда Русь приняла свет веры и церковную иерархию, а Москва - по факту нынешнего вхождения УПЦ в Московский Патриархат. Правда, Патриарх Варфоломей назвал «аннексией» вхождение Киевской митрополии в состав Московского Патриархата и заявил, что оно произошло вопреки канонам, но фактически признал существующее положение.

Единство украинского православия было главной темой выступлений Вселенского Патриарха. Украине нужна единая Поместная Церковь - в этом воля государственной власти в Украине полностью совпадает с позицией Константинополя, разница есть лишь в представлениях о том, какими методами оно может быть достигнуто. С расколом нужно что-то делать. С этим, как стало видно, совпадает позиция и Москвы, и самой УПЦ.

Хотя мы не знаем точно содержания переговоров двух Патриархов с глазу на глаз, которые состоялись вечером 27 июля, но известно, что предметом обсуждения была ситуация в Украине. И принята договоренность, что главными «игроками» процесса объединения православных в Украине будут Москва и Константинополь. Дальнейшее обсуждение путей уврачевания раскола в Украине не заставит себя долго ждать. Украинский вопрос может быть вынесен на рассмотрение в октябре этого года на Всеправославном совещании на Родосе, куда Вселенский Патриарх лично пригласил Патриарха Московского.

В ближайшем будущем следует ожидать и обсуждения первенства и полномочий Вселенского Патриархата в Православной Церкви. На недавно прошедшем в Москве Архиерейском соборе РПЦ глава ОВЦС МП митрополит Кирилл заявил о «новой экклезиологии», которую, по его мнению, де-факто исповедует Константинополь. Такие обвинения не новы. Они звучали со стороны Москвы и некоторых кругов русского рассеяния еще в начале 50-х годов прошлого века в связи с некоторыми заявлениями Патриарха Афинагора. Тогда грамотный и конструктивный ответ на эти обвинения дал отец Александр Шмеман. Теперь в своем обращении к нации Патриарх Варфоломей снова дал повод Москве предъявить свои претензии, заявив об исключительных правах и обязательствах Вселенского Патриарха в семье поместных Церквей. И хотя Патриарх Алексий до сих пор никак не высказался по этому поводу, обсуждения вопроса первенства в Православной Церкви стоит ждать в ближайшем будущем.

Прошедшие дни показали и то, с какой легкостью дух разделения входит в нашу жизнь. Масса людей как с одной, так и с другой стороны не удержались от разделения Патриархов на «своего» и «чужого», а раз чужого, то значит, и врага. Для тех, кто превратил встречу Патриархов на Владимирской горке в своего рода церковный «майдан», «чужим» был «турецкий» Патриарх, а для многих украинских журналистов и «властителей дум» чужаком стал Патриарх Московский. Обеим сторонам еще нужно долго и серьезно учиться толерантности по отношению друг к другу, если мы действительно хотим, чтобы Церковь в Украине стала единой.

В нашем общем стремлении к единству главную роль должна играть не церковная политика, а живое слово Евангелия, в котором единство верующих во Христа есть прямое следствие того, что все мы составляем в Нем одно Тело. В этой перспективе какими мелкими кажутся церковно-политические претензии друг ко другу разных православных «юрисдикций»!

В СМИ уже можно увидеть разные оценки того, кто стал «победителем» в негласном соперничестве Константинополя и Москвы. Но главным победителем, думается, все же станет Православная Церковь в Украине. Которая в своем стремлении к единству может преодолеть расколы и стать полнокровной общиной в семье Православных Церквей мира. Но для этого нужна добрая воля всех участников переговорного процесса и церковного народа Украины. А воля Божия на то, чтобы христиане любили друг друга и были едины, есть всегда.

Священник Андрей Дудченко