УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 273 посетителей

Теги
Патріарх Алексій II Предстоятелі Помісних Церков Католицька Церква Голодомор Священний Синод УПЦ Вселенський Патріархат діаспора Археологія та реставрація УГКЦ милосердя вибори монастирі та храми України Президент Віктор Ющенко автокефалія церква і суспільство Києво-Печерська Лавра комуністи та Церква Ющенко церковна журналістика українська християнська культура секти розкол в Україні Церква і влада Доброчинність іконопис молодь забобони Церква і політика конфлікти краєзнавство Приїзд Патріарха Кирила в Україну Митрополит Володимир (Сабодан) 1020-річчя Хрещення Русі педагогіка постать у Церкві Мазепа шляхи єднання УПЦ КП церква та політика Церква і медицина






Рейтинг@Mail.ru






«Новая» (Украина): Политика на религиозной почве



«Новая» (Украина), Максим Вознюк, 30.07.2008

Политическая напряженность в отношениях между Украиной и Россией недавно приняла религиозные черты. В противостоянии оба государства умело используют духовенство. Церковники же, в свою очередь, заинтересованы в поддержке властей для достижения собственных целей.

Казалось бы, важнейшая для православных христиан дата - годовщина Крещения Киевской Руси - должна была хоть на время угомонить политические страсти и стать поводом для умиротворения политиков. Однако все получилось наоборот.

Лебедь, рак и щука

В дни празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси в Киеве находились Вселенский патриарх, предстоятель Константинопольской Православной Церкви Варфоломей и патриарх Московский и всея Руси, предстоятель Русской Православной Церкви Алексий. Визит двух патриархов был для Украины весьма показательным. Наша страна со времени обретения независимости пережила ни много ни мало целых два православных раскола.

В итоге нынче в Украине сосуществуют сразу три православные церкви. Первая, имеющая наибольшую паству, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП) во главе с митрополитом Владимиром. Она подчиняется РПЦ и, кстати, является единственной международно признанной православной церковью в Украине.

Вторая, Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП) во главе с патриархом Филаретом, отколовшаяся от РПЦ в 1992 г. В Москве ее называют раскольнической, а самого предстоятеля Филарета в 1997 г. РПЦ предала анафеме. Что, судя по всему, никоим образом не мешает УПЦ КП осуществлять богослужение. Кстати, в свое время Вселенский патриарх Варфоломей полностью и однозначно поддержал Московский патриархат в его споре с самопровозглашенной УПЦ КП, заявив, в частности, что признает митрополита Владимира единственным законным первоиерархом Православной Церкви в Украине.

Существует еще и Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ) во главе с митрополитом Мефодием. Создана она была после Февральской революции 1917 г. в результате движения за отделение Украинской православной церкви от государственной власти и, соответственно, от Российской церкви.

Единство у каждого свое

Нынешняя украинская власть в который раз взяла на себя миссию объединителя - дескать, все эти три соперничающие церковные организации надобно объединить в одну Украинскую Поместную Церковь, независимую от Москвы. В создании поместной церкви Виктор Ющенко попросил помощи у Вселенского патриарха: «Я верю в то, что любые разделения украинских верующих недолговечны. Я верю в то, что как Божий дар, как историческая правда и справедливость в Украине предстанет Национальная Поместная Церковь. Я верю и прошу, Ваше Всесвятейшество, Вашего благословения». Недаром Вселенского патриарха принимали в Украине на уровне главы государства. Помпезность приема и всего празднования обошлась нашей стране в кругленькую сумму - более 5,5 млн евро.

В отличие от визита Вселенского патриарха, прибытие московского патриарха Алексия ІІ не сопровождалось церемониями государственного визита. Оно и неудивительно. Ведь в РПЦ видят совершенно другой (и никакой иной) сценарий «объединения». Мол, украинские «раскольники» должны покаяться и вернуться под крыло Московского патриархата, поскольку Украина, дескать, является его канонической территорией. УПЦ МП во всем идет на поводу у своих российских покровителей.

Свое негодование по этому поводу высказал недавно первый президент Украины Леонид Кравчук, который был назначен главой оргкомитета по празднованию 1020-летия Крещения Киевской Руси. Он, в частности, упрекнул митрополита Киевского и всея Украины Владимира в отсутствии самостоятельности, а власти России - в стремлении создать напряженную обстановку в нашей стране: «Смотрите, проводим мы, например, мероприятие памяти жертв голодомора. А Православная церковь в нем не участвует. Почему? Она не чтит память жертв голодомора? Да нет, чтит. Почему тогда? А потому, что она получила директиву из Москвы! А вы слышали, какие условия объединения ставит Московский патриархат? Покаяться. Приползти на коленях. Самораспуститься. Кто же начинает диалог с таких требований? Я думаю, что российские власти не хотят объединения церквей в Украине, потому что им надо иметь очаг напряжения!»

Политический инструмент

Причина сложившейся конфликтной ситуации носит, на самом деле, скорее политизированный, нежели чисто религиозный характер. Пастве в большой степени все равно, в какую церковь ходить молиться - Бог один. Прихожане той же «непризнанной» УПЦ КП не понимают, в чем они виноваты и почему их называют «раскольниками»...

Зато различным деятелям религия как политический инструмент очень даже на руку. И ссорой православных церквей манипулируют как украинская власть и оппозиция, так и российские государственники.

Российский МИД уже успел посетовать на якобы попытки с украинской стороны использовать празднования годовщины Крещения Киевской Руси, чтобы спровоцировать раскол между русской и украинской православными церквами. Жаловались и на то, что во время литургии богомольцы УПЦ МП, скандировавшие «Алексий - наш патриарх!», были вытеснены с Владимирской горки под предлогом мер безопасности. Да и вообще, мол, Алексия плохо принимали. Российские власти вообще считают УПЦ МП своей опорой и резидентурой. Как и Черноморский флот. Поэтому готовы «рвать тельняшки» за сохранение их нынешнего статуса. А что - очень удобно иметь в соседнем государстве своих «засланных казачков».

В свою очередь МИД Украины прокомментировал сообщение своих российских коллег, назвав его неадекватной реакцией. Украинское внешнеполитическое ведомство обеспокоено безосновательными обвинениями российской стороны в якобы «непочтительном отношении» к иерархам РПЦ. «Вызывает удивление то, что в светском государстве внешнеполитическое ведомство дает оценки программе участия представителей РПЦ в упомянутых мероприятиях, которая предварительно была с ними согласована», -- сообщил руководитель пресс-службы МИД Украины Василий Кирилич.

Между тем, идея объединения украинских православных церквей в поместную церковь, коей загорелся Виктор Ющенко со товарищи, весьма полезна. Да и в окружении Вселенского патриарха Варфоломея все же считают возможным признание украинской независимой и объединенной церкви. Правда, не сейчас и не сразу. А в будущем.

Реализация этого объединительного плана - залог успеха Виктора Ющенко как главы украинского государства. Этим он сможет убить сразу двух лакомых зайцев на внутри- и внешнеполитическом поле. Прежде всего, это может нанести серьезнейший удар по российскому влиянию в Украине. А там, глядишь, можно заняться и выдворением Черноморского флота с нашей территории. Кроме всего прочего, вместе с созданием единой поместной церкви Виктор Андреевич не просто приобретет имидж объединителя украинской нации, но и станет им в действительности. Что, несомненно, дает ему в руки козыри на следующих президентских выборах.

Конечно, объединение украинских церквей - весьма деликатный вопрос. Особенно если учитывать непростые отношения с Московским патриархатом. Да и пророссийские политические силы в Украине объединительную идею обязательно перевернут на свой, оппозиционный, лад.

Например, лидер Партии регионов Виктор Янукович не скрывает своей симпатии к УПЦ МП и в религиозно-политическом споре открыто ее поддерживает. «Регионалы» даже концерт организовали по случаю приезда Алексия ІІ и 1020-летия Крещения Киевской Руси.

О прогрессивных социалистах с Натальей Витренко и говорить нечего - те всегда были только за Русскую православную церковь. Коммунисты вообще еще со времен СССР перед всем миром зарекомендовали себя как истинные атеисты. Остальные же ведут себя тихо-смирно, в спор не лезут, боясь кого-то обидеть.

Юлия Тимошенко - не исключение. Хотя она считается прихожанкой УПЦ МП. В прошлом году патриарх Алексий II даже официально поздравлял ее с избранием премьером. Но Юлия Владимировна осторожничает, не портя отношения ни с Киевским, ни с Московским патриархатом. Оно и понятно: прихожане церквей обеих патриархатов -- потенциальные избиратели. Поэтому Леди Ю и пытается всем угодить, особенно перед президентскими выборами.

Социология

Какая из стран, на ваш взгляд, является преемницей Киевской Руси?

54,4% опрошенных считают, что преемницей Киевской Руси является Украина или скорее Украина, чем Россия;

17,6% - Россия или скорее Россия, чем Украина;

2,8% опрошенных считают, что ни Украина, ни Россия не могут считаться преемниками Киевской Руси;

18,3% - затруднились ответить на этот вопрос.

Какая православная церковь более всех имеет право считаться исторической правопреемницей Православной церкви, основанной в Киевской Руси 1020 лет тому назад?

32,6% опрошенных ответили, что правопреемницей церкви времен Киевской Руси является УПЦ Киевского патриархата;

5,6% считают таковой УПЦ Московского патриархата;

1,9% - Украинскую Автокефальную Православную Церковь;

10,1% - Русскую Православную Церковь;

37,5% затруднились ответить на вопрос.

Опросы проведены Киевским международным институтом социологии, накануне 1020-летия Крещения Киевской Руси. Было опрошено 2036 респондентов, проживающих во всех областях Украины, в Крыму и в Киеве. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

 

РУКА РУКУ МОЕТ «А может, вы, батюшка, еще и партейный?!» - «Может быть!»

Казалось бы, политика и религия - вещи несовместимые. И духовенство, и политические деятели твердят о том, что церковь должна держаться подальше от политики. Да и для постсоветской ментальности было характерно утверждение, что «религия - это опиум для народа». Но нынче быть неверующим не модно, и продвинутые политики не только не вмешиваются в дела церкви, но и зачастую пользуются религией для реализации своих политических планов.

В политический ритуал часто вводится религиозный элемент, чтобы придать политическим событиям и действующим в них лицам привлекательность, возвысить их. Например, во многих странах вступающий в должность глава государства клянется на Библии или Коране. Виктор Янукович перед президентскими выборами получал благословение священников, а позже Виктор Ющенко принимал присягу на верность украинскому народу, положив руку на Острожскую Библию.

Религия и ее институты не являются субъектами политики, поскольку они созданы не для борьбы за власть и не для выполнения функций политической власти. Однако религиозные организации и их лидеры нередко выполняют политические функции. Интересны результаты опросов, проводимые в разное время в России, по итогам которых патриарх Московский и Всея Руси Алексий ІІ неоднократно входил в первую десятку политических иерархов страны и занимал первые места среди наиболее влиятельных российских политиков. А недавно в некоторых СМИ появилась информация о якобы связях святейшего патриарха с КГБ! Дескать, нашли бумаги в рассекреченных архивах, которые свидетельствуют о службе Алексия в органах: «Агент «Дроздов», 1929 года рождения, священник православной церкви, с высшим образованием, в совершенстве владеет русским, эстонским и слабо немецким языками. Завербован 28 февраля 1958 года на патриотических чувствах для выявления и разработки антисоветского элемента из числа православного духовенства, среди которых он имеет связи, представляющие для органов КГБ оперативный интерес».

О прямых связях религиозных деятелей с политикой красноречиво говорят и другие факты. За примерами далеко ходить не придется. Всем известна помощь пастора Сандея Аделаджи, которой пользовался во время предвыборных кампаний нынешний мэр Киева Леонид Черновецкий. С легкой руки (читай - проповеди) чернокожего пастора прихожане Посольства Божьего едва ли не единогласно голосовали за кандидатуру Леонида Михайловича.

Настоятель Киево-Печерской лавры, владыка Павел (Петр Лебидь) на последних выборах в Киеве прошел по списку Партии регионов и стал депутатом Горсовета. До выборов появилась информация, что владыка Павел якобы собирался баллотироваться в Киевраду по спискам Компартии. Но информация была опровергнута самим настоятелем.

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.