УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 44 посетителей

Теги
Археологія та реставрація УГКЦ Доброчинність Патріарх Алексій II Священний Синод УПЦ краєзнавство молодь Церква і політика постать у Церкві церква і суспільство Києво-Печерська Лавра секти Митрополит Володимир (Сабодан) Приїзд Патріарха Кирила в Україну Предстоятелі Помісних Церков монастирі та храми України шляхи єднання церква та політика Ющенко комуністи та Церква Вселенський Патріархат милосердя Церква і медицина Президент Віктор Ющенко Церква і влада діаспора автокефалія церковна журналістика забобони українська християнська культура УПЦ КП іконопис Католицька Церква педагогіка конфлікти Мазепа Голодомор вибори розкол в Україні 1020-річчя Хрещення Русі






Рейтинг@Mail.ru






«Зеркало недели» (Украина): В историю вошел. А в память?



«Зеркало недели» (Украина), Роман Якель, 21 — 27 июня 2008

Невысокого роста мужчина, с ласковым взглядом и интересными рассказами о себе и других, в пыльнике и неизменно черном берете. Таким запомнили Олексу Шаткивского коллеги-преподаватели и студенты Института прикладного и декоративного искусства Украинского полиграфического института им.И.Федорова и училища прикладного искусства во Львове.

«В украинское искусство он пришел в 30-е годы, когда в среде художников активно велись поиски своего, национального стиля. Олекса Шаткивский в большей мере стал украинским импрессионистом. Его холстам присущи мягкость красок, рваная, легкая, воздушная линия. Значительное влияние на его творчество оказали украинские художники - Иван Труш и Олекса Новакивский. Вместе с тем самобытный художник Олекса Шаткивский приобщился к западноевропейским художественным течениям», - кратко анализирует творчество незаурядного живописца и графика заслуженный художник Украины Ярослав Омелян. Совершенно не верится, что 28 мая Олексе Шаткивскому исполнилось бы сто. Выставка документов о жизни художника и его работах, на днях открывшаяся в государственном архиве Тернопольской области, словно ликвидирует временную дистанцию...

А теперь о том, как начинался Род Шаткивских. Более трехсот лет назад у подножия современной Почаевской лавры жил хозяин Андрей Смих. Тогда хутор называли Смихи, сейчас это - городская улица. В Почаеве проживало немало Смихив, со временем получивших фамилию Шаткивские. Так за будущим художником закрепилась двойная фамилия - Смих-Шаткивский.

Но в детстве ему было вовсе не до смеха. Трудное время Первой мировой войны заставили семью мыкаться по разным местам. Она побывала и на Екатеринославщине, где Олекса начал ходить в школу. Родной дом не уцелел. Шаткивские переехали в село Будки, расположенное в семи километрах от Почаева. «Там я в школу ходил, потому что школа находилась у бабушки», - парадоксальный штрих «Автобиографии» Олексы. Средняя школа - в Почаеве, но мальчик хотел учиться изобразительному искусству. Он пошел на экзамен в лаврскую иконописную школу. И сделал первый рисунок... уха. Наместник лавры Дамаскин принял парня на обучение. Олексе довелось осваивать множество наук - растирал краски, наносил грунтовку на холсты, помогал восстанавливать монастырские крыши и заборы. «Там я научился растирать краски, что пригодилось в Варшавской академии живописи - для святых образов», - полушутя-полусерьезно отметил в «Автобиографии». А когда выпадали свободные минуты, внимательно изучал картины итальянских художников, иконы, резные орнаменты, серебряные чаши, подсвечники, старопечатные книги.

Художественные и графические работы юноши были не просто упражнениями. Наблюдательный глаз улавливал различные мотивы, которые в будущем станут неотъемлемой составляющей художественного мировоззрения - это и натурные зарисовки волынских крестьян, и изображение почаевского дома, в котором останавливался Т.Шевченко, и цикл рисунков «Ученики Почаевской лавры»... Натурный материал начинающий художник подает довольно подробно, прибегая к наименьшим деталям. И постоянно экспериментирует. Используя технику карандашного рисунка, практикует масляную живопись и пастель.

Воспользовавшись советом своего учителя - известного живописца Александра Якимчука, с которым летом ходили на этюды, Олекса Шаткивский в 1931 году поступает в Варшавскую академию искусств. Новый приток творческих сил, существенным образом расширяется диапазон интересов. Альбомы студента с пейзажами окрестностей Почаева, сюжетно-бытовые композиции и отдельные детали крестьянского быта пополняются сценами из варшавской жизни, портретами коллег, с которыми учился. «В этом разнообразии беглых набросков, студий проявлялось то, что вскоре станет поэтико-философской спецификой его искусства, а затем спроектируется в авторскую художественно-эстетичную концепцию его искусства», - убеждает кандидат искусствоведения Роман Яцив в предисловии к сборнику произведений Олексы Смих-Шаткивского (Львов-Киев, 2004).

В польской столице собралось большое количество студентов из Украины, которые еще в 1927 году организовали украинский художественный кружок «Спокій». Его художественная идеология выражалась афоризмом: «Покой - не означает застой». Ритм, такт, порядок, аккорд, гармония - вот что господствует в настоящем искусстве всех эпох. Так считал член кружка Олекса Шаткивский, но сам выходил далеко за идеологические рамки кружка. Он полюбил импрессионизм, проникший тогда в Варшаву, с легкостью выражения, богатством цветов, глубиной и шармом. Об этом расскажут пейзажи Почаева и натюрморты. Шаткивский работает системно - и в живописи, и в графике. Детально изучил технологические особенности различных видов эстампа (линорит, дереворит, офорт, сухая игла, литография). «В жанровом диапазоне он стратегически сблизил сюжетно-бытовую (ситуационную) композицию с портретом, пейзажем и натюрмортом, выйдя на широкую, в своей структуре синтетическую, тематическую платформу», - отмечает искусствовед Роман Яцив.

Уже в декабре 1933 года Олекса Шаткивский вместе с художниками Петром Метиком и Нилом Хасевичем представляет украинских художников Варшавы на 4-й выставке Ассоциации независимых украинских художников во Львове, а со следующего года экспонирует свои работы на выставках кружка в Варшаве, Луцке, Кременчуге, Ривном, Львове, на международной студенческой выставке в Румынии. Четырнадцать различных наград - это уже признание его творчества. Для более глубокого изучения европейского искусства талантливого студента отправляют в разные страны - в музеи Берлина, знаменитую Дрезденскую картинную галерею, парижский Лувр...

Олекса Шаткивский едва успел закончить Варшавскую художественную школу и получить документ о среднем образовании, как на его малой родине произошли эпохальные изменения - приход советской власти, депортации, репрессии. Он возвращается в Почаев, и, чтобы иметь средства для существования, работает учителем рисования в местной школе.

После отступления фашистов из Тернополя Олекса Шаткивский стал первым художником-сценаристом областного музыкально-драматического театра, оформил ряд спектаклей по пьесам Марка Кропивницкого, Михаила Старицкого, Ивана Карпенко-Карого, Юрия Яновского и пр. А далее - преподавательская работа во Львове...

Во второй половине
50-х в живописных работах (пейзаж, портрет) и графике Олексы Шаткивского преобладают печальные настроения. Дала о себе знать тяжелая болезнь, надолго приковавшая художника к постели. Но уже через неполный десяток лет в его композициях из цветов, свадебных сцен, портретов возвратятся к жизни оптимистические мотивы, грусть будет вытеснена радостью. Успешные выставки во многих областных центрах Украины, Киеве, Москве... «Художник умел любить жизнь, каждое ее проявление; был упрямым украинцем и свой протест принципиально и последовательно передавал другим», - словно разгадала загадку таланта Олексы Смих-Шаткивского искусствовед Евстахия Шимчук.

В июне 1979 года художника не стало. В нашу память он вошел улицами Львова, в историю впечатался сотнями картин. Навсегда. Удивительно, что на родине этого талантливого художника до сих пор нет ни мемориального музея, ни хотя бы скромного бюста. Но это уже апелляция не к памяти, а к совести земляков и художественной общины Украины.

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.