УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 103 посетителей

Теги
УГКЦ Священний Синод УПЦ УПЦ КП 1020-річчя Хрещення Русі постать у Церкві Києво-Печерська Лавра Католицька Церква Патріарх Алексій II Археологія та реставрація церковна журналістика краєзнавство Митрополит Володимир (Сабодан) забобони Вселенський Патріархат церква та політика іконопис монастирі та храми України шляхи єднання вибори Церква і політика Доброчинність розкол в Україні діаспора педагогіка молодь Предстоятелі Помісних Церков автокефалія українська християнська культура Голодомор Мазепа конфлікти церква і суспільство Президент Віктор Ющенко Церква і влада Приїзд Патріарха Кирила в Україну комуністи та Церква Ющенко милосердя секти Церква і медицина






Рейтинг@Mail.ru






«Зеркало недели» (Украина): В историю вошел. А в память?



«Зеркало недели» (Украина), Роман Якель, 21 — 27 июня 2008

Невысокого роста мужчина, с ласковым взглядом и интересными рассказами о себе и других, в пыльнике и неизменно черном берете. Таким запомнили Олексу Шаткивского коллеги-преподаватели и студенты Института прикладного и декоративного искусства Украинского полиграфического института им.И.Федорова и училища прикладного искусства во Львове.

«В украинское искусство он пришел в 30-е годы, когда в среде художников активно велись поиски своего, национального стиля. Олекса Шаткивский в большей мере стал украинским импрессионистом. Его холстам присущи мягкость красок, рваная, легкая, воздушная линия. Значительное влияние на его творчество оказали украинские художники - Иван Труш и Олекса Новакивский. Вместе с тем самобытный художник Олекса Шаткивский приобщился к западноевропейским художественным течениям», - кратко анализирует творчество незаурядного живописца и графика заслуженный художник Украины Ярослав Омелян. Совершенно не верится, что 28 мая Олексе Шаткивскому исполнилось бы сто. Выставка документов о жизни художника и его работах, на днях открывшаяся в государственном архиве Тернопольской области, словно ликвидирует временную дистанцию...

А теперь о том, как начинался Род Шаткивских. Более трехсот лет назад у подножия современной Почаевской лавры жил хозяин Андрей Смих. Тогда хутор называли Смихи, сейчас это - городская улица. В Почаеве проживало немало Смихив, со временем получивших фамилию Шаткивские. Так за будущим художником закрепилась двойная фамилия - Смих-Шаткивский.

Но в детстве ему было вовсе не до смеха. Трудное время Первой мировой войны заставили семью мыкаться по разным местам. Она побывала и на Екатеринославщине, где Олекса начал ходить в школу. Родной дом не уцелел. Шаткивские переехали в село Будки, расположенное в семи километрах от Почаева. «Там я в школу ходил, потому что школа находилась у бабушки», - парадоксальный штрих «Автобиографии» Олексы. Средняя школа - в Почаеве, но мальчик хотел учиться изобразительному искусству. Он пошел на экзамен в лаврскую иконописную школу. И сделал первый рисунок... уха. Наместник лавры Дамаскин принял парня на обучение. Олексе довелось осваивать множество наук - растирал краски, наносил грунтовку на холсты, помогал восстанавливать монастырские крыши и заборы. «Там я научился растирать краски, что пригодилось в Варшавской академии живописи - для святых образов», - полушутя-полусерьезно отметил в «Автобиографии». А когда выпадали свободные минуты, внимательно изучал картины итальянских художников, иконы, резные орнаменты, серебряные чаши, подсвечники, старопечатные книги.

Художественные и графические работы юноши были не просто упражнениями. Наблюдательный глаз улавливал различные мотивы, которые в будущем станут неотъемлемой составляющей художественного мировоззрения - это и натурные зарисовки волынских крестьян, и изображение почаевского дома, в котором останавливался Т.Шевченко, и цикл рисунков «Ученики Почаевской лавры»... Натурный материал начинающий художник подает довольно подробно, прибегая к наименьшим деталям. И постоянно экспериментирует. Используя технику карандашного рисунка, практикует масляную живопись и пастель.

Воспользовавшись советом своего учителя - известного живописца Александра Якимчука, с которым летом ходили на этюды, Олекса Шаткивский в 1931 году поступает в Варшавскую академию искусств. Новый приток творческих сил, существенным образом расширяется диапазон интересов. Альбомы студента с пейзажами окрестностей Почаева, сюжетно-бытовые композиции и отдельные детали крестьянского быта пополняются сценами из варшавской жизни, портретами коллег, с которыми учился. «В этом разнообразии беглых набросков, студий проявлялось то, что вскоре станет поэтико-философской спецификой его искусства, а затем спроектируется в авторскую художественно-эстетичную концепцию его искусства», - убеждает кандидат искусствоведения Роман Яцив в предисловии к сборнику произведений Олексы Смих-Шаткивского (Львов-Киев, 2004).

В польской столице собралось большое количество студентов из Украины, которые еще в 1927 году организовали украинский художественный кружок «Спокій». Его художественная идеология выражалась афоризмом: «Покой - не означает застой». Ритм, такт, порядок, аккорд, гармония - вот что господствует в настоящем искусстве всех эпох. Так считал член кружка Олекса Шаткивский, но сам выходил далеко за идеологические рамки кружка. Он полюбил импрессионизм, проникший тогда в Варшаву, с легкостью выражения, богатством цветов, глубиной и шармом. Об этом расскажут пейзажи Почаева и натюрморты. Шаткивский работает системно - и в живописи, и в графике. Детально изучил технологические особенности различных видов эстампа (линорит, дереворит, офорт, сухая игла, литография). «В жанровом диапазоне он стратегически сблизил сюжетно-бытовую (ситуационную) композицию с портретом, пейзажем и натюрмортом, выйдя на широкую, в своей структуре синтетическую, тематическую платформу», - отмечает искусствовед Роман Яцив.

Уже в декабре 1933 года Олекса Шаткивский вместе с художниками Петром Метиком и Нилом Хасевичем представляет украинских художников Варшавы на 4-й выставке Ассоциации независимых украинских художников во Львове, а со следующего года экспонирует свои работы на выставках кружка в Варшаве, Луцке, Кременчуге, Ривном, Львове, на международной студенческой выставке в Румынии. Четырнадцать различных наград - это уже признание его творчества. Для более глубокого изучения европейского искусства талантливого студента отправляют в разные страны - в музеи Берлина, знаменитую Дрезденскую картинную галерею, парижский Лувр...

Олекса Шаткивский едва успел закончить Варшавскую художественную школу и получить документ о среднем образовании, как на его малой родине произошли эпохальные изменения - приход советской власти, депортации, репрессии. Он возвращается в Почаев, и, чтобы иметь средства для существования, работает учителем рисования в местной школе.

После отступления фашистов из Тернополя Олекса Шаткивский стал первым художником-сценаристом областного музыкально-драматического театра, оформил ряд спектаклей по пьесам Марка Кропивницкого, Михаила Старицкого, Ивана Карпенко-Карого, Юрия Яновского и пр. А далее - преподавательская работа во Львове...

Во второй половине
50-х в живописных работах (пейзаж, портрет) и графике Олексы Шаткивского преобладают печальные настроения. Дала о себе знать тяжелая болезнь, надолго приковавшая художника к постели. Но уже через неполный десяток лет в его композициях из цветов, свадебных сцен, портретов возвратятся к жизни оптимистические мотивы, грусть будет вытеснена радостью. Успешные выставки во многих областных центрах Украины, Киеве, Москве... «Художник умел любить жизнь, каждое ее проявление; был упрямым украинцем и свой протест принципиально и последовательно передавал другим», - словно разгадала загадку таланта Олексы Смих-Шаткивского искусствовед Евстахия Шимчук.

В июне 1979 года художника не стало. В нашу память он вошел улицами Львова, в историю впечатался сотнями картин. Навсегда. Удивительно, что на родине этого талантливого художника до сих пор нет ни мемориального музея, ни хотя бы скромного бюста. Но это уже апелляция не к памяти, а к совести земляков и художественной общины Украины.

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.