УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 155 посетителей

Теги
секти Ющенко конфлікти УПЦ КП іконопис Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) педагогіка вибори церковна журналістика шляхи єднання Церква і політика автокефалія розкол в Україні УГКЦ краєзнавство Церква і влада Президент Віктор Ющенко комуністи та Церква Патріарх Алексій II монастирі та храми України українська християнська культура Приїзд Патріарха Кирила в Україну милосердя Археологія та реставрація 1020-річчя Хрещення Русі церква та політика церква і суспільство постать у Церкві діаспора Вселенський Патріархат Церква і медицина Предстоятелі Помісних Церков молодь Мазепа Католицька Церква Голодомор Доброчинність забобони Священний Синод УПЦ






Рейтинг@Mail.ru






«Политика и культура Украины»: Божественные посредники



«Политика и культура Украины», Семен Глузман, 05.09.08

Сегодня я знаю: президент моей страны пытается выпрямить историю. Искренне, уверовав в высокий смысл давно увядших событий. Обычно так поступают диктаторы, остро нуждающиеся в подтверждении своего авторитета, своей правоты аргументами седой старины. Лучший анализ этого феномена - в великолепном романе Оруэлла. Сегодня я знаю: президент моей страны пытается выпрямить историю. Искренне, уверовав в высокий смысл давно увядших событий. Обычно так поступают диктаторы, остро нуждающиеся в подтверждении своего авторитета, своей правоты аргументами седой старины. Лучший анализ этого феномена - в великолепном романе Оруэлла.

Здесь, в моей стране диктатуры нет. Более того, в силу нескольких объективных обстоятельств она невозможна. Я в этом уверен. Как и в том, что любые попытки переписывания Истории - тщетны. Читатели исторических романов питаются мифами, облегченным и романтизированным пересказом реальных событий и нереальных домыслов. «Среднестатистическому» американцу достаточно знать о роли великого Вашингтона в становлении его страны, не вдаваясь в подробности обыденных слабостей и странностей конкретного человека. Профессиональные историки обязаны знать больше. Именно знание деталей, далеко не всегда приятных и очевидно добродетельных, отличает их от читателя исторических романов.

Сатана знает о совершенстве Бога. И остается Сатаной. Это - неоспоримо. И не требует пояснений. Серьезные исследователи религиозных доктрин и религиозной практики знают: церковь всегда ближе человеку, нежели Богу. Отсюда и ошибки, и религиозные войны, и кровь и огонь инквизиции. И, как последствие, извинения церковных престолоблюстителей за совершенные в далеком прошлом коллективные грехи. Профессиональный историк, в частности и историк церкви, хочет знать больше, хочет знать, как было на самом деле, хотя нередко лишь своим авторитетом ученого освящает традиционные групповые верования. Знания, полученные историком, не могут быть исключительно теплыми, приятными на ощупь, утешительными. Именно такие знания позволили моральному авторитету Европы второй половины ХХ века вслух заметить: «церкви еще не поняли, что такое любовь».

История христианства, известная нам из исторических романов, неправдиво благостна и мифологизирована. Большинство из нас предпочитает простую духовную пищу... Десятки имен полуисторических персонажей, украшенных недостоверными сведениями о совершенных ими чудесах, затмевают совсем не-чудесную смерть христианского монаха Телемака: в 403 году он вышел на арену римского цирка прекратить бой гладиаторов. Уверовав в Христа, Телемак обязан был так поступить. Он был убит стражниками (вероятно, такими же христианами), но с тех пор бои гладиаторов были запрещены. Мертвые уже не мертвые, если их слушают живые, именно в этом цель истории.

История позднего православия также имеет свои яркие примеры человеческого поведения священнослужителей. Так, митрополит Московский Филипп открыто осуждал казни, насилия и мучительства, совершаемые венценосным царем Иоанном Грозным. В то время никто не решался поднять голос в защиту невинных, мучимых им людей. Однажды в храме после литургии, когда царь подошел к Филиппу получать благословение, митрополит громко сказал: «Мы здесь приносим бескровную жертву, а ты проливаешь христианскую кровь твоих верных подданных. Доколе в русской земле будет господствовать беззаконие? У всех народов, и у татар, и у язычников, есть законы и правда, только на Руси их нет. Во всем свете есть защита от злых и милосердие, только на Руси не милуют невинных и праведных людей. Опомнись: хотя Бог и возвысил тебя в этом мире, но и ты смертный человек!». Историки церкви утверждают, что Филипп был отравлен. Иоанн Грозный не мог простить ему такое публичное унижение.

История церкви, как и всякая иная история, требует внимательного прочтения. А не коррекции и выпрямления. Великий Лютер, восставший против доктрины Папского престола, был, с точки зрения последовательных прихожан и священнослужителей, вероотступником и преступником. Но именно благодаря Лютеру появилось в мире такое разноликое сегодня протестантство. Что, кстати говоря, достаточно быстро привело и к очищению от скверны саму католическую практику. Рана европейского раскола зарубцевалась, хотя и кровоточила долго.

Украина должна знать свою историю. Все страницы, горькие, сладкие и пресные. Это не вызывает сомнения. Коррекция истории - всегда ложь, вне зависимости от того, какими мотивами руководствуется Великий Корректор и его придворные писцы. А в ХХI веке подобная ложь очевидна до смешного. Бог и человек действительно нуждаются в посредниках, отправляющих службу в храме. Но мы всегда должны помнить, что эти посредники - всего лишь люди. Вне зависимости от того, какие у них канонические или собственные имена, Варфоломей, Алексий, Филарет... Бог един, а тропинки к нему действительно разные. А некоторые, самые короткие и спрямленные, ведут к Сатане.

   
Семен Глузман

Семен Глузман












ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.