УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 203 посетителей

Теги
Церква і медицина діаспора Священний Синод УПЦ конфлікти Президент Віктор Ющенко Предстоятелі Помісних Церков Мазепа монастирі та храми України Археологія та реставрація 1020-річчя Хрещення Русі Доброчинність УГКЦ Митрополит Володимир (Сабодан) забобони постать у Церкві українська християнська культура автокефалія Церква і влада церковна журналістика церква та політика Ющенко церква і суспільство Голодомор педагогіка Церква і політика Католицька Церква УПЦ КП розкол в Україні Вселенський Патріархат Патріарх Алексій II Приїзд Патріарха Кирила в Україну вибори секти шляхи єднання Києво-Печерська Лавра краєзнавство іконопис молодь милосердя комуністи та Церква






Рейтинг@Mail.ru






«Боспор» (Керчь, Феодосия): Армяне в Крыму



«Боспор» (Керчь, Феодосия), Елена Иванова, № 35 от 28 августа, № 37 от 11 сентября 2008

Первые связи армян с Таврикой относятся ко времени Царя Тиграна Великого (I в. до Р. Х.), состоявшего в родственных и союзнических отношениях с Митридатом VI Евпатором. Значительная часть армян вынуждена была в различные периоды истории покинуть свою родину и искать пристанища в чужих краях. Некоторые из них впоследствии стали для армянских переселенцев второй родиной. Именно таким являлся средневековый Крым, где в течение нескольких столетий имелись многочисленные армянские колонии.
В VII веке Армения попала под власть Арабского халифата. Притеснения и непомерный гнет, обрушившиеся на население, послужили причиной эмиграции армян в Крым. Спустя четыре века после вторжения турок-сельджуков и теперь уже в связи с падением Анийского царства многие армяне вынуждены были также покинуть родину. В Крыму они в основном расселились в горной юго-восточной части полуострова: в Кафе (Феодосии), Судаке, а позднее - в Кырыме (Старом Крыму).

Особенно многолюдными армянские поселения Крыма становятся в XIII -XIV веках, что было связано с монгольскими нашествиями на Армению. На полуострове с начала XIV века армянские поселенцы занимаются активной хозяйственной деятельностью. Именно крымские армяне осуществляли распространение привозимых товаров на Север и Восток. Армяне-ремесленники находили здесь хороший сбыт своих товаров. В общей сложности армяне составляли значительный процент торгового и ремесленного населения Кафы (Феодосии), Сурхата (Старого Крыма), Судака и Карасубазара (Белогорска).
Будучи трудолюбивыми и уживчивыми, армяне быстро налаживали дружбу со всеми соседями, поэтому число их поселений быстро разрасталось.

В живописных уголках юго-восточной окраины полуострова до сих пор сохранились остатки армянских архитектурных сооружений: церкви, монастыри, основания крепостных стен, мосты, фонтаны. Большинство их относится к XIV-XV векам. В этот период армянская колония Крыма переживала пору своего наивысшего расцвета. В некоторых генуэзских источниках первой половины XV века юго-восточное побережье Крыма даже называлось «Приморской Арменией». Основная часть сохранившихся около трехсот армянских рукописей, написанных в Крыму, тоже была создана в этот период. В настоящее время сохранившиеся рукописи находятся в ереванском Матенадаране (Институте древних рукописей имени Месропа Маштоца).
В начале XV века две трети населения Кафы составляли армяне. В Кафе имелись армянские школы, десятки церквей, банки, торговые дома, караван-сараи, ремесленные цеха и др. Город был одним из духовных центров крымских армян. Как свидетельствуют средневековые источники, а также записи путешественников, здесь армяне имели два отдельных квартала: древний, на территории генуэзской цитадели, и второй, новый, основанный в XIV веке. Новый квартал сегодня представляет собой участок нынешнего Карантина, который в русской официальной документации конца XVIII века именовался «армянской слободою».

Вторым по многочисленности армянского населения городом после Кафы в XIV-XV веках был Сурхат. Имя Сурхат, вероятно, является искаженной формой названия армянского монастыря Сурб-Хач (Святой Крест), основанного в 1358 году в лесу недалеко от города Старый Крым. Исследования последних лет показывают, что уже в начале XIV века в Сурхате существовал армянский квартал «Верхний», в котором находилось более шести армянских церквей. Из них сохранилась только одна полуразрушенная часовня с притвором. Сурхатские армяне были в добрососедских отношениях с местными хозяевами - татарами. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что армянский квартал со своими духовными сооружениями располагался рядом с татарским участком города. Армянские церкви стояли рядом с татарскими мечетями. И в тех и в других велось богослужение по соответствующим обрядам и проводились занятия на родном языке.

При армянских церквях действовали школы. Записи в армянских рукописях говорят о том, что уже в самом начале XIV века очень успешно функционировали духовные семинарии монастырей Кимчак (на окраине Сурхата) и Кизилташ (близ пос. Щебетовка). Сюда приезжали учиться даже из Армении. В XV веке хорошо была известна духовная семинария монастыря святого Антона в Кафе. Его настоятель был очень уважаем жителями города.

В конце XV века Крым был захвачен объединенными татаро-турецкими силами. В жизни армянской колонии полуострова это стало серьезным испытанием. Из-за кровопролитий 1475 года и последующих жесточайших гонений сильно сократилась численность армян Крыма. И лишь в начале XVII века у армян вновь оживились ремесленное производство и торговля, стали восстанавливаться древние храмы и монастыри. Появилась возможность обновлять старинные рукописи, открывать учебные заведения. Особенно известным из них была духовная семинария монастыря Сурб-Хач, преподавателями здесь были выдающиеся личности своего времени. Но в конце XVIII века все опять изменилось.

В 1778 году 12 тысяч армян в числе других христианских народов, томящихся тогда под турецко-татарским владычеством на полуострове, вынуждены были покинуть Крым...

После того, как Крым вошел в состав России, часть армян вернулась в родные места. Вскоре их численность умножилась за счет переселенцев из Армении. Российским правительством для армян были созданы привилегированные условия. Им были возвращены храмы, земли, городские кварталы. Армянское население Крыма освобождалось от уплаты налогов и службы в армии на десять лет. В Старом Крыму и Карасубазаре (Белогорске) были созданы национальные городские общины. А в октябре 1808 года здесь открывается армянская ратуша (суд), просуществовавшая до 70-х годов XIX века.

Жизнь крымских армян XIX века в целом была богата различными достижениями, особенно в области образования и культуры. Многим крымчанам хорошо известны имена братьев Габриела и Ованеса (Ивана) Айвазовских, Александра Спендиарова (Спендиаряна), Вардгеса Суренянца и многих других. Блестящим адмиралом российского флота стал Лазарь Серебряков (Арцатагорцян), основавший в 1838 году город-порт Новороссийск.

Культурное развитие крымских армян в XIX - начале XX века отразилось в создании школ, училища, типографии, в издании журналов, книг. В 1816 году в Карасубазаре по инициативе Манвела Гюмушханеци открылась первая в Крыму армянская приходская школа.

Особое место среди армянских учебных заведений Крыма занимало Халибовское училище, открывшееся в Феодосии в 1858 году. Его основателем был Г. Айвазовский. Здесь учащиеся получали знания, соответствовавшие гимназическому курсу. В училище также бесплатно обучались и дети неимущих армян, составлявшие 35-40% учащихся. При училище с 1860 года начала работать первая в истории крымских армян типография, что послужило развитию у них периодической печати. В 60-70 годах XIX столетия в Феодосии стали издаваться журналы «Масяц Агавни» («Голубь Масиса») и «Дастиарак» («Воспитатель»).
Что касается численности армян на полуострове, то в XIX - начале XX века в Крыму существовала довольно солидная армянская колония - около 9000 человек, а в 1913-1914 гг., по неполным данным, - 14-15 тысяч человек. Армянское население в основном размещалось в Симферополе, Феодосии, Карасубазаре, Старом Крыму, Евпатории, Ялте, а также в сельских местностях полуострова.

   
Генуэзская цитадель в Феодосии. На ее территории располагался древний армянский квартал

Генуэзская цитадель в Феодосии. На ее территории располагался древний армянский квартал












ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.