УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 214 посетителей

Теги
шляхи єднання розкол в Україні Президент Віктор Ющенко Католицька Церква автокефалія Голодомор конфлікти Предстоятелі Помісних Церков секти милосердя забобони українська християнська культура Доброчинність комуністи та Церква 1020-річчя Хрещення Русі Церква і влада Мазепа Митрополит Володимир (Сабодан) діаспора Києво-Печерська Лавра краєзнавство церква та політика молодь іконопис Церква і політика педагогіка Церква і медицина Священний Синод УПЦ Археологія та реставрація Патріарх Алексій II Вселенський Патріархат Ющенко монастирі та храми України УГКЦ постать у Церкві УПЦ КП Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква і суспільство церковна журналістика вибори






Рейтинг@Mail.ru






«Новины з Пидкарпаття»: Старые русские. Почему закарпатское большинство хочет стать национальным меньшинством



«Новины з Пидкарпаття», Илья Жегулев, без даты

 

Муй вуйко набожный,

Кой не на фiглю го скрутило

Так вшитких сполошив,

Што найся не приказуй.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (перевод на русинский язык Василия Матолы)

 

«Будете фотографировать? Я тогда рясу надену»,-энергичный батюшка в штатском с депутатским значком спешит переодеться. У настоятеля Крестовоздвиженского собора отца Дмитрия Сидора куча дел. Ему нужно достроить самый большой в Закарпатье храм, побороться на выборах за пост мэра Ужгорода и отстоять право русинского народа на автономию или хотя бы официальное признание со стороны Киева.

 

До очередных выборов, которые «решат судьбу Украины», на этот раз парламентских, чуть больше недели. Но для Сидора и многих других жителей Закарпатской области вопрос, кого выберут в Раду, - второстепенный. У них своя кампания, в которой их не поддерживает ни одна из ведущих политических сил.

На улице Сидора останавливает пожилая женщина. Она что-то зловеще шипит, рвет пачку предвыборных календариков с изображением Сидора и бросает священнику под ноги. Плюнув в его сторону, уходит с гордо поднятой головой. «Греко-католичка,-растерянно улыбается отец Сидор.-Говорит, это мне за то, что я связался с Витренко». Наталья Витренко, лидер Прогрессивной социалистической партии Украины,-политик левее некуда. Она категорически против вступления страны в ВТО и ЕС и за союз трех восточнославянских государств-Украины, Белоруссии и России. Сидор объясняет, что «связался» с Витренко потому, что ее партия-единственная, кто пообещал русинам автономию и вписал этот пункт в предвыборную программу. Остальные украинские политики открещиваются и от русинов, и от Сидора.

Для Украины русинов не существует: при последней переписи их даже не включили в реестр национальностей, представив субэтносом в составе украинской нации. Киев опасается, что, признав русинское большинство в Закарпатье, разбудит гидру сепаратизма. В декабре 1991 г., когда вся остальная страна голосовала за выход из СССР, жители региона подавляющим большинством высказались за создание автономии. Зато в Москве у борцов за русинские права есть горячие и влиятельные союзники. «Автономия русинов-это синоним демократии»,-чеканит близкий к Кремлю политтехнолог Сергей Марков, хорошо известный на Украине после президентских выборов 2004 г. «Украина должна признать русинов этносом, как это сделал весь цивилизованный мир»,-полагает начальник президентского управления по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров. И это правда. Русины как особый народ признаны в 22 странах мира, везде, где они представлены. В переписи 2002 г. русинами записались 97 жителей России. Русинские колонии существуют в США и Канаде. Первоиерарх Русской зарубежной церкви, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, высокопреосвященный Лавр-русин, как и половина православных славян в США. Глава православной церкви в Америке митрополит Герман-тоже русин. Венгрия, Польша, Словакия, Хорватия, Румыния и Сербия официально поддерживают русинские меньшинства. Всего в мире насчитывается около 2 млн русинов, так что малочисленной народностью назвать их нельзя. По словам отца Сидора, 800 000 из них живут в Закарпатье, составляя 70% местного населения. По оценке Карпато-Русинского центра в США, русинов в Закарпатье 650 000.

 

КАК СТАТЬ УКРАИНЦЕМ

Историческое название русинских земель-Подкарпатская Русь. Помимо украинского Закарпатья русины живут на прилегающих территориях в Польше, Словакии, Венгрии и Румынии. Еще остались в Закарпатье старожилы, которые родились в Австро-Венгрии, ходили в школу в Чехословакии, работали в СССР, а сейчас получают пенсию на Украине. До 1939 г. в течение 22 лет Подкарпатская Русь была частью федеративной Чехословакии, у нее были собственные герб и гимн, а русинский язык был третьим государственным.

Закарпатье стало последним территориальным приобретением СССР, если не считать Курильские острова и Восточную Пруссию. В том, что русины потерялись как этнос, виновата прежде всего Москва. Именно там вопреки мнению местных лидеров решили присоединить Подкарпатскую Русь к советской Украине. «Русины разработали в 1945 г. целый проект создания в Закарпатье аналога калининградской губернии, который был бы частью РСФСР,-рассказывает русинский поэт Михаил Кеминь.-Первым секретарем компартии Украины был Хрущев. К нему попали эти документы, и он этого не допустил». Для пущей острастки новых граждан СССР стали записывать в новых паспортах украинцами. Самые ярые активисты русинского самоопределения были кто запуган, кто отправлен в московские тюрьмы. Там сгинул Августин Волошин, первый и последний президент независимой Подкарпатской Руси, просуществовавшей всего несколько дней в 1939 г., когда Чехословакию поделили на части Германия и Венгрия. В 1946 г. Подкарпатская Русь стала Закарпатской областью Украины, и с тех пор вплоть до 1991 г. «русинский вопрос» был закрыт. Но декабрьский референдум 1991 г., на котором 78% закарпатцев высказалось за автономию своего региона, показал: независимой Украине досталось проблемное наследство. Автономию Закарпатью так и не дали, а с русинскими предводителями боролись по старинке. Самого авторитетного лидера, главу временного русинского правительства и профессора Ужгородского университета Ивана Туряницу выжили с двух работ и дискредитировали-обвинили в совращении студентки. Туряница был вынужден скрыться в Словакии, а остальные лидеры национального движения перессорились.

Русинских воевод поделили Украина с Россией. Дмитрия Сидора, возглавляющего «Сойм подкарпатских русинов», признают и пропагандируют как лидера русинов в Москве. Украинские власти делают ставку на заведующего реанимационным отделением областной больницы Евгения Жупана, который прошлой осенью был избран председателем «Народного совета русинов Закарпатья» на Всекарпатском съезде русинов. Сидора на съезд не позвали, зато там было все областное и городское начальство. В шутку или всерьез, но Киев прислал на съезд министра по чрезвычайным ситуациям Давида Жванию.

Сидор и Жупан друг друга недолюбливают. Каждый называет организацию другого фиктивной. Наблюдатели считают, что у Сидора больше сторонников, зато Жупан-влиятельнее. Впрочем, пробивные способности у Жупана тоже скромные. Своим главным достижением он считает то, что теперь раз в полтора месяца на областном телевидении выпускается передача на русинском языке. Детский врач гордится еще и тем, что с его подачи Киев отменил утвержденный еще в 1996 г. «План мероприятий по решению проблемы украинцев-русинов». Целью плана была украинизация закарпатского населения.

 

БЛУДНЫЙ РУСИН

Европа русинских активистов в упор не замечает. Не помогли даже сделанные в середине 1990-х громкие заявления закарпатского квази-премьера Туряницы, обвинявшего Киев в «геноциде русинского народа». Зато после прихода к власти Виктора Ющенко русинскую карту начала разыгрывать Россия. Для защиты дружественного Москве анклава на Западной Украине готовится информационная почва. Сидор стал частым ньюсмейкером российских информагентств. Созданное Колеровым агентство Regnum даже выделило в особую тему «Борьбу русинов за национальное самоопределение». А в марте при государственной поддержке в Москве вышла первая за всю историю монография о русинах на русском языке.

«Карпатороссы в течение веков считали себя русскими и, когда СССР их украинизировал, были вынуждены стать четвертым восточнославянским этносом,-утверждает завотделом Украины и Крыма Института стран СНГ Кирилл Фролов.-Они не хотят становиться украинцами». Фролов, который тепло отзывается об отце Сидоре, часто наведывался в Закарпатье, пока Украина не объявила его персоной нон грата. В картине мира Фролова «карпатороссы» всегда стремились к единству с Россией, и теперь Москва обязана оказать жителям Закарпатья политическую и моральную поддержку: «Мы не имеем права быть неблагодарными».

Сами русины братской помощи из Москвы не ощущают. По словам Сидора, ни Московский патриархат, ни иные российские организации не дали ему ни копейки ни на строительство храма, ни на поддержку русинского движения. Сидор не жалует ни российскую дипломатическую службу, которую называет самой «неграмотной и безобразной», ни политтехнологов. «Посмотрите на Маркова и Глеба Павловского-у них топорная работа,-сердится священник.-Они такие же технологи, как я космонавт». И вообще, автономия нужна Сидору не для объединения с Россией, ему хватило братской дружбы с Украиной.

«Когда мы увидели, что Россия так бесчувственна к нашим проблемам, мы решили возвращаться в Европу. Мы лучше будем прислугой там, чем бесправными братьями восточных славян»,-утверждает Сидор. Европа привлекает его сильной юридической культурой, которая позволяет отстаивать права небольших народов. «Я думаю, что Европа не примет к себе Украину,-категоричен Сидор.-Мы будем идти туда по частям».

 

ЛАКОМАЯ РУСЬ

Закарпатье-один из самых перспективных регионов Украины. Дело даже не в том, что социалистический эксперимент пустил здесь не такие глубокие корни, как на востоке. В последние годы область стала стремительно развиваться, и этому не помешала даже прошлогодняя отмена налоговых льгот для инвесторов. Если на Украине первый год при новом режиме прошел под знаком стагнации, Закарпатье продолжало развиваться, как будто в стране не произошло никаких потрясений. По темпам роста экономики, строительства и доходов граждан регион заметно превзошел не только соседнюю Львовскую область, но и среднеукраинский уровень. И это при том, что Закарпатье-самая неурбанизированная часть страны, в городах здесь живет лишь 37,1% населения.

Активы Закарпатья-красивые горы, где можно строить горнолыжные курорты, и расположение на стыке сразу четырех границ-с Румынией, Венгрией, Словакией и Польшей. «Только в этом году поступило заявок на реализацию инвестиционных проектов на сумму около $400 млн. Это строительство гостиниц, турбаз, подъемников»,-радуется начальник экономического управления обладминистрации Михаил Петровций. Граница-один из основных источников теневых доходов местных жителей. По словам депутата Верховной рады Сергея Ратушняка, источник процветания региона-контрабанда. Мы беседуем с депутатом в офисе его завода по производству газированных напитков на окраине Ужгорода. Из окна кабинета видна колючая проволока на границе со Словакией. «Вот по той дорожке в Европу везут нелегалов,-рассказывает Ратушняк.-Пакистанцы, афганцы, индусы, самые дорогие-китайцы. Супербизнес. 50 чертей подвез, $50 000-в карман». Как бы то ни было, по обилию новых иномарок в Ужгороде видно, что люди здесь не бедные.

Ратушняк-основной претендент на пост мэра Ужгорода, его поддерживает правящая на Украине коалиция «оранжевых». Он стал миллионером в 30 лет, а на посту главы города намерен бороться с областными властями, которых обвиняет в финансовых махинациях. Ратушняк считает, что у русинской идеи, если ее правильно разыграть, богатый потенциал. «Россия может за этот кусок договориться. Если бы здесь российские ядерные ракеты стояли, мне было бы легче договариваться с европейцами»,-мечтает он. О российском оружии у народного депутата Украины остались самые светлые воспоминания. «У меня же здесь в 1993 г. установка "Град" стояла, 800 с чем-то снарядов. Два месяца никак Минобороны России не могло забрать. Сейчас бы я ее вообще не отдал. С нормальной установкой столько бы вопросов порешал...»

Мать у Ратушняка русинка, и он в свое время спонсировал Сидора. «Кто отцу Дмитрию первый этаж собора построил?-спрашивает без пяти минут ужгородский мэр.-Пусть из своей бороды кусок совести выкопает и скажет: Ратушняк это сделал. Шесть вагонов арматуры, 30 вагонов цемента, здесь, на этой базе доска сибирская резалась. Весь первый этаж я делал, за свои бабки». «Бабок» было, по словам Ратушняка, около $500 000. Остальные после «подъемных» Сидор набирал постепенно от прихожан-храм строится уже 12 лет, а смета по оценкам специалистов составляет около $5 млн.

Но русинские активисты Ратушняка полностью разочаровали. «Когда число русинских организаций перевалило за десяток, они превратились в посмешище. Гранты ООН, распределение гуманитарки, кто куда поедет-из-за этого началась драка. Они показали всем, что они не элита-драка идет за корыто, и никакой идеи,- кипятится депутат.-Спрашиваю, где азбука? Где занятия для изучения культуры и языка? Язык колоритный. Он не научный, конечно, но красивый».

 

МУКИ ТВОРЧЕСТВА

За последние 15 лет в Закарпатье было издано несколько книжек на русинском. В их числе Евангелие и два учебника родной речи. Отец Дмитрий, написавший толстенную грамматику родного языка, открыл 24 класса для факультативного изучения русинского в школах. «Русинский язык был полноценным языком, когда русских с украинцами еще не существовало,-углубляется в седую историю глава русинского "Сойма".-В 860-х гг. он был зафиксирован как белохорватский язык и взят Кириллом и Мефодием за основу [при переводе Евангелия с греческого на старославянский]».

Профессиональные лингвисты относятся к таким рассуждениям скептически. «Чисто фонетически язык жителей Закарпатья отличается от литературного украинского языка, но не более чем говоры Смоленщины от книжного русского»,-рассуждает старший научный сотрудник Института славяноведения и балканистики РАН Галина Клепикова. Если вопрос не политизировать, русинский так и останется одним из украинских говоров, полагает она. «Не только грамматика и словарь определяют, быть ли языку,-объясняет Клепикова.-Он должен преподаваться в школе, должны быть газеты, на нем должно вестись официальное делопроизводство». При известных обстоятельствах русинский язык может быстро обрести уникальность-так в свое время хорватский язык «выделился» из сербскохорватского языка. Русинам, по мнению Клепиковой, не хватает пассионарности хорватов или украинских националистов середины XIX в.

Зато у русинов в достатке своих поэтов и писателей. Владелец небольшого строительного бизнеса Виталий Матола начал писать стихи в перерывах между общениями с прорабами, разгрузкой бетона и занятиями в Закарпатском областном хоре. Он перевел на русинский несколько отрывков из «Евгения Онегина» и повесил в Интернете целую книгу стихов, многие из которых посвящены русинам (http://matola.narod.ru). Книгу русинских стихов на деньги обладминистрации издает поэт Михаил Кеминь, а поэт Иван Петровций прославился сборником эротических стихов на русинском и подражаниями Ивану Баркову, Пушкину и Лермонтову.

А пока интеллигенция унавоживает почву для рождения новой восточнославянской нации, простых русинов все эти высокие материи мало волнуют. «Мне все равно»,-отвечает мать Владимира Матолы Ольга Юрьевна на вопрос, хочет ли она русинской автономии. У нее в деревне есть свинья, коза и картошка. Она успела пережить чехов, и коммунистов, и украинцев-в ее хозяйстве мало что изменилось. Закарпатские крестьяне, как и бравый солдат Швейк, никогда не увлекались геополитикой. Как стояли, так и стоят крепкие русинские дома, отличающиеся от украинских хат более внушительными размерами, при входе в каждую деревню-распятие. И пока украинские, русские и местные пассионарии делят Закарпатье, законопослушные и набожные русины, как сто и двести лет назад, при встрече приветствуют друг друга: «Слава Иисусу Христу».

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.