УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 46 посетителей

Теги
Голодомор шляхи єднання Ющенко педагогіка Церква і політика УГКЦ УПЦ КП українська християнська культура Києво-Печерська Лавра секти Вселенський Патріархат конфлікти краєзнавство Археологія та реставрація 1020-річчя Хрещення Русі монастирі та храми України Доброчинність Патріарх Алексій II Митрополит Володимир (Сабодан) Священний Синод УПЦ Церква і влада вибори Предстоятелі Помісних Церков Церква і медицина постать у Церкві автокефалія діаспора церковна журналістика Мазепа розкол в Україні Католицька Церква Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква і суспільство молодь Президент Віктор Ющенко комуністи та Церква церква та політика забобони іконопис милосердя






Рейтинг@Mail.ru






«Новая» (Украина): Тайны Софии Киевской



«Новая» (Украина), Владимир Каминский, 20.11.2008,

 

В столице подзабыли о культурном наследии. Раньше пышно отмечали восстановление храмов и других архитектурных ценностей, а ныне старинные постройки в основном ломают. Чего стоят разрушенные ведущие в лаврский монастырь ворота и снесенные постройки в Киевской крепости? Но к концу следующего года в Национальном заповеднике «София Киевская» обещают открыть давно замурованные и наполовину разобранные парадные врата, отворявшиеся перед выдающимися персонами с середины XVIII в.

В Киеве много внимания уделяют именно вратам - своеобразным символам города. Ведь в старину ворота имели не только практическое значение, но и смысловую нагрузку. Высокие гости вступали в город через разные входы. Так же было и в святынях - Киево-Печерской лавре и Софии Киевской. Постройки имели пышный вид и по праву занесены в реестры выдающихся памятников архитектуры. Власть имущие это поняли и в прошлом году отреставрировали Золотые ворота, устроив внутри музей. Лаврским вратам повезло куда меньше - на месте снесенных построили новые.

Удачнее сложилась судьба давно закрытых врат в заповеднике «София Киевская» - Брамы Заборовского, построенной в 1746 г. по проекту знаменитого зодчего Иоганна Шеделя. Полуразрушенная Брама затерялась на заднем подворье Митрополичьего дворца. Между тем постройка - настоящий шедевр украинского барокко. Именно поэтому в нее вдохнули вторую жизнь, и скоро памятник станет достоянием столицы.

«VIP-въезд»

- Софийский монастырь был окружен мощной крепостной стеной XVIII в. Ее строили при нескольких митрополитах и завершили при Рафаиле Заборовском, - поведала «Новой» Надежда Никитенко, завотделом Национального заповедника «София Киевская». - Брама носила как символический, так и функциональный характер - это западный въезд на территорию монастыря. Всего было три основных въезда: Триумфальный - через колокольню, Южные ворота - экономические и парадный въезд на территорию митрополичьего подворья - Брама Заборовского, которая вела на большую аванплощадь перед домом митрополита.

 

Современная Брама Заборовского

Сегодня вратам практически возвратили первозданный вид. До наших дней сохранился только их западный фасад. А в старину это было каменное одноэтажное сооружение прямоугольной формы размерами 16,67 на 13,46 м. В середине Брамы был проезд шириной 3,87 м, по обе стороны которого размещались большие помещения для стражи - кордегардии. Браму во всей красе посетители смогут увидеть уже в следующем году. Всего на восстановление памятника потратят 5,5 млн грн.

Фактически Брама имела статус VIP-въезда. Она возведена на одной линии с Золотыми воротами, и когда-то оба памятника соединяла улица. Брама имела чрезвычайно пышный вид. По обе стороны - изящные колонны, само строение было украшено лепным декором: изогнутыми листьями аканта и виноградной лозой. В центре фронтона - большой медальон с изображением скрещенных факелов и короны над ними. Над аркой проезда - семейный герб митрополита Рафаила - пылающее сердце, обвитое пальмовыми ветвями.

Реставраторам удалось восстановить красоту в полном объеме. Постройка готова на 80%, снаружи работы практически закончены, осталась внутренняя отделка помещений. Работники удивляются прочности старого здания: кирпич фундаментов в десятки раз крепче современного.

Памятник неоднократно пытались восстановить, но тщетно. Наоборот, в 1822-23 гг. вход заложили кирпичом. А все потому, что город начал расстраиваться и перед вратами на полтора метра подняли уровень. Затем построили высотный дом, и парадный вход оказался в тупиковом Георгиевском переулке в яме.

- Браму возрождают. Там будет интересная экспозиция, связанная с темой застройки Софийского монастыря в XVIII веке, - рассказал Михаил Никитенко, археолог. - Это вновь построенное здание воздвигли на хорошо сохранившихся старых фундаментах. Открыли старый проем ворот, понизили участок территории перед воротами со стороны Георгиевского переулка до первоначального уровня, перед входом будут ступеньки. По ним можно спуститься и через ворота пройти на территорию заповедника. При раскопках фундамент открыли до уровня земли во время строительства. Возле ворот, у стены нашли много украшенных удивительными рисунками кафельных плиток. Их использовали при воссоздании кафельных печей в отреставрированном доме митрополита.

Память Мазепы

Мастера трудятся над возвращением еще одного исторического памятника - капеллы Ивана Мазепы. «Новая» одной из первых увидела уникальную настенную роспись с фигурами князей и просветителей Киевской Руси. София Киевская обычно воспринимается лишь как памятник древней Руси, но это не совсем так. Недавно здесь отыскали и следы деятельности гетмана Мазепы, который на свои средства отреставрировал и воздвиг не менее 20 храмов в Украине.

- В древности Софию окружали открытые галереи, затем, на рубеже XVII-XVIII веков, их перестроили, и в западной части южной галереи по заказу Мазепы создали своеобразную церковь в церкви, - рассказала Надежда Никитенко. - Получилась пышно оформленная капелла, то есть дворцовая церковь. Мы называем ее капеллой Мазепы. В 60-е годы ХХ века стену покрыли бежевым тоном и забыли. 

Увиденное поражает. На алтарной стене изображен Христос на престоле, а по обе стороны от Него - князь Владимир и княгиня Ольга.

- Ольга изображена в виде святой мироносицы - она держит сосуд с целебным миро. На заднем плане - волнующееся море, за ним - Царьград, где Ольга приняла крещение. По другую сторону от Христа, на фоне киевских холмов, изображен князь Владимир, позади него - Днепр, где князь крестил свой народ, - пояснила Надежда Николаевна. - Почему же во времена Мазепы придавали такое значение двум этим образам? Да потому, что Мазепу прославляли, как нового Владимира, утверждающего православие на территории Украины. А Ольга ассоциировалась с матерью гетмана - Марией-Магдалиной Мазепой. Она была игуменьей девичьего Вознесенского монастыря на Печерске. 

Но и это еще не все. На арках открыты образы славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. А также полуфигуры первого киевского митрополита Михаила, крестившего с Владимиром Русь, и митрополита Макария Киевского, издревле считавшегося покровителем Киева и Украины.

У работников заповедника еще много трудоемкой работы по расчистке живописи на сводах, где открываются уникальные сюжеты на киевскую тему. Среди них - крещение киевлян Владимиром. Живопись планируют открыть до нового года, так как в 2009 г. исполняется 300 лет со дня смерти гетмана Мазепы. Это будет настоящим подарком Киеву и Украине к юбилею, хотя сами реставраторы не уверены, что работа завершится так быстро. Говорят, советская краска сложно снимается. Пока же в капеллу никого не пускают.

   


Скоро в Софию Киевскую можно будет входить через архитектурный шедевр — Браму Заборовского

Скоро в Софию Киевскую можно будет входить через архитектурный шедевр — Браму Заборовского










ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.