УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 276 посетителей

Теги
Патріарх Алексій II Президент Віктор Ющенко 1020-річчя Хрещення Русі УГКЦ монастирі та храми України Церква і політика церковна журналістика Предстоятелі Помісних Церков церква та політика розкол в Україні секти милосердя Священний Синод УПЦ шляхи єднання УПЦ КП комуністи та Церква постать у Церкві конфлікти Приїзд Патріарха Кирила в Україну Археологія та реставрація забобони Доброчинність Голодомор автокефалія іконопис педагогіка Церква і медицина Вселенський Патріархат Мазепа молодь українська християнська культура Церква і влада Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) Католицька Церква Ющенко краєзнавство діаспора церква і суспільство вибори






Рейтинг@Mail.ru






«Восточный проект» (Краматорск, Донецкая обл.): Пятиметровая Богородица на казачьем холме



«Восточный проект» (Краматорск, Донецкая обл.), Андрей Белобородов, 2008

 

Скульптор-краматорчанин украшает село Студенок и окрестности скульптурами, “чтоб людям веселей жилось”

Во время поездки по святым источникам (см. прошлые номера “ВП”) мы заехали в село Студенок невдалеке от Святогорска. У источника, освященного во имя святителя Пантелеимона, стоит оригинальная скульптура - целый дубовый ствол высотой более двух метров, на вершине которого выглядывают из гнезда два деревянных раскрашенныхаиста.

Скульптура настолько гармонично вписывается в сказочно красивое место, что возникает желание познакомиться с автором поближе. Тем более что по всему северу области ходят легенды о чудаке-скульпторе, который делает скульптуры из камня и устанавливает их у дорог за свой счет.

Дом рядом с аистами
Начиная поиск мы не знали еще ни отчества, ни фамилии мастера, поэтому, когда спросили местного жителя, как нам найти скульптора Ивана, он обиделся за знаменитого земляка и поправил - не Ивана, а Ивана Ивановича! И не скульптора, а художника!

Около дома художника и скульптора (правильным оказалось и то, и другое), стоящего на самом краю села, за которым начинается луг поймы Донца,- путевой столб из древесного ствола с металлическим крестом на нем. Наверху такие же, как у источника, фигуры аистов и надпись “Студенок”. Работа автора.

“Я не считаю себя профессионалом!”
Иван Ковалев оказался бородатым пожилым мужчиной весьма живого темперамента. На вопрос, зачем он делает скульптуры, мастер рассмеялся: “Потому, что живой!”. И сразу стало понятно, что для него искусство и жизнь - неразделимы, творить - это так же естественно и необходимо, как дышать.

Сколько у него насчитывается скульптур, он не знает, говорит, много, не считал. Работы делаются, в основном, быстро, за несколько дней - было бы вдохновение! Автор предпочитает дерево: оно пластичнее, легче в обработке. Но каменных скульптур тоже хватает.

Автор делает их из известняка, инкерманского камня. Его берут в скалах невдалеке от Севастополя. (Таким, кстати, облицован ДК и Т НКМЗ.) Но возить его из такой дали не приходится – при СССР из этого камня делались коровники на фермах, а когда последние во время разрухи 90-х приказали долго жить, их разобрали, и именно этот камень используют теперь для своих скульптур Иван Ковалев и его знаменитый сосед–краматорчанин - скульптор Вячеслав Гутыря. Во дворе – мастерская под открытым небом: кого тут только нет - и львы, и кошки, портретный профиль Владимира Высоцкого, какая-то крылатая богиня вроде греческой Ники, маска фараона Тутанхамона из красноватого известняка... много незаконченных работ. Иван Иванович говорит, что не считает себя профессионалом. Потому что профессионал - это тот, кто за счет скульптуры живет, зарабатывая этим деньги. Он же - старается для души. Работ своих не продает, говорит, стыдно ими торговать. Скульптуры устанавливает на видных местах, вдоль дорог, на перекрестках, просто чтобы людям веселее жилось, чтобы облагородить местность.

Статуя Покрова Божией Матери - местное “чудо света”
Иван Ковалев – человек верующий, православный, поэтому тема Бога и веры его глубоко волнует. Многие скульптуры несут на себе дух православия, отпечаток религиозности - это и ангел, поставленный им у одного из перекрестков, чтобы тот указывал дорогу путникам, и другие работы. Именно поэтому ему было интересно оформлять родник в Студенке в православном стиле.

“Все делалось как положено, по благословению батюшки, по канону, - вспоминает он. - Я сделал, а батюшка освятил. И мне радость, и людям польза! Я отцу Павлу часто помогаю: хожу в церковь, прислуживаю в алтаре, являюсь церковным старостой”.

Самой масштабной, монументальной работой скульптора является почти пятиметровая скульптура Покрова Божией Матери, установленная на самой высокой топографической точке этих мест - Маячной горе в Еремовке, на которой еще в старину была казачья сигнальная застава.

С помощью огня и дыма наши предки “маячили”, передавая по городам и весям весть о приближении татар. Отсюда и название горы. А “ерема”, давшая имя селу, оказывается, название того самого казачьего сигнального костра, дрова в котором укладывались особым образом.

Делалась статуя, опять же, в тесном контакте со священником - он и дал благословение, и освятил не только место предполагаемой установки статуи на холме, но и материалы. Над этой скульптурой автор работал более недели. По его словам, он давно хотел установить статую Божией Матери на самой высокой горе, чтобы Она смотрела вдаль и благословляла, накрывала Своим омофором весь наш край.

Богородица издавна считается покровительницей казачества, поэтому было уместно установить именно эту скульптуру на казачьей сигнальной горе.

Статуя выглядит величественно. Нимб над головой Богородицы сделан из цветного металла, взгляд Богородицы устремлен вдаль, а видно с этого места во все стороны ой, как далеко: Красный Оскол, Изюм и Еремовка, Студенок и Святогорск, Богородичное... на горизонте маячат в туманной дымке Святые горы, а видно с горы еще дальше.

Первая скульптура была навеяна войной
Ковалев учился на художника, а искусство скульптуры постиг самостоятельно. Занимается этим делом уже более тридцати лет, но вот первую свою скульптуру и повод к ее созданию помнит прекрасно.

Во время Великой Отечественной войны в этих местах шли ожесточенные бои, и как-то раз фашисты с самолетов разбомбили советские баржи, переправлявшие солдат через Донец. Много людей погибло, а трупы прибило течением к берегу. Местные жители похоронили солдат в братской могиле на территории усадьбы одной пожилой женщины.

Старушка ухаживала за могилой, пока могла, но потом ее забрали в дом престарелых, и могила, на которой стояла каменная пирамидка, заросла. “И вот тогда, - рассказывает Иван Иванович, - я привел в порядок могилу красноармейцев, которых здесь неизвестно сколько похоронено, сделал скульптуру Скорбящей матери и поставил ее на могилку. Чтобы люди ПОМНИЛИ.

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.