ИА «Е-Крым», Алексей Лохвицкий, «Главный Проспект», 2008-11-17 Реформа административно-территориального деления Украинской православной Церкви вызывает недоверие общественности Священный Синод УПЦ МП разделил Симферопольскую и Крымскую епархию на две самостоятельные. Первая - северная часть Крыма - Джанкойская и Раздольненская, ее управлением займется епископ Нектарий. Митрополиту Лазарю, управляющему Крымской епархией, оставили остальную часть полуострова: центр и побережье автономии. В обществе подозревают заговор, цель которого - объединении с Киевским патриархатом и автокефалами. В самой епархии отказались комментировать разделение. В пресс-службе сказали, что это прерогатива только правящего архиерея. В приемной владыки предложили написать прошение на его имя. Однако не уточнили, сколько оно будет рассматриваться. А потому ответа можно ждать долго. Все на благо верующих Зато не отказал в своем комментарии епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, считающий реформу нормальным и естественным процессом. По его словам, Крымская епархия территориально велика и насчитывает большое количество приходов. Владыка же Лазарь просто физически не может посетить каждый из них хотя бы раз в год. - Деление епархии по решению Синода осуществлено по предложению митрополита Лазаря, о чем есть рапорт, - поясняет епископ. - Как показала практика, деление имеет исключительно позитивные последствия. В пресс-службе УПЦ МП уточняют: процесс территориального деления Церкви начался около двух лет назад. И делается это и для удобства самих верующих, и для продуктивной работы епископов. - У вас верующие не видят своего епископа, наверное, не то, что по году, а то и по 5 лет, - выразил свое мнение начальник пресс-службы Василий Анисимов. - А у Лазаря много дел, которые необходимо решать. Наверное, он недоволен, потому что поступления от приходов Джанкойской епархии будут оставаться там. А митрополит занимается воссозданием кафедрального собора Александра Невского. Церковная украинизация Сразу же после сообщения об образовании Джанкойской епархии в прессе появились предположения о том, что это делается церковными иерархами намеренно: для более скорого увеличения числа епископов, лояльно относящихся к созданию Единой поместной церкви. К примеру, руководитель организации «Православный Собор» Юрий Егоров считает, что в последнее время наметилась тенденция направлять или поставлять епископов-западноукраинцев на юго-восточные кафедры, сообщает «Новый Регион». Мол, таким образом епископы готовятся к постепенной украинизации Церкви и общества. - Я видел в Алуште на храме таблички на украинском языке, - возмущается лидер «Собора». - Как такое может быть в русскоязычном Крыму! У отдельных архиереев проповеди на украинском языке, переводятся богослужения и Евангелие. Церковь вовлечена в процесс украинизации. Однако, стоит отметить, большинство официальных выступлений и интервью Предстоятеля Украинской Церкви Владимира проходят на государственном языке. И не потому, что так надо, а потому, что Первоиерарх уроженец центрального региона Украины. А в богослужебной практике митрополит использует старославянский язык. Но в Китае или Японии используется китайский или японский язык для доступности понимания богослужебной практики местными жителями. «Гастарбайтеры» с Западной Украины Интересно вспомнить и прошлогоднее письмо «Союза русских православных верующих Крыма». Эта малоизвестная организация написала Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Второму петицию, в которой фактически обвинила митрополита Лазаря в украинизации крымских церквей. А в конце попросила защитить Русскую (!) православную церковь. Мол, русских священников отправляют на задворки, а в храмах все больше и больше священников-западноукраинцев. Во-первых, церковная юрисдикция определяет полуостров как часть Украинской Церкви, но отнюдь не Русской. Во-вторых, письмо адресовано Патриарху, который практически не имеет никакого отношения к управлению крымской епархией. По логике вещей, кляузу следовало бы направлять Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру. Что подтолкнуло «Союз русских верующих» перескакивать через предстоятеля, неизвестно. То ли недоверие к нему, то ли неверие в то, что их глас будет услышан. По мнению Егорова, лишь несколько архиеерев УПЦ готовы отстаивать единство с Московским Патриархатом. Остальные же пошли на сотрудничество с властями в деле украинизации и создания автокефальной Церкви, полностью независимой от Москвы. И единственное, что их сдерживает - позиция верующих, не желающих отделения. Не говори «гоп»... Представители УПЦ МП просят не нагнетать атмосферу вокруг автокефалии. По словам секретаря Предстоятеля Церкви, епископа Переяслав-Хмельницкого Александра (кстати, его многие считают ярым сторонником поместности), «вопрос об этом не стоит на повестке дня» - Уже неоднократно говорилось об этом, - поясняет иерарх. - Для епископата УПЦ важно не создание не чего-то эфемерного, а восстановление единства Украинского Православия. Даже митрополит Лазарь, родившийся и выросший на Западной Украине и подозреваемый в лояльности к Киевскому Патриархату и самому Филарету, говорит о решении проблемы раскола только каноническим путем и «покаянием» тех, кто отпал от церковного единства. - Рассматривать вопрос о новом статусе ЕПЦ (Единой поместной церкви) сегодня преждевременно, - подытоживает епископ Александр. - Повторю слова Блаженнейшего Владимира: «Новый статус Церкви может быть обретен. В то же время с автокефализацией в юго-восточных регионах епархиями нашей Церкви может быть образована многотысячная «Юго-Восточная Митрополия». Она выделится из состава УПЦ и будет настаивать на прямом подчинении Московскому Патриарху. Принесет ли это пользу Украинскому Православию и делу его консолидации? И имеем ли мы моральное право, зная о реальных настроениях в этих регионах, провоцировать такое развитие событий? Автокефалия возможна только после консолидации Украинского Православия и на основе общецерковного согласия». |