УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 224 посетителей

Теги
Вселенський Патріархат вибори Предстоятелі Помісних Церков автокефалія діаспора церква і суспільство Митрополит Володимир (Сабодан) розкол в Україні Церква і медицина церква та політика Священний Синод УПЦ Голодомор Патріарх Алексій II Церква і влада Археологія та реставрація Приїзд Патріарха Кирила в Україну УГКЦ забобони Церква і політика 1020-річчя Хрещення Русі монастирі та храми України церковна журналістика милосердя конфлікти шляхи єднання педагогіка комуністи та Церква краєзнавство Доброчинність постать у Церкві Ющенко Католицька Церква Президент Віктор Ющенко молодь секти іконопис УПЦ КП українська християнська культура Мазепа Києво-Печерська Лавра






Рейтинг@Mail.ru






«Киевские ведомости»: София Киевская может завидовать колокольне Вознесенского монастыря



«Киевские ведомости», Дмитрий Антонюк, 13.05.2009

 

 

Хотя по соседству Карпаты, здесь никто не говорит по-украински, и даже несмотря на то, что в населенном пункте живет всего три тысячи человек, это не село, а город. Самый маленький райцентр Украины находится в самой маленькой ее области на Буковине.

     ВМЕСТО «ДОБРОГО ДНЯ!» - «BUNA ZIUA!»

 Уникальный городишко Герца находится в четырех километрах от Румынии. Если вы сюда попадете, то даже не пробуйте заговорить с людьми по-украински, вас попросту не поймут. Спасти может, само собой, румынский и почему-то русский. Может, герцаевцы смотрят много русскоязычных сериалов?.. Украинский встречается тут только на табличках государственных учреждений, которые почти всегда продублированы по-румынски. Это и понятно: из трех тысяч населения, почти все - румыны.

 Герца, в отличие от других буковинских городов, не полиэтнична. Она всегда была частью Румынии и лишь после Второй мировой войны окончательно вошла в состав Украины. Но даже после смены государственной принадлежности население здесь не поменялось. До войны тут жили восемь тысяч человек, и город был крупным торговым центром. Сейчас же райцентр напоминает тихий киевский район Нивки в той его части, где стоят частные дома. Тут все одно-двухэтажное, глубоко провинциальное и неспешное.

 Половина гарцаевцев работает на кожгалантерейной фабрике «Прут», остальные - либо в Черновцах, до которых полчаса езды маршруткой, либо в Румынии, до которой полчаса хода. В этом миниатюрном городке есть памятники архитектуры, заслуживающие внимания. Прежде всего - двухсотлетняя Спиридоновская церковь в типично буковинском стиле с куполами характерной формы. Только названа она не в честь средиземноморского Спиридона, Тримифунтского чудотворца, чьи мощи недавно были в киевском Храме Всех Святых. Церковь своим именем прославляет некоего румынского святителя Спиридона, о чем сообщает памятная табличка.

 В десяти шагах от храма еще один памятник старины, связанный с исторической личностью. Небольшой домик предваряет массивная башня с фамильным гербом. Сейчас здесь районная администрация, а когда-то это была усадьба семьи Верона, самым известным представителем которой был художник по имени Артур. Вообще в Герце можно бегло изучить историю выдающихся людей Румынии - напротив усадьбы поставлен памятник румынскому поэту Георгию Асаки. О нем, об Артуре Верона и доукраинской истории города можно узнать в музее, занимающем пару комнат здешнего лицея.

 

       «ПЯТИЗВЕЗДОЧНЫЙ» МОНАСТЫРЬ

 В четырех километрах от Герцы находится одна из наиболее монументальных достопримечательностей Буковины - Вознесенский мужской монастырь. Его купола видны не только с оживленной трассы Черновцы-Житомир за рекой Прут, но и из Черновцов, до которых не менее 20 километров. Надвратная монастырская колокольня очень напоминает аналогичную киевской Святой Софии, с той лишь разницей, что в Банченах она раза в полтора выше. К тому же рядом возводят огромный собор, не уступающий размерами столичному Владимирскому. Прибавьте тот факт, что все это стоит на высоком холме, и все сомнения в том, что Вознесенский монастырь, кроме, собственно карпатских вершин, является главной высотной доминантой Буковины отпадут.

 Большую роскошь мне доводилось видеть лишь в московском Храме Христа Спасителя и кремлевских соборах. Проезд под колокольней закрывают массивные кованые ворота, под стать тем, которые брали большевики в октябре 1917-го, штурмуя Зимний дворец. За ними - ландшафтный парк, не уступающий крымским аналогам бывших царских резиденций Ливадии и Массандры, только в несколько раз меньше. Всюду дорожки, мощеные дорогостоящим отделочным камнем, аккуратно подстриженные газоны, изгороди из кустов, миниатюрные туи и масса всевозможных цветов. Посреди этой зелени, неподалеку от величественного храма бьет фонтан. Внутри него из-под купола свисает массивное позолоченное паникадило, стоит пятиярусный резной иконостас, а стены полностью в росписях. Только румыноязычные надписи напоминают, что мы не в Печерской Лавре, а на Буковине. Корпуса келий не уступают своим богатством храму. Принято считать, что келия - это нечто скромное, почти аскетическое. Келии же банченского монастыря скорее напоминают дворцы нуворишей в Пуще-Водице, чем жилища скромных монахов.

 Впрочем, обвинять монахов Вознесенского монастыря в излишней любви к роскоши не правильно. В соседнем селе Молница живет отец Михаил Жар, напрямую связанный с обителью, который основал и вместе с банченской братией содержит частный детский дом, куда поступают тяжелобольные дети. Местные жители утверждают, что благодаря молитвам здешних отцов выздоровела пара детишек, больных СПИДом.

 

 Поезд №627 Киев-Черновцы: отправление в 18.36, прибытие в 9.44. Цена билета в купе 112 грн, плацкарта 75 грн. Обратно: поезд № 628, отправление в 16.44, прибытие в 8.04. Из Черновцов в Герцу и Банчены ходят автобусы и маршрутки от главного автовокзала (ул. Главная, 219).

 

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.