УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 290 посетителей

Теги
Церква і медицина Археологія та реставрація 1020-річчя Хрещення Русі педагогіка УПЦ КП конфлікти Церква і політика Митрополит Володимир (Сабодан) Доброчинність секти українська християнська культура церковна журналістика іконопис церква і суспільство Києво-Печерська Лавра Вселенський Патріархат Священний Синод УПЦ Предстоятелі Помісних Церков монастирі та храми України Патріарх Алексій II розкол в Україні молодь Президент Віктор Ющенко забобони Голодомор Приїзд Патріарха Кирила в Україну вибори милосердя церква та політика Мазепа автокефалія постать у Церкві Католицька Церква шляхи єднання комуністи та Церква Церква і влада УГКЦ Ющенко діаспора краєзнавство






Рейтинг@Mail.ru






«Вечерний Николаев»: Назад в будущее



«Вечерний Николаев», Наталья Христова, 19.02.08

 

 В издании «История городов и сел Украинской ССР», увидевшем свет в 1981 году, селу Матиясово (Березанский район Николаевской области) отведено весьма скромное место. Перечисляя здешние достопримечательности - природные, исторические и прочие, авторы сообщили, что в селе имеется клуб со зрительным залом на 200 мест. Правда, о том, что оборудован он в бывшем храме святого равноапостольного князя Владимира, советская история умолчала. Одно время был здесь склад, а в другое время просто стоял разоренный - открытый всем степным ветрам... пристанище голубям, вольным птицам.


О том, как раньше церкви строили
«Октября 19 дня сего 1899 года в селе Матиасовом... по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Иустина... при громадном стечении народа освящен новопостроенный храм во имя святого благоверного князя Владимира»... Это - из воспоминаний диакона Тузловской церкви Василия Кульчицкого, опубликованных в Херсонских епархиальных ведомостях за 1899 год.
Создание храма было вызвано острой необходимостью: прихожанам села Матиясово - 330 жителям приходилось за 20 верст ходить на службы в соседние церкви.
Диакон в своих воспоминаниях сохранил имена тех «доброхотных дателей», благодаря которым были собраны средства на строительство. Часть пожертвовал местный землевладелец Иван Федорович Патали, 4 тысячи рублей не поскупился выложить Николай Апостолович Савенко, еще две тысячи поступили от членов братства святого апостола Андрея.
«Явилось много доброхотных дателей, одни из коих жертвовали деньгами, другие - материалом для постройки, третьи - внутренним убранством и утварью, и дело Божие под мудрым руководством отца Иоанна Павловского росло и росло. На незастроенной громадной площади... красуется ныне прекрасный однокупольный с колокольней храм... весь сложен из белого прочного камня, который твердостью своею, при кирпичных сводах, ручается за вековое существование».
В деталях описывает диакон нововозведенный храм, автором проекта которого стал епархиальный архитектор, титулярный советник Лев Прокопович: громадные окна с выложенными из разноцветных стекол крестами, фигурные колонны, изящный иконостас с резьбой и позолотой. «Вся церковь окрашена в светло-зеленый с белыми отводами цвет, что представляет собою сочетание изящного вкуса с прочностью красок».

Храм «ручается за вековое существование»
...Мы приехали в Матиясово с Михаилом Кондратьевым, директором торгового дома «Николаев». Наш горожанин, известный своими благотворительными делами, возглавил инициативную группу по восстановлению храма. Настоятель отец Ярослав провел для нас маленькую экскурсию. Полуразрушенный храм и сегодня очень красив. Стены, своды стоят основательно и крепко, несмотря на то, что возраст здания перешагнул за сотню лет. Камень оправдал надежды строителей.
В двух местах на стенах сохранились остатки фресок: в одной угадывается крещение Иисуса Христа на реке Иордан, в другой, без сомнения, крещение Руси-Украины. Именно так и прозвучало из уст священника: «Руси-Украины», потому как изображенные на иконе-фреске люди, которые участвуют в обряде, по внешнему виду - явно наших, украинских, земель «казаки».
Несколько прихожанок Владимирской церкви, из числа старожилов Матиясово, делятся воспоминаниями. Еще в 40-е годы прошлого века со всей округи приезжали сюда венчаться молодые пары: считалось, что заключенные в здешнем храме браки будут особенно крепкими.
В 1991 году, с приходом в нашу державу независимости, церковь распрощалась со своим «клубным» прошлым, была вновь освящена и еще года два-три действовала. Отправлялись службы, венчалась молодежь, крестили детей. И всё, вроде бы, говорило о возрождении. Но... прежний настоятель отец Федор (в быту Эдуард) в 1994-м уехал, и при этом «прихватил» с собой хоругви, антиминс, икону Божьей Матери - церковную утварь, которая от основания, 100 лет хранилась в храме, а в «смутные времена» - у старосты церкви Устиньи. Устинья - почти ровесница храма, прожила 98 лет!
- Представляете, это единственная в области церковь, которая названа именем святого равноапостольного князя Владимира - крестителя Руси. Памятник истории местного значения. Мы приложим все усилия, чтобы восстановить ее, - говорит Михаил Кондратьев. - В Николаеве есть много уважаемых и влиятельных людей с именем Владимир - мне кажется, они в первую очередь должны совершить благое дело во имя своего святого.
***
...И снова вернемся к 19 октября 1899 года, к проповеди, которая прозвучала из уст отца Иоанна Павловского в день освящения церкви. «...Да не оскудеет усердие благочестивых жертвователей на украшение святого храма... Господь приемлет и щедро награждает и лепты убогих, и обильные жертвы богатых. За всех жертвователей на украшение и сооружение храма всегда крепка и вечна молитва святой церкви Божией».
...Сегодня мы должны вернуться на 100 лет назад, чтобы прийти в будущее.


P.S. Желающие помочь храму могут звонить по тел. 59-23-05.

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.