УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 103 посетителей

Теги
Церква і політика Мазепа милосердя педагогіка Патріарх Алексій II Церква і влада вибори монастирі та храми України церковна журналістика Митрополит Володимир (Сабодан) діаспора Священний Синод УПЦ Предстоятелі Помісних Церков Президент Віктор Ющенко шляхи єднання забобони Археологія та реставрація конфлікти автокефалія Католицька Церква українська християнська культура комуністи та Церква розкол в Україні краєзнавство Вселенський Патріархат УГКЦ молодь церква та політика 1020-річчя Хрещення Русі Голодомор Церква і медицина Приїзд Патріарха Кирила в Україну постать у Церкві УПЦ КП Доброчинність Ющенко Києво-Печерська Лавра церква і суспільство секти іконопис






Рейтинг@Mail.ru






«Новая» (Украина): Серпом и молотом по трезубцу



«Новая» (Украина), Виктория Хаджирадева, 22.06.2009

 

В маленьком поселке Голованевск кипят нешуточные страсти - прямо как в известном стихотворении: «На майдане коло церкви революція іде». Дело в том, что местные власти, решая, какой именно символ должен находиться в середине скульптурной композиции - «незалежний» трезубец или советские серп и молот, постановили: отдать предпочтение последнему. И народ тут же разделился на два лагеря: одни - за трезубец, другие - за серпасто-молоткастый. «Новая» решила разобраться, кому из голованевцев приспичило поиграть в государственные символы.

Мужчина и женщина с ребенком держат в руках солнце - так выглядит скульптура, которая стоит на главной площади городка прямо напротив церкви. По версии одних голованевцев - это рабочий и колхозница, других - просто счастливая семья. Казалось бы, что тут может быть особенного - однако почти целый месяц композиция, а точнее, солнце внутри нее являлось развлечением для местных жителей. Представьте себе картинку: каждое утро внутри этого светила меняются символы. Просыпаются голованевцы и видят трезубец, а на следующее утро в солнышке уже серп и молот. И так без конца: то трезубец появится в светиле, то серп с молотом. И не лень же кому-то было по ночам менять гербы!

 

«Так захотели ветераны!»

Вся эта чехарда надоела местным властям, и они захотели поставить в данной истории точку. После собрания депутатов решили оставить... советский герб, причем, по словам заместителя председателя Голованевской РГА Николая Животовского, сделано это было из уважения к пенсионерам - ветеранам Великой Отечественной войны.

- К нам обратились ветераны с просьбой восстановить историческую справедливость: поменять трезубец на скульптуре на серп и молот, которые, по их словам, там были ранее, - рассказывает г-н Животовский. - Депутаты единогласно приняли решение удовлетворить их требование и придать памятнику его исторический вид. Мой отец тоже ветеран войны, кавалер двух орденов, и я понимаю их позицию.

Помимо того, г-н Животовский считает, что к скульптуре «Рабочего и колхозницы» серп и молот подходит гораздо больше, чем трезубец. На его взгляд, молот символизирует уважение к работникам местного Побужского ферроникелевого комбината, ну а серп - в честь женщин, которые трудятся на полях Кировоградщины.

- Да и вообще, «Рабочий и колхозница» - памятник советской эпохи, - продолжает зампредседателя. - Как бы мы ни относились к этому периоду нашей истории, он был, и наша задача - сохранить о нем память. Я думаю, что было бы нелогично вручить, например, трезубец в руки Петру I - это исторически неверно. Так зачем же видоизменять облик памятника, расположенного в центре Голованевска? Вдобавок герб СССР выглядит совсем по-другому, там серп и молот нарисованы на глобусе в обрамлении колосков пшеницы, а в нашей композиции всего этого нет.

 

Символы тоталитаризма - издевательство над церковью

Против серпа и молота яро выступает местное духовенство. Отец Василий Гдешинский (на фото сверху), настоятель храма Иоанна Богослова, рядом с которым и стоит пресловутая композиция, усматривает в установлении серпа и молота намек на возврат тоталитарного режима.

Долой все украинское?

По случайному (или не совсем?) стечению обстоятельств в ночь перед официальным установлением серпа и молота вандалы надругались над памятником Тарасу Шевченко - отломали нос. По официальной версии памятник сейчас находится на реконструкции, но вот где именно, никто не знает. Павел Романюк уверен, что это - провокация против всего украинского и дело рук сторонников советского герба.

 

- Во времена советской власти сотни священнослужителей репрессированы и сосланы в Сибирь, - поведал отец Василий. - Мой дед 11 лет провел на каторге только за то, что верил в Бога. А отца чуть не лишили прихода, хотя вся его вина перед властью состояла в том, что он венчал сына. В сталинскую эпоху церкви превращали в конюшни, а людям запрещали даже отпевать покойников. В здании нашей церкви, к примеру, был склад с ядохимикатами. Теперь из-за этого краска около алтаря постоянно облезает.

Священнослужитель признается: за то, что он выступает за устранение советского символа, местные власти угрожали, да еще и в нецензурной форме, отобрать приход. Батюшка крайне угнетен этим обстоятельством - ведь он потомственный священник, все его предки служили Богу. Прадед батюшки дружил с писателем Михаилом Булгаковым, тот даже упоминал о нем в своих произведениях. «И когда представители власти кроют меня матом, я считаю это недопустимым», - возмущается отец Василий.

 

«Да хоть свастику устанавливайте!»

 

Далеко не все жители Голованевска приветствуют установление советского символа. Так, пенсионер Павел Романюк полагает, что внутри солнца никогда не было серпа и молота, а трое людей изображают просто-напросто семью. Кроме того, господин Романюк утверждает, что скульптура... символизирует дружбу между Украиной и Грузией - создание ее якобы навеяли слова из известной песни советских времен «Расцветай под солнцем, Грузия моя».

К тому же оказалось, что именно Павел Романюк инициировал установление трезубца в середине солнца - в 2004 году в порыве патриотических чувств, которые тогда охватили всю страну, он обратился с этой просьбой к председателю Голованевской РГА Василию Кучеру. Тому идея понравилась, и композиция была дополнена позолоченным государственным гербом.

«Новая» решила поподробнее узнать обстоятельства появления внутри солнца символов двух эпох. И выяснилось - что бы вы думали - и трезубец, и серп с молотом изготовил один мастер: местный художник и кузнец Владимир Запорожец.

- Заказчиками обоих символом были одни и те же люди, - объясняет мастер. - А я человек маленький и далекий от политики: заказали, заплатили - я и сделал. На создание эскизов ушло не более двух дней, для профессионала это несложная работа. Сам я родом из казаков, но в серпе и молоте ничего плохого не вижу. По мне, так пусть хоть свастику устанавливают, ее первоначальный смысл тоже вполне мирный.

 

За трезубец могут и посадить

Как раз в прошлом месяце, когда в Голованевске бушевали «страсти по серпу и молоту», президент Украины Виктор Ющенко подписал Закон «О внесении изменений в статью 338 Уголовного кодекса Украины об усилении ответственности за надругательство над государственными символами Украины». Согласно ему за надругательство над государственным флагом Украины, гербом Украины и гимном преду-

смотрено наказание в виде лишения свободы сроком до трех лет. Исходя из этого, данное преступление теперь будет относиться к преступлениям средней тяжести. А 4 июня Закон был принят Верховной Радой.

В свете этих событий «Новая» поинтересовалась у представителей властей Голованевска, не опасаются ли они предстать перед судом за то, что убрали символ «независимой Украины». Николай Животовский нас уверил: то, что сделали со скульптурой, надругательством над государственной святыней считаться ни в коем случае не может.

- Символы государственной власти должны быть на официальных учреждениях, и в Голованевске они имеются, - говорит он. - А скульптура «Рабочий и колхозница» не имеет никакого отношения к органам власти. Мало того - чтобы дополнить скульптуру трезубцем, нужно было принять соответствующее постановление, в то время как он был установлен самовольно. Так что ни о каком уголовном наказании, на мой взгляд, не может даже идти речи.

...Да уж, детектив какой-то получается: кому же все-таки не угодил трезубец? Кто под прикрытием ветеранов войны ратует за устранение украинского символа? Если бы на месте данной скульптуры стоял, скажем, памятник Неизвестному солдату, тогда убрать советский герб было бы, по меньшей мере, кощунственно - за него погибали люди. Но счастливая семья...

P. S. В Голованевске ходят слухи - мол, весь сыр-бор с установкой советского герба затеял народный депутат от фракции БЮТ Виктор Лозинский - именно по его «просьбе» депутаты местного уровня приняли неоднозначное решение. «Новая» попыталась созвониться с господином Лозинским, но он как раз «влип» в еще более скандальную историю - депутат оказался замешан в убийстве. По одной из версий, Лозинский вместе с прокурором района и начальником местного райотдела милиции при задержании браконьера убили его при попытке сопротивления (подробнее читайте в № 110 от 19.06.09).

 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Закон, карающий за надругательство над национальной символикой, сам по себе справедлив. Вот только в нем не прописано, что именно нужно сделать, чтобы тебя наказать. В принципе это может быть все что угодно. Вместе с тем Конституция требует, чтобы порядок использования государственных символов был установлен законом, принятым 2/3 от конституционного состава ВР. Такого закона нет. Президент поручил Кабмину подготовить временный порядок использования государственных символов и внести предложения об установлении административной ответственности за их ненадлежащее использование. Такого порядка тоже нет. Выходит, пока ВР не приняла соответствующего закона, делать с государственными символами можно все что вздумается.

 

 

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.