УКР РУС  


 Главная > Новости > Колонка редакции  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 127 посетителей

Теги
секти краєзнавство УПЦ КП Президент Віктор Ющенко діаспора молодь Предстоятелі Помісних Церков Патріарх Алексій II українська християнська культура монастирі та храми України церковна журналістика Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і політика конфлікти Доброчинність Церква і влада Священний Синод УПЦ Києво-Печерська Лавра Церква і медицина Ющенко Голодомор автокефалія церква і суспільство Католицька Церква Археологія та реставрація Вселенський Патріархат іконопис комуністи та Церква шляхи єднання 1020-річчя Хрещення Русі милосердя вибори Мазепа забобони Приїзд Патріарха Кирила в Україну педагогіка постать у Церкві розкол в Україні УГКЦ церква та політика






Рейтинг@Mail.ru






О практическом применении некоторых слов Патриарха




Юлия Коминко

Прямая трансляция на «Интере» с участием Патриарха Кирилла наверняка впечатлила многих. Живость, яркость ответов Святейшего, открытый лучистый взгляд, динамичный, и в то же время по-пастырски спокойный тон - хорошо, что телезрители смогли увидеть Предстоятеля Русской Православной Церкви, так близко, без сторонних комментариев.

Святейший говорил интересно и много. Но одна его фраза, сказанная почти в самом конце, сейчас воспринимается по-особенному актуально.

Речь идет об ответе на предпоследний вопрос. Российский молодой актер Борис Корчевников спросил у Патриарха о том, почему молодежь с ее поиском смысла жизни и своего места в мире часто остается за церковной оградой, не понимая, насколько великая тайна там, внутри, содержится. Размышляя на эту тему, Святейший в частности отметил, что проповедь Христа, нести которую стоит задача перед каждым человеком, требует от нас, выходящих к миру, переосмысления своих убеждений. Конечно, сказал Патриарх, намного легче говорить о Христе с теми, кто принадлежит к нашей субкультуре; среди своих, православных, чувствуешь себя как дома. Гораздо труднее это же слово веры произнести для людей, отличающихся не только культурой, но и способом мышления. Проповедь, обращенная к другой субкультуре, всегда требует переосмысления своих убеждений, обновления своей преданности Христу. Всегда требует огромной внутренней работы.

А вот к работе этой, как показывает опыт, мы оказываемся готовы далеко не всегда. Даже не столько не готовы, сколько уверены, что никакой работы, внутренней тем более, нам проводить нет необходимости. Живем в Церкви, участвуем в таинствах, - одним словом, жизнь наша налажена и течет в правильном русле. И любое наше слово о вере, обращенное к кому бы то ни было, должно быть принято и усвоено беспрекословно. Если же нет, то мы, обуреваемые праведным гневом, тот час же клеймим несогласного, отворачиваемся от него, а если и дальше он проявляет непонятливость, то «проходим мимо»  своей дорогой.

Патриарх говорил о том, что перед нами сегодня стоит огромный вызов - находить возможность говорить с людьми таким образом, чтобы им в их категориях мысли, в их культурных категориях доносить вечное слово Божье.

Этот вызов каждый из нас сейчас может реально ощутить на себе, стоит лишь открыть светские, да и конфессиональные газеты.

В СМИ - сотни новостей и заметок о прибытии Патриарха в Украину...

Начинаешь читать и спотыкаешься буквально о названия: «Богу - Богово, а ПиАр - ПиАром: Кирилл променял собор на телеэфир», «Московські «вовки» та мовчання ягнят», «Из-за проповеди патриарха Кирилла люди рыдали и лезли на каштаны», «Патриарха Кирилла ждет колокольный звон и заливная рыбка», «В Донецке Патриарха Кирилла встретят зеленые священнослужители». Явно желание эпатировать публику и завлечь читателя в этих случаях выходит за рамки.

Если же название материала не столь красноречиво и прямолинейно, то кричит само содержание статей. Сайт «Православие в Украине» уже размещал заметку москвичей из «Татьяниного дня» с их наблюдениями за освещением прибытия Патриарха в украинских СМИ. Но тон публикаций, который россиянам колет глаз намного больнее, чем нам, привыкшим, - еще не самое печальное. Взять хотя бы тот информационный мусор, которым сопровождаются новости о прибытии Патриарха...

Понятно, что основной задачей журналистов большинства общественно-развлекательных изданий было рассказать читателям именно о внешнем впечатлении от визита Патриарха. Времени, чтобы вникнуть в глубинный смысл события, разобраться, что, зачем и почему происходит - репортерам, судя по всему, просто не хватило, ведь статьи-сводки в очередной номер нужно сдавать оперативно. Поэтому большинство сведений, которые можно почерпнуть из новостей о том, как встречали высокого гостя, получились обрывочные и неполные.

«Визит патриарха для тысяч горожан начался вчера с традиционной для VIP-визитов двухчасовой пробки на Харьковском массиве», - сообщает одно городское издание. И тут же, для придания остроты ситуации, подает слово «из народа»: «Неужели нельзя обойтись без перекрытия улиц в час пик и двухчасовых пробок?» - возмущается экспедитор N». Далее приводятся недовольные высказывания прихожан: перекрыт подход к Владимирской горке, проходить можно только через территорию Михайловского монастыря...

Все понятно, приезды такого уровня персон, к сожалению, не обходятся без определенных процедурных и прочих ограничений, но описывать лишь неудобства, да еще так подробно, возможно и не стоило.

Материалы пестрят подробностями, ценность которых - по меньшей мере сомнительна. Один милиционер то-то и то-то сказал другому, прохожий на противоположной стороне улицы взглянул искоса на проходящую процессию, Нина Карпачева пришла на встречу Патриарха в брючном костюме, Анну Герман поддерживал под руку старший сын... А вот Максим Собатович. Он - заводчик голубей. «Сдает в аренду птиц, в том числе на церковные мероприятия. Эффектная картинка «патриарх и голуби» стоила организаторам всего 300 грн - по 150 за пару», - сообщает издание.

...Абзацев много, информации в них еще больше, но из таких материалов, десятки которых появились в первый день визита Патриарха, читатель вряд ли вынесет конструктивное зерно. Духовный, главный смысл события оказался вне информационного внимания прессы. Время-временем, оперативность-оперативностью, а все же не стоило забывать, что жизнедеятельность церковных организаций серьезно отличается по своей сути, задумке и принципу от работы шоу-бизнеса.

Вот и вопрос...

Как, какими словами нам общаться со СМИ, с нецерковными, «внешними» людьми и организациями, если в ответ на подобные публикации возникает в душе скорее негодование, чем желание снова обратиться и еще раз попробовать донести свою мысль?

Многие конфессиональные журналисты пишут о том, что светские газеты и журналы неадекватно подают информацию о религиозной жизни конфессий, например, «соглашаются разместить какой-либо материал о церкви, о деятельности христиан лишь при условии, что «уберут из него Бога». Отсюда - часто обида со стороны религиозных общин, как следствие - их информационная закрытость для внешнего мира. У светских же медийщиков и без того тем для материалов пруд-пруди, они лишний раз в храм за информационными поводами заглядывать не станут.

Да и не ставят они перед собой задачу расхваливать Церковь: их цель - проинформировать. То, что в Церкви происходят интересные события, смысл этих событий нужно доносить до светских СМИ нам самим. При этом терпеливо, без надменности своей воцерковленностью и высокомерия.

Что скрывать, иногда недопонятая и перекрученная новость в СМИ вызывает раздражение и желание отвернуться, прекратить попытки вести диалог. Возможно, это и есть тот самый случай, о котором говорил Святейший, когда нужно пересмотреть свои убеждения, проделать внутреннюю работу, обновить свою преданность Христу - и, как следствие, снова найти дружественные, искренние слова, и снова обратиться с этими словами ко внешним. 

Ведь светские СМИ тоже частично действуют по инерции профессиональной привычки. Когда личности, события, явления подаются в публикациях и сюжетах со значительной долей пренебрежения и даже сарказма, а осмеянию поддается буквально всё: люди высокого ранга и высокого авторитета, события общегосударственного значения и международного уровня, вещи социально значимые и духовно основополагающие. Эта относительно недавняя тенденция возникла в противовес бытовавшему ранее елейному благоговейному тону в заказных статьях и сюжетах, когда о рядовых и будничных вещах, примитивных событиях после предварительной оплаты журналисты писали взахлёб и с неоправданным восторгом. Нынешнее поколение медийщиков отшатнулось от этой проплаченности, правда, настолько резко и сильно, что возникла другая крайность - неуважение ко всем и вся. Скрытое, приправленное шутками презрение к тому, о чем и о ком пишут. 

Вот через это презрение нужно попробовать прорваться. Где-то словами, где-то делами, а где-то и самой жизнью показать обществу свет, царящий в церкви, духовное значение православия, его силу и способность преображать души и окружающий мир. Если опять недопоймут, или опять не поверят - подумать и снова обратиться.