УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 133 посетителей

Теги
Церква і політика постать у Церкві краєзнавство УГКЦ Священний Синод УПЦ Голодомор Патріарх Алексій II діаспора Митрополит Володимир (Сабодан) розкол в Україні шляхи єднання монастирі та храми України автокефалія церковна журналістика Предстоятелі Помісних Церков секти Ющенко Києво-Печерська Лавра Католицька Церква 1020-річчя Хрещення Русі Доброчинність Археологія та реставрація Приїзд Патріарха Кирила в Україну Президент Віктор Ющенко педагогіка милосердя забобони конфлікти іконопис українська християнська культура вибори Церква і медицина церква і суспільство Мазепа комуністи та Церква УПЦ КП молодь Вселенський Патріархат церква та політика Церква і влада






Рейтинг@Mail.ru






РИА «Новости»: День Крещения Руси и итоги первых дней визита Патриарха Московского Кирилла в Украину



РИА «Новости»/Credo.ru, 28.07.2009

 

Во вторник, 28 июля, в Российском агентстве международной информации РИА Новости состоялся круглый стол в режиме видеомоста Москва - Киев на тему: "День Крещения Руси и итоги первых дней визита патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину".

В работе круглого стола приняли участие глава Синодального Информационного отдела Московской Патриархии, главный редактор журнала "Фома" Владимир Легойда, глава Синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и Общества РПЦ протоиерей Всеволлод Чаплин. руководитель корпорации стратегического консалтинга "Гардарика" Константин Матвиенко, директор центра социальных исследований "София" Андрей Ермолаев, депутат Верховной Рады, член общественной организации "День Крещения Руси" Василий Горбаль, руководитель представительства РАМИ РИА Новости в Украине Захар Виноградов, а также заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов.

Видеозапись телемоста смотрите ТУТ


На круглом столе поднималось немало тем и было сказано много слов, хотя в самом начале ведущие попросили выступавших ограничиваться 3-5 минутами. И все-таки можно выделить несколько главных тем, прозвучавших в ходе этого видеомоста, а из них - одну самую главную тему, своего рода мессидж его устроителей и ведущих.

Первым слово взял протоиерей Всеволод Чаплин. Он сразу "взял быка за рога" и стал говорить о том, что визит Патриарха, его служение, его молитва объединили всех, даже тех, кто протестовал против этого визита прямо во время литургии в Киево-Печерской лавре. Даже те, кто кричал во время чтения Евангелия "Геть московского попа!" нам не враги, мы видим их в одном с нами духовном пространстве - и мы готовы протянуть им руку любви и дружбы, отметил о. Всеволод. Правда, его несколько смутил диссонанс между этими криками и чтением Евангелия. "Разве можно так относиться к святому Евангелию?" - посетовал он. При этом он неоднократно подчеркнул, что не видит в этих людях врагов.

О. Всеволода так или иначе поддержали все участники. Постоянно подчеркивалось, что значительную часть украинских верующих и большую часть населения Украины этот визит консолидировал, а меньшую часть - мобилизовал, но никого не оставил равнодушным. Таким образом, духовные влиянием Патриарха Кирилла - так или иначе - оказались затронуты все. Отец Всеволод Чаплин подчеркнул, что слово "Русь" в титуле Патриарха не этноним, что это отображение не географической, а исторической и главное – духовной реальности. Что как украинцы, так и русские, происходят из одного духовного корня, и что корень этот находится здесь, в Украине, в Киеве.

О Киеве вообще было много сказано прочувствованных и высоких слов, постоянно подчеркивалось, особенно о. Всеволодом Чаплиным, что православный украинец или русский по национальности гражданин Украины должен быть "патриотом не России, не Казахстана и не Белоруссии, не Польши и не Турции, а именно Украины". Отец Всеволод во время своих выстплений (а выступал он во время круглого стола несколько раз) возвращался к теме "многонациональной Церкви". РПЦ МП, по Чаплину, - Церковь не русских или украинцев, молдаван или белорусов, а Церковь именно многонациональная, "имеющая происхождение во всех своих частях от Церкви Святой Руси".

По этому поводу протоиерей Николай Балашов даже "поставил на место" одного из политологов – Андрея Ермолаева, назвавшего РПЦ МП "российской Церковью". Было особо отмечено, что это не Церковь России (Российской Федерации), а Церковь и Украины, и России, и Белоруссии и т.д.

Правда, о. Всеволод Чаплин признал, что общества верующих одной страны часто связаны с другими общинами той же конфессии в иных странах. Например, католики Украины имеют духовную связь с католиками соседних Польши и Венгрии, и конечно, своего духовного центра – Ватикана. Пятидесятники Украины связаны с пятидесятниками Соединенных Штатов, православные Украины – с православными России и Греции, Сербии и Болгарии. Мусульмане Украины, естественно, имеют связь с арабскими и турецкими мусульманами. Высшая, "предельная идентичность" - это идентичность по вере, религиозная идентичность, духовная. Но это, разумеется, не должно мешать гражданам исполнению их гражданских обязанностей, долга, а религия должна не разъединять, а соединять. Эта тема стала магистральной линией круглого стола и проходила через него красной нитью.

Вторая тема, связанная с первой, поднятая одним из украинских политологов Константином Матвиенко, вторая по важности, - была означена как необходимость инициативы РПЦ МП в общеправославном диалоге в Украине. С ним согласились духовные лица, участвовавшие в круглом столе. Диалог не только необходим, но и неотвратим. Не только возможен, но и назрел. И, естественно, первое слово в этом диалоге должно быть сказано РПЦ МП - и по сути оно уже прозвучало. "Стать лидером диалога", стать инициатором неконфликтного диалога заклинали РПЦ МП и друг друга участники круглого стола. Отец Всеволод по этому случаю сказал, что Церковь мыслит тысячелетиями и континентами.

Можно подытожить эти две темы следующим образом. РПЦ МП несет духовную ответственность за всех православных людей, в духовном или цивилизационном отношении являющихся наследниками Святой Руси и находящихся на постсоветском пространстве или в диаспорах народов этого пространства. Таким образом, для о. Всеволода Чаплина, а, пожалуй, и многих других участников круглого стола Церковь становится, по цивилизационным понятиям, пожалуй что, синонимом слова "цивилизация".

Подчеркивалось, что представители не только разных народов, но и политических мировоззрений, и даже идеологий, могут принадлежать к этой цивилизации.

Даже филаретовцы с их 4,5 тыс. приходов, несмотря на свое "недружелюбие", мыслятся в этом контексте как своеобразная, не вполне самоосмысленная, часть единого общерусского общецерковного целого.

Сославшись на данные социологических опросов, о. Николай Балашов назвал РПЦ самой динамичной наболее динамично развивающейся конфессией в Украине.

О. Николай много говорил про глаза "тысяч людей". "Когда видишь глаза этих людей, чувствуешь в них любовь к Патриарху", - отметил он. Все это опять-таки свидетельствует об объединительной, консолидирующей роли РПЦ МП. Сравнительно немногочисленные протестующие стояли на обочине, выглядели маргинально. По их лицам чувствовалось, что они сами не удовлетворены своей деятельностью. Патриарх, отметил о. Николай, - это символ единства. В связи с этим у о. Николая вышел спор с политологом Андреем Ермолаевым: тот обмолвился, что, дескать, ритуал не главное. Главное - моральное влияние религии. Кроме того, он упомянул о кризисных явлениях и в Церкви, и в Украине в целом. О. Николай Балашов возразил, что все не так плохо, как кажется, когда сегодня тысячи людей встречают Патриарха.

О. Всеволод Чаплин, в свою очередь, ответствовал ему в том смысле, что то, что он не вполне корректно назвал ритуалом, как раз и является главным, потому что главное – это не политика, не деньги, и даже не общественное благополучие, а как раз богослужение и молитва, литургическая жизнь Церкви. Среди заданных вопросов был любопытный вопрос о мироварении. Когда-то миро варили в Киеве. Возможно ли в украинской Церкви, раз она является самоуправляемой, собственное мироварение? О. Николай Балашов начал было говорить, что это просто не нужно, хотя теоретически, быть может, и возможно. Но Константин Матвиенко возразил ему, сказав, что мироварение в УПЦ МП как поместной Церкви возможно и в Киеве. Ему никто не стал возражать, не исключая и о. Николая Балашова.

Остальные вопросы, поднятые на круглом столе, носили, скорее, риторический характер: широкое (действительно очень широкое) самоуправление УПЦ МП, социальная доктрина РПЦ МП и т.д.

О. Всеволод Чаплин в связи с социальной доктриной повторил несколько леворадикальный и традиционалистский тезис о вреде финансового капитала и недушеполезности ростовщичества.

Депутат Верховной Рады Василий Горбаль подчеркнул, что в юбилейных мероприятиях и прошлого, и нынешнего года, к организации которых он приложил руку, они с товарищами старались сторониться актуальной политики, "выдавливали политику" из мероприятий.

... Однако первые по важности два тезиса представляются важными и существенными. РПЦ МП явно старается себя позиционировать как нечто наднациональное, надклассовое и даже надгосударственное, то есть как Церковь Христова.

В заключение о. Всеволод Чаплин вкратце затронул вопрос Межсоборного присутствия, обозначив важность этого консультативного органа для судеб РПЦ МП. По его мнению, этот орган призван стать выразителем подлинной соборности. По составу он весьма широк. На вопрос корреспондента "Портала-Credo.Ru", что означает напротив фамилии некоторых мирян (например небезызвестного миссионера Аркадия Малера) пометка "по согласованию", о. Всеволод Чаплин и Владимир Легойда ответили, что не все миряне являются представителями церковных учреждений. Если для остальных членов Межсоборного присутствия участие в нем может быть своего рода церковным послушанием, то те миряне, которые заняты академической или какой то другой светской деятельностью, могут отказаться от своего участия в этом собрании.

Как подчеркнул о. Всеволод, в Межсоборном присутствии есть большое количество иерархов, мирян, писатели, журналисты и ученые, это срез - и возрастной, и географический. На этом круглый стол завершился.

 

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.