УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 305 посетителей

Теги
Митрополит Володимир (Сабодан) українська християнська культура УГКЦ Археологія та реставрація монастирі та храми України конфлікти вибори церква та політика діаспора комуністи та Церква автокефалія Церква і влада молодь іконопис Президент Віктор Ющенко Церква і політика Предстоятелі Помісних Церков Мазепа забобони церква і суспільство розкол в Україні УПЦ КП церковна журналістика Ющенко милосердя Києво-Печерська Лавра Доброчинність Вселенський Патріархат Патріарх Алексій II Церква і медицина Католицька Церква шляхи єднання 1020-річчя Хрещення Русі Приїзд Патріарха Кирила в Україну Голодомор Священний Синод УПЦ краєзнавство постать у Церкві педагогіка секти






Рейтинг@Mail.ru






«Интерфакс» (Россия): Наш патриарх - колонизатор?



«Интерфакс» (Россия), Елена Жосул, обозреватель "Интерфакса", 04.08.09

 

Ровно 1021 год прошел с момента крещения Руси святым Владимиром и ровно год - с прошлого посещения Московским патриархом Киева. Прекрасный повод сравнить отличительные особенности обоих первосвятительских визитов, тем более что в посещении украинской столицы патриархами Алексием II и Кириллом действительно можно найти немало как поразительного сходства, так и очевидных различий. Различий, говорящих о том, что Русская церковь продолжает осваивать новый язык общения с внешним миром и, более того, намерена предложить этому миру новые фразеологические конструкции.

В киевском воздухе периодически ощутимы ноты сильного раздражения и досады - заметить их можно было сразу, как только патриарший кортеж выехал за пределы киевского аэропорта "Борисполь" в сторону Владимирской горки. Жiвтоблокитные майки и бейсболки, решительные лозунги - группа решительно-суровых граждан оповещает патриарха, что надо служить "Господу, а не Кремлю". Более динамичная картина - на подходах к Владимирской горке, где Святейший служит молебен святому Владимиру. Горластые хлопцы в черных беретах машут красными флагами с украинским гербом-трезубцем: "Геть московского попа-колонизатора!" Нынешние молодые ребята из УНА-УНСО хорошо выучили уроки старших братьев, которые в начале 1990-х в тех же выражениях приветствовали приезд на Украину Алексия II. Только на этот раз что-то новенькое: "московский поп" в представлении украинских националистов оказывается еще и "колонизатором".

Колонизатор - это реализатор определенных экспансионистских интересов, подчиняющий себе некую новую для собственной политики территорию и превращающий ее в колонию, зависимую от метрополии. Довольно странно объявлять колонизацией посещение Московским патриархом приходов своего патриархата, многотысячная паства которого на улицах и дома, в магазинах и общественном транспорте объясняется на русском языке. Паства которых выходит с букетами приветствовать "колонизатора" и находит нужным хором объявлять при его появлении, что их патриарх Кирилл. Украина все-таки пока еще не превратилась в "новую" для московского патриаршества территорию, и едва ли объявление ее таковой соответствовало бы интересам значительной части местного населения.

"Ну как мы, верующие Московского патриархата, можем относиться к приезду патриарха? Конечно, мы очень счастливы, мы так его ждали... А Филарет и раскольники? Да что с них взять! Просто играют в свои политические игры", - отвечал народ из толпы в телевизионные микрофоны. Подобные ответы в телеэфире наверняка злят "Киевский патриархат" - за 17 лет, минувших с момента зарождения денисенковской самостийности, статистика для них по-прежнему не особо утешительна: слишком большая доля населения упрямо ориентируется на Московский патриарший престол и держит в руках портреты патриарха Кирилла при встрече в Киеве делегации Русской церкви. Украинские православные не хотят расставаться со своей исторической памятью, она для них дорога так же, как одинаково дороги святыни Киево-Печерской, Почаевской и Троице-Сергиевой лавр. Обычные паломники из Харькова и Волгограда понятия не имеют о цивилизационной общности, но ландшафты Святогорского монастыря и Валаамской обители для них - это пейзажи одного духовного поля.

Видимо, "колонизация" в представлении самостийных противников патриаршего визита - нелицеприятная для них способность предстоятеля Русской церкви называть вещи своими именами и демонстрировать бескомпромиссность собственной позиции. Патриарх не просто молится, дарит иконы и благословляет верующих с амвона - он протестует против раскола, сопереживает жертвам экономического кризиса и не боится обозначать свое несогласие с тем или иным мнением политического руководства Украины. У памятника жертвам массового голода, противоречивого места не только памяти и скорби, но и модных политико-историософских спекуляций, он решительно оспаривает концепцию властей о необходимости создания на Украине какой-то еще дополнительной поместной Церкви, кроме уже существующей единственной канонической церковной структуры. У главы украинского государства во время патриаршей речи на лице кислое выражение - определенный рефрен с криками хлопцев в черных беретах.

Действительно, очень досадно, когда оппонирующая сторона хорошо владеет словом, ораторскими приемами и во время дискуссии открыта к импровизациям, овладевающим вниманием аудитории. Патриарх Кирилл и в самом деле "оккупировал" Украину - внимание украинской общественности - в ходе полуторачасового прямого эфира на телеканале "Интер". Это патриаршее выступление в прайм-тайм было своеобразным приглашением к интеллектуальной дискуссии, в том числе и тем, кто пытается оспаривать позиции Московского патриархата на исторически коренной для него территории Киевской Руси. Сумеют ли противники Русской церкви ответить на него на должном содержательном уровне, пусть даже и не в прямом эфире ведущего национального телеканала? Или обвинения в "колонизаторской политике" проистекают из-за подспудного осознания своей неспособности на адекватный ответ? Ведь если в арсенале только мегафонное перекрикивание патриаршей проповеди под стенами Киево-Печерской лавры, то как же еще расценивать такие выпады, как не невольное обнажение собственных застарелых и, извините, местечковых комплексов? Впрочем, поездка патриарха Кирилла на запад Украины, в наиболее неспокойные и местами агрессивные районы, в значительной мере позволит дать ответ на этот вопрос.

Уже сейчас с очевидностью можно говорить, что визит патриарха Московского на Украину оказывается очень насыщенным в смысловом отношении. Церковь все более уверенно заявляет о себе как о духовно-геополитической и общественной силе, с мнением которой придется считаться - даже в чисто дипломатических целях.

А объединяет оба патриарших визита, прошлого и нынешнего годов, искренний народный ажиотаж вокруг приезда к ним в гости их предстоятеля. Людям все равно тепло и приятно воочию видеть того, за кого они привыкли молиться за каждой литургией, видеть в родной и привычной для них обстановке, понимать, что вот на этот-то раз патриаршее благословение паствы в конце проповеди касается напрямую, непосредственно и их, стоящих в этой толпе. Народу не нужны бесконечные политические препоны, он от них устал. Люди по-разному пытаются встретить патриарха: в монастырях по пути его маршрута выкладывают свежескошенной травой и полевыми цветами дорожки перед соборами, в городах разворачивают транспаранты ("Патриарх Кирилл, родненький! Мы тебя очень любим и молимся за тебя!" - проникновенный жест со стороны симферопольских верующих). Для них "колонизация" Московским патриархом их родной Украины оказалась долгожданной.

 

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.