УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 164 посетителей

Теги
автокефалія забобони церква і суспільство діаспора Мазепа Доброчинність монастирі та храми України Церква і влада 1020-річчя Хрещення Русі Приїзд Патріарха Кирила в Україну Священний Синод УПЦ Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і політика Вселенський Патріархат постать у Церкві Церква і медицина Президент Віктор Ющенко Києво-Печерська Лавра УПЦ КП конфлікти милосердя церква та політика українська християнська культура церковна журналістика Голодомор Католицька Церква Предстоятелі Помісних Церков Патріарх Алексій II комуністи та Церква педагогіка іконопис УГКЦ краєзнавство шляхи єднання вибори молодь Ющенко секти розкол в Україні Археологія та реставрація






Рейтинг@Mail.ru






«Новая» (Украина): Город, где живет нечистая сила



«Новая» (Украина),  Виктория Хаджирадева, 05.10.09

 

В Конотопе мужчины уверены: каждая третья женщина — ведьма. Конотопская ведьма — вовсе не плод буйной фантазии писателя Квитки-Основьяненко. В этом уверены жители этого районного центра. Еще бы — здесь имеются «волшебницы» на любой вкус: добрые и злые, ясновидящие и ворожеи, с лицензией и без оной, поэтому к разного рода чертовщине конотопчане давно привыкли. Ведьмы издавна облюбовали городок, и поэтому сейчас образ ведуньи — неотъемлемая часть этого края: в ее честь называют рестораны, ей посвящают музейные экспозиции, а слава о возможностях конотопских «мастериц» разошлась далеко за пределы Украины.

Прямо в центре города стоит, без преувеличения сказать, самая настоящая избушка: маленький покосившийся домик, весь какой-то грязный, запущенный, зловещий. На хибару мне указали местные жители — мол, это и есть логово самой что ни на есть настоящей живой ведьмы. А хозяйка — баба Люба — прямо как та самая колдунья из сказок: древняя, согнувшаяся в три погибели, с кривым носом, одним зубом и лохматыми седыми волосами. Признаться, страшно мне было заходить в избушку, но любопытство пересилило.

 

К гадалке ходят даже депутаты

Говорить о том, что я журналист, не стала — боялась, что прогонит, потому попросила бабу Любу раскинуть карты на судьбу. А она глянула исподлобья и отказалась — мол, руку обожгла, гадать не буду.

— Да и не за гаданием ты пришла, деточка, — прищурившись и разглядывая меня, сказала, как отрезала, гадалка. — Интервью взять у меня хочешь. А что — бери, может, у меня клиентов еще больше станет. Хотя куда уж больше — и так очереди стоят. Едут отовсюду: из Питера, Москвы, из всей Украины, один клиент в Германии имеется.

Приезжают к бабе Любе даже депутаты Верховной Рады, а уж о бизнесменах и говорить не приходится. В основном просят, чтобы дела помогла наладить. Это бабе Любе сделать легко, но только в том случае, если клиент приглянется. В противном случае может и за дверь выставить — ни на чины, ни на деньги не посмотрит. Признается, меня бы тоже выгнала — если бы не пришлась по душе.

— Приехал как-то депутат один — все у него дела не ладились, — рассказывает бабка. — Глянула я — и кинжал у него над головой увидела. Это друг ему подарил на день рождения, да не с добрым умыслом. Велела ему кинжал выкинуть — и все поправилось.

Слава среди власть имущих у бабы Любы крепкая, и платят они ей за услуги немалые деньги. А ломит она цену приличную — обычному человеку и за несколько месяцев столько не заработать, сколько бабка получает за один сеанс. На вопрос, куда тратит заработанные тыщи, раз по-прежнему в халупке живет, ответила, что раздает неимущим. Интересно, с каких это пор ведьмы благотворительностью стали заниматься?..

По силам также ведунье увидеть, жив человек или умер. Как-то пришла к ней женщина, у которой сын пропал. Ко многим гадалкам ходила, те утверждали, дескать, найдется, живой он. А баба Люба глянула на карты и поняла: парень утонул. Так матери и сказала, да пожалела об этом — у той истерика началась, слезы. А спустя некоторое время женщина позвонила и сказала, что сына нашли в озере.

А уж всякие отвороты-привороты бабе Любе — что семечки. Только у нее правило: клиенток спрашивает, мол, оно тебе надо — не будет тебе с ним счастья, не любит он тебя. Но за хорошие деньги может и поступиться принципами.

— Пришла ко мне недавно богатая пожилая пара, — откровенничает гадалка. — Их сын влюбился, как они выразились, в неровню. Просят, чтобы я ее от него отвернула. Деньги большие предлагают. Вот сижу, думаю: помочь им аль нет, там у них любовь как-никак...

 

Сапожник без сапог

Многим баба Люба помогла, а у самой судьба не сложилась. Говорит, во всем ее бабка виновата — топила печь иконами. Зима была лютая, дети малые, а времена — советские, вот и отправляла в печь образа. Но колдовское умение Люба не от бабушки унаследовала, а от гадалки, к которой она два года бегала, чтобы та помогла женить на себе любимого. Но ничего хорошего из этого не вышло.

 

— Его посадили за групповое убийство, — вздыхает колдунья. — Хотели вообще приговорить к смертной казни, да я у судьбы вымолила, чтобы он жив остался. За это и поплатилась: нет у меня родных детей. Удочерила двух девочек, да с ними отношения не складываются...

Ждала любимого Люба долгих 13 лет, а когда он вышел из тюрьмы, ничего у них так и не получилось. Потом вышла замуж за мужчину намного моложе себя, который от нее к молодой ушел. Правда, иногда приходит по хозяйству помочь. Со здоровьем тоже дела плохи: обнаружили рак, удалили одну грудь. Но вторую спасла, отшептала — и после этого рак отступил, говорит, даже доктора не верили, когда сдала анализы.

— Хворь у меня появилась потому, что конкурентки порчу навели, — объясняет гадалка. — Для всех ведь хорошей не будешь, вот и делают мне время от времени гадости, хотят со свету сжить. Вот недавно нашла у своего порога могильную плиту. Знаю, кто ее притащил, да бороться с ней не буду — высшие силы накажут.

 

Если пить — то в «Ведьме»

 

Конкуренция у конотопских ведьм жестокая — ведь гадалок, колдуний, ясновидящих здесь пруд пруди, у некоторых даже лицензия имеется. У каждой свои методы и клиентура — впору вводить в реестр профессий. И все друг друга считают шарлатанками.

Нечистая сила в городе обосновалась давно: в музее ведьмам отведена отдельная комната, а по улице, которая нынче носит имя генерала Тхара, раньше ведуний водили на казнь. Здесь часто происходят несчастные случаи: ДТП, серьезные драки и т. д.

Ее имя даже носит ресторан в центре города — правда, его так называют в народе, а официально зарегистрировать название хозяевам запретили местные власти. Об этом заведении ходят слухи, что если тут напиться, то ни в какие неприятности не попадешь.

— Сколько раз пили в «Ведьме», ни разу потом в драки не ввязывались, денег не теряли и домой нормально добирались, — рассказывают местные мужики. — А вот пойдешь в другое место — и ведьма тебе отомстит: обязательно во что-то вляпаешься.

Кстати, любителей хлебнуть лишку в Конотопе немало — судачат, что тоже ведьминых рук дело. Любовницы пытаются с помощью колдовской силы увести мужчин из семьи, а жены тоже не лыком шиты: обращаются к другим ведьмам, чтобы вернуть супруга. Начинается схватка: чья ведьма сильнее, с той мужчина и остается. Но в любом случае потом начинает пить по-черному, так как ведуньи лишают его силы воли и способности самому выбирать, с кем жить.

 

Батюшки помогают ведьмам

В свои черные дела колдуньи впутывают и церковь — по словам бабы Любы, священники за тысячу гривен ночью открывают двери, чтобы они с клиенткой могли войти в храм и совершить нужный обряд. Священнослужители, конечно, подобное отрицают, хотя наличие ведьм в городе признают.

— Бывает, едешь по улице, видишь: баба куда-то побежала, что-то пересыпает через дорогу, — говорит настоятель конотопского Свято-Николаевского храма Украинской православной церкви отец Георгий. — На Пасху в церкви после службы находишь — иглы в дверях. При входе в храм на коврике постоянно что-то насыпано. Следовательно, конотопская ведьма жива, она до сих пор существует среди людей.

По словам отца Ивана, ведьмы — это волки в овечьей шкуре. Вслух они читают «Отче наш», а мысленно произносят заклятия. Ходить к ним — грех, который можно искупить только исповедью.

...Действительно, соблюдается в природе закон равновесия: в одном прибудет, в другом — непременно убудет. Как правило, ведуньи сполна расплачиваются за свой дар, да и обычные люди многое теряют после исполнения сомнительных желаний — никогда не замечали?..

 

 

 

 

 

 

В ТЕМУ. Явдоха — не ведьма, а богиня

 

В музее есть муляж Явдохи

 

В Конотопском краеведческом музее им. Лазаревского стоят рядышком две героини повести Квитки-Основьяненко — ведьма Явдоха и ее дочь Солоха. Ненастоящие, конечно, — муляжи. Правда, сам Квитка о таком родстве не знал, а поведала нам об этом научный сотрудник музея Валентина Шульга, которая изучает биографию самой известной украинской ведьмы — Явдохи и уверена, что у той была нелегкая судьба.

— Явдоха была не ведьмой, а богиней. Христианство разрушило нашу давнюю солнцепоклонническую религию, и теперь мы напоминаем траву без корней... А Явдоха влюбилась в неровню, забеременела, но жениться на ней парень не захотел. От нее отвернулось все село — помогать или даже просто общаться с женщиной, которая носит под сердцем внебрачного ребенка, в те времена считалось грешным. Явдоха на болоте родила сына и дочку. Пока она ходила подкидывать сына одной семье, кто-то украл ее дочь. Спустя время она нашла девочку (это и была Солоха) — грязную, вшивую и некрасивую. С помощью колдовства Явдоха выдала ее замуж за сотника Забреху.

Напомним, по сюжету сотник, увидев на ярмарке лучшую городскую невесту — Елену, решает жениться на ней, но очень скоро понимает, что на взаимность может рассчитывать, только прибегнув к услугам нечистой силы. Он попадает в логово конотопской ведьмы, которую просит приворожить к нему Елену. Сотник даже не подозревает, какую цену придется заплатить Конотопу за его сговор с нечистой силой.

В средние века был распространен ваpваpский обычай — топить в воде подозреваемых в колдовстве женщин, чтобы выявить настоящую ведьму (ведьмы-то, оказывается, не тонут!). Так и поступил конотопский сотник Забреха. Но прежде чем найти настоящую ведьму, сколько же безвинных пани и панянок пришлось потопить ему в конотопской речке Езучь! А сегодня об этой речке в Конотопе ходит немало легенд. Например, говорят, что в давние времена она была судоходной, по ней ходили корабли в море. Один корабль, нагруженный сокровищами, тонул — неизвестно, когда и где, но до сих пор его не могут найти.

 

 

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.