УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 66 посетителей

Теги
постать у Церкві УГКЦ Патріарх Алексій II Мазепа Ющенко Президент Віктор Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) іконопис Археологія та реставрація конфлікти українська християнська культура милосердя діаспора монастирі та храми України УПЦ КП краєзнавство вибори церква та політика Києво-Печерська Лавра Вселенський Патріархат Священний Синод УПЦ Церква і влада розкол в Україні церковна журналістика церква і суспільство Предстоятелі Помісних Церков Церква і медицина Церква і політика автокефалія Католицька Церква Приїзд Патріарха Кирила в Україну Доброчинність Голодомор забобони 1020-річчя Хрещення Русі молодь шляхи єднання педагогіка комуністи та Церква секти






Рейтинг@Mail.ru






Donbass.NAME (Донецк): Церковно-приходская жизнь по документам Госархива Донецкой области (конец ХIХ – середина ХХ вв.)



Donbass.NAME (Донецк), ведущий специалист Госархива Донецкой области М.В.Коровина, 07.06.09

Многим дончанам известна печальная история Свято-Преображенского собора, построенного в нашем городе в 1886 году. Но уже в 1931 году храм сравняли с землей. На память нам, потомкам, остались уникальнейшие документы - метрические книги записей о родившихся, бракосочетавшихся и умерших конца Х1Х - начала ХХ века.
Метрические книги начали вестись в приходских церквях с 1779 года. В 1802 году Указом святейшего правительствующего Синода этот процесс был усовершенствован и детализирован. Консистория должна была предоставить каждой церкви метрическую прошнурованную тетрадь (раньше тетради выдавались каждому священнику церкви) с «заглавием и разделением, что куда следует записывать», хранить их предписывалось «во всякое время в самой церкви, а отнюдь не в домах церковнослужителей».
Сразу же после обряда крещения, венчания или погребения священнослужитель должен был сделать запись в книге «со всевозможной верностию и исправностию».
По истечении года оригиналы передавались в Консисторию, а копии метрических книг оставались в ризницах церквей.
Давайте вместе с Вами перелистаем страницы рукописной книги столетней давности.
Красивым каллиграфическим почерком священников Свято-Преображенского собора Ивана Трухманова, Демида Кащенко, Евгения Матвиевского записаны имена родившихся, даты рождения и крещения, имена и социальное положение родителей, их вероисповедание. Что характерно для того времени, детей в большинстве случаев крестили уже на второй день после рождения. В холодное время года разрешалось крестить младенцев на дому, а не в неотапливаемых церквях. Это распространялось также и на детей, родившихся крайне ослабленными. За 1905 год по собору имеются записи о рождении 872 мальчиков и 1.013 девочек. В числе родителей очень много выходцев из Нижегородской, Курской, Тульской, Воронежской, Калужской, Пензенской губерний.
Не менее интересны сведения о сочетавшихся браком. В среднем в брак вступали девушки 18-ти и молодые люди 23 лет.
В документах Благочинного 3-го округа церквей имеется прошение крестьянина села Скотоватого Бахмутского уезда Матвея Подставкина о вступлении в третий брак. Консистория дала разрешение с условием: «с преданием его на три года церковной епитимии, с тем, чтобы он во все посты говел, а св.таинств не приобщался, кроме смертного случая». Для вступления в брак лиц духовного звания также требовалось разрешение Консистории. Бывали и случаи отказа в венчании, если жених и невеста являлись прихожанами другой церкви или невесте не исполнилось шестнадцати лет.
Завершают метрическую книгу записи об умерших. За год по Свято-Преображенскому собору зарегистрировано 1.312 случаев смерти. Умирали люди от различных болезней: оспы, чахотки, воспаления легких, рака, тифа, золотухи, скарлатины и даже от «разрыва сердца». Если человек умирал в возрасте 70-80 лет, причина смерти указывалась - «от старости».
Сделанная в книге ссылка на отношение судебного пристава или полицейского надзирателя означала, что человек умер насильственной смертью: «убит людьми», «застрелен», «зарезан людьми». В документах Николаевской церкви Макаровского рудника зафиксирован случай гибели 270 шахтеров, погибших 18 июня 1908 года при взрыве газа на шахте.
Кроме метрических книг Свято-Преображенского собора в госархиве хранятся документы 274 церквей по всей Донецкой области. Все эти документы очень бережно хранятся, так же бережно используются, своевременно реставрируются, сканируются, создается страховой фонд.
Так как церковь была рядом с человеком в самые ответственные моменты его жизни - от самого рождения и до смерти, делила с ним все выпавшие на его долю печали и радости, моральный облик священнослужителя приобретал огромное значение. В фонде Мариупольского духовного правления имеются списки о нравственном состоянии священнослужителей. Из 65 человек, находившихся в ведомстве правления, подавляющее большинство – «состояния доброго», но нескольким священнослужителям дана иная характеристика: «вздорлив, сварлив, начальству непокорен».
В фонде Благочинного 3 округа церквей имеется письмо Епископа Екатеринославского и Таганрогского от 28 апреля 1873 года, адресованное Благочинному, священнику Митрофану Лашкевичу: «Дошло до моего сведения, что священник села Григорьевки, Бахмутского уезда, Яков Подольский, в приходе коего поселено до 400 семейств русских православного вероисповедания, до 500 семейств греков, сербов, болгар, черногорцев, далматинцев, галичан православного исповедания и до 300 семейств итальянцев, ирландцев и англичан католического исповедания ведет жизнь нетрезвую и своею жизнию он, в среде этих переселенцев, служит соблазном. Посему предписываю Вам сделать, в возможной скорости, негласное, но самое обстоятельное дознание».
Бывали случаи и из ряда вон выходящие. Так, в 1860 году Екатеринославская Духовная Консистория разбирала дело о побоях, нанесенных дьячком Рождество-Богородичной церкви казенного села Андреевки Иваном Хорошевым пономарю Аринию Чульскому. Было принято решение направить виновного в Бахмутское духовное училище в «сторожевскую должность» на четыре месяца.
В отчете по Донецкой епархии (включала в себя Сталинскую и Ворошиловградскую области) за 1948 год отмечено, что большинство священнослужителей относится к своим обязанностям «ревностно, с благоговением и усердием».
Во время Великой Отечественной войны особенно проявилось патриотическое служение Русской православной церкви. Она благословила всех православных на защиту своей Родины и на разгром врага.
За период с 22 июня 1941 по 1 июня 1944 года духовенством и верующими Сталинской области проводилась большая работа по сбору средств на оборону страны и другие нужды.
На постройку самолетов и танков было собрано 2.611.816р., на подарки красноармейцам 280.895р., на оказание помощи больным и раненым, находящимся в госпиталях – 725.485р., инвалидам войны – 21.603р., детям и детским учреждениям – 16.800р., семьям красноармейцев – 229.990р. И на другие цели - 420.004р. Общая сумма, включая стоимость различных предметов и продуктов, составила 522.7262р.
Признавая заслуги священнослужителей перед Отечеством, правительство в 1946, 1947 годах наградило ряд священников епархии медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»
Это и не удивительно, ведь чувство патриотизма было присуще священнослужителям всегда. В 1859 году священники Яков Бураков, Лев и Николай Гонтаревские, Василий Курилов, Федор Харлов, Виктор Сапковский, Михаил Федотов, Платон Данилов были награждены бронзовыми крестами с Владимирской лентой, учрежденными в память войны 1853-1856 годов.
В послевоенные годы церкви регулярно перечисляли деньги в Фонд мира и на охрану памятников истории и культуры.
В Сталинской области по состоянию на 1 июня 1944 года действовало 225 церквей и молитвенных домов. В 1948 году штат духовенства Епархии составлял 507 человек. Из них только 7 человек с высшим образованием. Основной состав священников имел среднее образование, остальные - низшее. С целью повышения их пастырско-богословской подготовки, в 1947 году при кафедре Епископа были проведены краткосрочные пастырско-богословские курсы, с большим интересом воспринятые общественностью.
Курсанты в количестве 51 человека размещались в епархиальном доме, питались на епархиальные средства в одной из столовых города. Ими были прослушаны следующие предметы: «Священное Писание Ветхого и Нового Заветов», «Сектоведение с методикой противосектантской пастырско-миссионерской деятельности», «Общая церковная история», «Библейская и Русская церковная история», «Церковное пение», «Церковное право и практическое руководство для пастырей». Оценки знаний выпускников – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», и лишь 9 человек – «прослушали курсы» .
Власть, которая разрушала и закрывала храмы в 30-е годы, не оставляла действующие церкви без своего внимания.
Уполномоченным Совета по делам русской православной церкви по Сталинской области в послевоенные годы регулярно составлялись планы работы по изучению деятельности церкви, включающие следующие пункты: «изучить мероприятия церковников, активизирующие деятельность церкви и духовенства и принимать меры предотвращения со своей стороны: выяснить и изучить в приходах лиц, готовящихся к поступлению в духовные семинарии; изучить факты стремления духовенства расширить и укрепить положение церкви и ее влияние, систематически вести наблюдение за положением и деятельностью церквей и духовенства в области, изучать состав духовенства.
В документах Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви по Сталинской области имеются секретные информации о праздновании ПАСХИ православным населением. Так, в Сталинозаводском районе в праздновании ПАСХИ 9 апреля 1950 года приняло участие до 10 тысяч человек, в Калининском – 6 тысяч человек. Фиксировались даже номера машин, находившихся во время богослужения возле церкви, устанавливались их владельцы.
В области также проводилось анкетирование прослушанных проповедей. Эту работу выполняли члены комиссий по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах.
В анкетах было отмечено, что во время проповедей священники православной церкви призывают к борьбе за мир, любви к ближнему, исполнению гражданского долга, прославляют женщину-мать, акцентируют внимание верующих на соблюдение законодательства страны, которое направлено на благо всех граждан.
Документы архива свидетельствуют, что в конце Х1Х века подобными вопросами занимался Екатеринославский епархиальный цензурный комитет.
В 1873 году председатель цензурного комитета просил объяснить, по какой причине все священнослужители Благочинного округа не представили в отделение ни одной проповеди.
Но как бы то ни было, во все времена в проповедях звучали глубокие проблемы каждой человеческой души: греха, печали, бренности всего живущего, звучала надежда, что вечные нравственные ценности всегда будут присущи нашему народу.
 

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.