УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 83 посетителей

Теги
Голодомор забобони Вселенський Патріархат діаспора Доброчинність Києво-Печерська Лавра Археологія та реставрація Президент Віктор Ющенко українська християнська культура 1020-річчя Хрещення Русі Священний Синод УПЦ церква та політика Ющенко Патріарх Алексій II Митрополит Володимир (Сабодан) комуністи та Церква УГКЦ Католицька Церква милосердя церковна журналістика іконопис монастирі та храми України церква і суспільство шляхи єднання педагогіка Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і влада вибори постать у Церкві УПЦ КП молодь Церква і медицина Мазепа автокефалія конфлікти Церква і політика краєзнавство секти розкол в Україні Предстоятелі Помісних Церков






Рейтинг@Mail.ru






«Аналитика» (Украина): Необходимо спасать армянское наследие



«Аналитика» (Украина), Асмик Казарян, 21.11.09

Удивительное место Каменец-Подольский. В этом старом городе, рядом стоят православный храм, армянская церковь, католический костел и турецкий минарет. Точная дата основания города не известна. Историки предполагают, что город был основан во время Птоломея, еще в третьем столетии.

В октябре этого года воочию увидела все армянское наследие Каменец-Подольска, которое наши предки строили веками после переезда сюда по приглашению предводителя города. На мой вопрос, почему пригласили именно армян, когда и откуда они приехали, экскурсовод рассказала нам, что до здешних краев дошла слава армянского зодчество города Ани (столица Армении при царях Багратуни), поэтому выбор был не случайным. А приехало около 20 000 человек из Ани (1060-1062 гг.) Впервые, название города Каменец-Подольский встречается именно в армянских летописях 1060-1062 гг. 
С давних времен город был многонациональным, создано было три магистрата: Русский, Армянский и Польский. Каждый из них имел главу общины, свой суд, свою печать. Польская община была самой сильной и влиятельной, но это не мешала красоваться Армянскому колодцу на площади Польского рынка рядом с польской Ратушей. Мой вопросительный взгляд заметила внимательный экскурсовод и рассказала об армянском купце Нерсесе. В целях решения вечной проблемы горожан с водой, Нерсес в 1581 г. начинает роботу по сооружению колодца, который имел 40 метровую яму. В 1638 г. она была закрыта из-за непригодности воды. Но через много лет, под руководством коменданта города архитектора Яна де Вите, был построен каменный восьмигранный павильон, где внутренняя часть колодца стала использоваться для экспозиции. В свою очередь, благодарные горожане с давних времен прозвали его Армянским колодцем. 

Каменец-Подольский был на перекрестке важного торгового пути с востока на запад,  бурное экономическое развитие способствовало процветанию города и общин. Город находился на рубеже христианских и мусульманских миров, поэтому кроме знаменитой крепости были построены защитные сооружения и бастионы. 

Точное время строительства Армянского бастиона неизвестно, предположительно (XVI-ХVIII ст.), в который входил комплекс восточных оборонительных сооружений города. В начале XVII в. оно было сильно разрушено. В восстановительных роботах XVIII в. участвовал военный инженер Кристиан Дальке, который внес огромный вклад в модернизацию и укрепление Армянского бастиона. Бастион находится не далеко от Замкового моста, который имеет второе название турецкий мост (какое совпадение!!). Историческая часть Армянской общины расположена в южной части старого города, где пересекались границы трех общин. 

С Армянской площади начинался армянский квартал,  здесь кипела жизнь некогда процветающей, сильной армянской общины. На этой площади стояла Армянская ратуша, которая не сохранилась до наших времен в отличие от польской и руськой ратуши города. Сохранился только армянский торговый дом, который находится на площади. В начале XV века было построено первое здание, от которого остались только подвалы. Они послужили фундаментом для двухэтажного каменного дома, заложенного в 1479 г. На втором этаже были покои главы армянской церкви,  на первом, останавливались армянские купцы, которые перевозили товары из Армении и других стран востока. Сегодня, здесь находится администрация исторического музея-заповедника. В экспозициях музея представлены более 1000 экспонатов, которые найдены на территории Подольска. В армянском торговом доме размещена и историческая библиотека закрытого типа, где можно увидеть около 18000 изданий старых печатников.

Армянская улица начинается в нескольких шагах от Армянской площади. В начале улицы стоит Армянская колокольня, которая когда-то входила в ансамбль армянского Николаевского собора, сооруженного в конце ХIV в. начале ХV в.. До этого, мы смотрели колокольни польского собора и Доминиканской церкви, но в отличие от них, Армянская колокольня имела и оборонительный характер, об этом указывают толстые 1,5 м стены и башни-бойницы. Колокольня пятиярусная, квадратная, высота ее 38 м. Начиная с 1633 г. в первом ярусе колокольни действовала церковь Св.Степаноса (Стефана), в том же году стены были расписаны, фрагменты этой росписи можно увидеть и сегодня. Рядом с колокольней стоял армянский Николаевский собор ХV в., к сожалению, сегодня от некогда величественного собора остался только фундамент. Собор был построен не в исключительных традициях армянского зодчества, что стало следствием влияния западной архитектуры. Фундаментальные каноны армянской архитектуры были мастерски совмещены с западными традициями. Самое интересное, что он считался местом паломничества всех верующих, и не имело значение вероисповедание паломника, все шли к чудотворной иконе Богородицы. Исследователи утверждают, что икона была написана в Х в. на кипарисовой доске была изображена Богородица с ребенком. Икона появилась в Каменец-Подольском в 1398 г., когда армянское население, спасаясь от мусульман, прибыло в город. 

Иногда поражает судьба культурного наследия наших предков. Интересно, могли ли спасшиеся армяне предположить, что 1672 год станет роковым для Каменец-Подольска. После двухнедельной героической обороны, под натиском 150 000 турецкой армии, маленький гарнизон фортеции капитулировал. Вместе с фортецией, к туркам перешел и город, 27 лет город был под игом турецких захватчиков. Икона Богородицы, которая все эти годы делила страдания и радости городского населения, повторила судьбу своего народа. Во время турецкой оккупации, икона была вывезена в Македонию, и в одной турецкой семье служила столом для смешивания теста. Невольно вспоминаются слова великого Гюго, "По этим местам турки прошли". Армяне, собрав деньги, выкупили икону, пройдя многие испытания и напасти, после ухода турок из Каменец-Подольска, вернули ее на прежнее место. Не откликаются ли судьбы иконы Богородицы и "Мушского Изборника". Когда в 1204 г. сельджуки грабят хозяина, похитив Изборник, армяне, проживающие в разных районах, собирают 4000 монет серебром, выкупают ее, и на протяжении УП веков он остается в Мушском храме (город в Западной Армении). Но если Изборник прошедший "хождение по мукам", ныне нашел надежное пристанище среди экспонатов Матенадарана (Научно-исследовательский институт древних рукописей в Ереване), то судьба иконы до сих пор не известна. По рассказу экскурсовода, она пропала в 1940 году, а в польском Кафедральном соборе города можно увидеть ее копию. Хотя в мини путеводителях Каменец-Подольска написано, что она храниться в запасниках Национального музея Восточного и Западного искусства города Киев. 

В 1935 г. по приказу НКВД, чекисты взрывают Армянский собор, и груда разваленных камней остаются до 1982 г. В том же году, сотрудники КГБ вывозят камни за пределы города и под развалами храма находят 5 бочек с золотом. Восторженным голосом экскурсовод удивлялась, что это не 5 горстей золота, и армяне в городе имели славу предприимчивых и трудолюбивых людей. Каждый армянин, слушая такие слова, может гордиться, но невольно возникает вопрос - почему именно Армянский храм был взорван? В городе есть другие храмы, часовни, церкви, и дай Бог, чтоб они стояли вечно. Ворота храма закрыты, но можно увидеть дворик, фундамент собора и установленный на углу хачкар. Вся эта картина произвела тяжелое впечатление, какое-то все заброшенное, сиротское было во всем этом, и я еле сдерживала слезы в горле. В нашей группе была пожилая женщина, которая спросила про камень-крест, то есть про хачкар. Через кованые решетки прочла надпись на армянском языке, но эмоции не давали раскрыть рта. Ничего не ускользнуло от глаз тактичного экскурсовода, коротко и деликатно рассказав о событиях 1915 года, объяснила, что несколько лет тому назад, армяне установили камень-крест в память жертв геноцида 1915 года. Каждый год, 24 апреля, со свечами и цветами, проходя по улицам Каменец-Подольска, они останавливаются в дворике храма, и священник проводит службу. Из слов экскурсовода стало понятно, что ворота открываются один раз в году, но у каждого нормального армянина возникает желание войти во внутрь, поставить свечу, покреститься, дотронуться к хачкару, но увы, ворота закрыты.

Вся Армянская улица, от начала до конца, построена из брусчатки, а от Николаевского храма до армянской церкви Св.Николая, тянутся добротные постройки с высокими, толстыми стенами. Стекла окон разбиты, и кое-где вставлен грязный картон, но это не защищает от ветра, уличной грязи и пыли. От экскурсовода узнали, что построены они давно, и что в помещениях работали разные ремесленники, известные мастера, но теперь все постройки бесхозные, закрыты и находятся под муниципалитетом города. Не вольно в памяти возник Польский квартал, находившийся по соседству, по территории он большой, много архитектурных и исторических памятников. Вблизи польского Кафедрального собора кипели строительные роботы, а в здании семинарии - восстановительные. В польском квартале были новостройки из красного кирпича для монашек и туристов из Польши. Понятно, что по сравнению с Арменией, Польша, богатая страна и  имеет общую границу с Украиной. Однако и в Украине большая армянская диаспора, есть известные и богатые люди. 

В конце Армянского переулка находится армянская церковь Святого Никогоса (Николая) ХIII ст.. В 1398 г. на пожертвования армянина Синана Котлубея она была отреставрирована. Церковь, скорее всего построили армянские переселенцы из города Ани, так как начало строительство датируется ХI в. и является самым старым армянским памятником Каменец-Подольска. До 1811 года называлась Благовещенской церковью. В 1672 году, во время захвата города, турки разрушили церковь, но в конце XVIII века была восстановлена. Церковь белокаменная, окна, порталы обрамлены армянским зодческим стилем, хотя внешне она не похожа на армянскую архитектуру. Вход во внутренний дворик начинается с колокольни XVI в. У церковной колокольни нас останавливает экскурсовод, просит тишины. Мы стоим у порога и узнаем удивительные вещи. В южной стене церкви сохранился хачкар XIII в.. От турецких варваров, чудом сохранившемуся хачкару, притрагиваются прихожане и просят здоровья для деток, к хачкару особенно стремятся больные люди. Экскурсовод просит обратить внимание на особенную церковную ауру. Заходя во внутренний дворик, то что с тобой происходит, когда переступаешь порог, не передать и не описать. Благодатная тишина, умиротворение, окутывают тебя, и глазами ищешь источник, откуда идет все это. Маленький ухоженный дворик с яркими розами, с левой стороны находятся покои Батюшки.

Старый хачкар замурован с наружной стороны северной стены, и вся наша группа стремится туда. Вышеупомянутая мною пожилая женщина все время кашляла и задыхалась, и я обратила внимание, что она долго стояла и держала руку на потемневшем кресте. Потом сидела на лавочке, напротив хачкара и смотрела на молодых мам с маленькими детьми, постоянно гуляющих во дворе церкви. Такой душевный покой, пережитый мною в церкви Святого Николая, я чувствую только в храмах и церквях моей далекой родины, пусть простит меня Господь Бог. Удивительно, но факт, все экскурсоводы Каменец-Подольска в один голос твердят, что такой ауры, покоя, как в Армянской церкви, не встречается в других храмах и церквях города. Горожане стремятся именно здесь крестить своих детей, и именно в этой церкви обвенчаться. Киевляне интересовались, с чем связна особенность маленькой, скромной армянской церквушки. Наш экскурсовод предположила, что шесть столетий подряд вымоленное место имеет необыкновенную атмосферу, что ей очень комфортно даже на работе, так как музей- заповедник находится в Армянском торговом доме (об этом написано выше). А вот сотрудники музея История Монет, который находиться в Польской ратуше, все время жалуются на плохое самочувствие и плохую ауру, по тому, что в подвале ратуши, пытали людей. 

При выходе обратили внимание на надпись на мемориальной доске: "Памятник армянской архитектуры. Церковь Св. Николая Украинской епархии". Украинцы нашей группы обратились ко мне с удивлением, и я сообщила про прочитанный мною в Интернете материал. Весной, на одном из влиятельных российских сайтов, появилась информация, что глава Киевский Патриархат отнял церковь Св.Николая города Каменец-Подольска, разразился скандал. Представители Украинской Епархии ААЦ опровергли информацию, объяснив, что церковь Св.Николая временно сдана в аренду.

Последним пунктом была знаменитая крепость, мы отправились туда, но, уходя, я все оборачивалась назад. Мне казалась, что оставляю родных на произвол судьбы. Последним взглядом старалась запечатлеть в памяти всю улицу, церковь, закрытый собор, весь Армянский квартал. Ночью, в качающем вагоне, вдруг осенило, а ведь с бронхиальным кашлем пожилая женщина почти не кашляет. Совпадение, или помог старый хачкар? 
Очень многие наши соотечественники с паломничеством едут в Ван, Игдир, Карс, старательно и с почитанием очищают наши заброшенные церкви, зажигают свечи и с тоской думают, как разрешится вопрос нашей исторической родины. Каждое лето армяне со всех концов Украины во время праздника Вардавар едут в монастырь Сурб Хач (XIV век, Крым) и совершают "матах". Почему не организовать паломничество в город Каменец- Подольск? Ведь нечасто мы можем найти сохранившийся средневековий армянский квартал в других городах Европы? А сколько у нас было потерь, и неужели мы так богаты, чтобы разбрасываться нашим культурным наследием или сдавать аренду? В связи с этим у меня конкретные вопросы к Главе Украинской епархии ААЦ Григорису Буниатяну: 

1. В каком году была сдана в аренду церковь Св.Николая и когда заканчивается срок аренды? 
2. Ведутся ли переговоры с представителями Украинской Православной церкви о передаче церкви Св. Николая ААЦ? 
3. Что он думает, по поводу плачевного состояния армянского культурного наследия Каменец-Подольска?

В заповеднике- музее города хранятся огромные архивные документы об армянской общине, очень многие факты, события, остались не выявленными. Я обращаюсь в Министерство Диаспоры РА, нашей многочисленной диаспоры Украины, армянским общественным организациям города Киева:

- Дорогие земляки! Давайте думать, как спасти наше культурное наследие, как достойно выйти из положения, ведь мы будем держать ответ перед нашими предками. Особенно обращаюсь к молодежной организации Киева, вы сплоченная команда, я верю в вас, в ваши силы.

 

 

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.