УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 184 посетителей

Теги
Києво-Печерська Лавра шляхи єднання краєзнавство 1020-річчя Хрещення Русі конфлікти Католицька Церква автокефалія УПЦ КП Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і влада Доброчинність українська християнська культура Предстоятелі Помісних Церков Митрополит Володимир (Сабодан) церква і суспільство іконопис секти вибори Президент Віктор Ющенко Голодомор монастирі та храми України Мазепа церковна журналістика Священний Синод УПЦ діаспора забобони Археологія та реставрація педагогіка церква та політика Патріарх Алексій II Вселенський Патріархат УГКЦ молодь Церква і медицина Ющенко милосердя комуністи та Церква розкол в Україні постать у Церкві Церква і політика






Рейтинг@Mail.ru






Donbass.NAME (Донецк): Святыня Старого Айдара



Donbass.NAME (Донецк), Иерей Вячеслав (Громовик),настоятель храма Чуда Архистратига Михаила. «Наша газета», 31.05.09

Архангело-Михайловский храм села Старый Айдар, что в Станично-Луганском районе, — уникальный памятник зодчества XVIII века — 19 сентября 2009 г. отметит свое 222-летие.
До сооружения и освящения настоящего здания церкви здесь существовала другая — деревянная. История обоих храмов неразрывно связана. Приходилось слышать, что деревянный храм назывался турецким. Староайдарские казаки после окончания русско-турецкой войны возвратились домой вместе с пленными турками и военными трофеями. Возможно, силами пленных турок или на средства, привезенные с войны, и был построен первый храм — в благодарность Богу за сохраненные жизни.
1787 год. Освящение каменной двухкупольной церкви в честь Архистратига Михаила. Со стороны реки она кажется огромным кораблем, плывущим по тернистому житейскому морю.
В конце двадцатых годов прошлого столетия государство начало войну с религией. По инициативе союза воинствующих безбожников стали закрываться приходы. В 1929 году закрыли и староайдарский. Священника с семьей отправили в ссылку, здание храма и пристройки государство «оприходовало». Чугунный крест, возвышавшийся на церковном дворе, и табличка с важными историческими датами оказались на свалке.
В 1953 году, после 24-летнего забвения, начался новый этап в истории Староайдар-ской церкви. На пожертвования прихожан занялись ее восстановлением. Послевоенные росписи в алтарной части сохранялись до сегодняшних дней, несмотря на то, что в 1971 году храм закрывали еще раз.
— Огромной ошибкой властей было отчуждение людей от веры, — рассказывает бывший парторг, а затем председатель Староайдарского сельского совета Петр Григорьевич Терещенко. — В душе-то многие из нас, коммунистов, оставались верующими. А выполнять приказы обкомовского и райкомовского начальства все же приходилось. Интуитивное понимание того, что все в мире подчиняется какому-то высшему закону, не позволяло переступать хрупкую грань. Наверное, поэтому, когда завозили в церковь зерно, старались разместить его так, чтобы не навредить архитектуре, фрескам.
А вот что поведал однажды коренной житель Старого Айдара Василий Игнатьевич Аулов:
— В 1972 году председатель сельсовета дал команду снять кресты и колокола с бездействующего храма. С помощью тросов и мощной техники их сбросили на землю. Когда упал большой крест, удар был настолько сильным, что жители окрестных домов выбежали на улицу. Наблюдавшие за этим стояли и молча плакали.
Святыни погрузили в кузов машины и отправили в Луганск на переплавку. При переправе через реку Айдар (тогда еще был старый мост) машина накренилась, груз опрокинулся и пошел на дно. Из областного центра в срочном порядке вызвали водолазов, но их поиски ничего не дали. Очевидно, крест и колокола ушли глубоко в ил и песок, не желая покидать исконно святое место. Второй крест, снятый с колокольни, долго стоял в помещении сельсовета.
Второе (на протяжении XX века) возрождение храма началось 23 февраля 1989 года. Восемнадцать лет не звучали в нем молитвы. Настоятелем назначили отца Михаила (Чеботарева). Уже в апреле затеплились лампады перед образами, при большом стечении народа отслужили первый молебен с водосвятием. Памятная служба велась при участии духовных лиц Луганщины во главе с благочинным округа Романом Шукало.
С 1990 года в церкви были выполнены большие реставрационные работы: перекрыли центральный купол и колокольню, построили котельную, восстановили иконостас и внутренние росписи. При снятии штукатурки обнаружили характерные для XVIII века черно-белые фрески. В этот период разгадали и секрет великолепной акустики храма. Она создается пустотами в каменных стенах.
Насчитывается около тысячи икон, через которые подается благодать Божия: исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Одной из признанных святынь на Луганщине является икона Иверской Божией Матери, с 2000 года пребывающая в Архангело-Михайловском храме. Тогдашнему настоятелю отцу Михаилу ее подарила местная прихожанка. Приняв дар, священник обнаружил на его оборотной стороне два штампа с изображением Георгия Победоносца. На первом — заглавная буква «Д», на втором — «М», указывающие на сокращенные имена иконописцев. На обоих штампах — дата: 1837 год. Усилиями местных мастеров икону отреставрировали и выставили в церкви для поклонения. Хорошо известна верующим чудотворная сила этой иконы.

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.