УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 248 посетителей

Теги
Церква і медицина вибори краєзнавство шляхи єднання Приїзд Патріарха Кирила в Україну Доброчинність Патріарх Алексій II автокефалія церква та політика Києво-Печерська Лавра Ющенко Вселенський Патріархат Католицька Церква 1020-річчя Хрещення Русі Предстоятелі Помісних Церков УПЦ КП комуністи та Церква Мазепа Митрополит Володимир (Сабодан) милосердя педагогіка Голодомор монастирі та храми України Президент Віктор Ющенко УГКЦ церква і суспільство іконопис українська християнська культура забобони постать у Церкві Церква і влада розкол в Україні церковна журналістика Священний Синод УПЦ Археологія та реставрація діаспора Церква і політика молодь конфлікти секти






Рейтинг@Mail.ru






«Кочегарка» (Горловка, Донецкая обл.): Места для вечности



«Кочегарка» (Горловка, Донецкая обл.), Денис Рафальский, 03.08.08

Кладбище, наверное, будет самым неудачным местом для прогулки, но не безынтересным. Для человека, увлеченного родной Горловкой, погосты – это хранители городского прошлого, конечно, в соответствующей форме. На этих скорбных метрах лежит добрая дюжина поколений, которые посвятили себя горловской земле, после смерти в ней и упокоившиеся. Образно говоря, глубина два метра уравняла имевших при жизни разный социальный статус. С известными горожанами соседствуют простые смертные, с крестьянами – рабочие, с директорами – подчиненные, с врачами – пациенты, с преступными авторитетами – правоохранители. Мирно уживаются солдаты некогда противоборствующих армий. На православные кресты падает тень цыганских «мавзолеев»... Корреспондент «Кочегарки» прошёлся по кладбищам города и увидел много чего интересного.

СЛЕД ПЕРВОПОСЕЛЕНЦЕВ

Самые старые захоронения Горловки расположены в местах, где в своё время появились так называемые первопоселенцы. Это прежде всего Зайцево и Байрак. В первом посёлке имеются аж четыре кладбища: по одному на хуторах вдоль речек Бахмутка и Житний Яр и сразу два – на ул. Есенина. Посельчане последние называют «русским» и «украинским», и это разделение уходит корнями ещё в 19-й век (если не раньше!), в котором началось массовое заселение этих мест. Впрочем, сегодня умерших зачастую хоронят без оглядки на национальность. В границах кладбища, например, со старинными могилами первых выходцев из России всё больше современных памятников с украинскими фамилиями. И наоборот... Нередки семейные захоронения, когда рядом лежат прадеды и правнуки.

Сотрудники исторического музея немало времени потратили на изучение, говоря научным языком, надгробных уникумов на зайцевских погостах. Материалом для памятников служил исключительно песчаник, из которого вырезали либо кресты различной высоты с основой или без, либо плиты с опять-таки крестами – выпуклыми или вдавленными, многоконечными, обрамлёнными различными узорами в виде цветов, лучей, предметов религиозного культа. Надгробие по форме распятия, на котором когда-то казнили Иисуса Христа, вбивали на могилах уважаемых людей.

Старинные захоронения Байрака практически не сохранились, за исключением нескольких могил. Три из них находятся во дворе местного Свято-Вознесенского храма, к слову, самого старого в Горловке: священника Фёдора Хараева, умершего ещё в 1860-м, дочки священника Николая без даты смерти и одна неопознанная. Ещё один интересный факт, связанный с «последним приютом» Байрака, мне поведали горловские историки. На поселковом кладбище некогда была часовня. Так вот, в 30-х годах её сжёг с... позволения властей местный подросток Павел Подольский. Таким диким способом он, наверное, выразил свою ненависть к религии, которую в те годы иначе, как опиумом для народа, и не называли.

БЕЗ КРЕСТА

На территории Горловки со славянскими кладбищами иногда соседствуют еврейские и татарские. Кто-то, наверное, вспомнит Центральное, где под захоронения евреев выделили отдельный участок у дороги в посёлок бывшей шахты «Кочегарка». Хотя представители этой общины, жившие некогда в Зайцево и Байраке, своих близких хоронили там. От зайцевского кладбища, которое краеведы датируют концом 19-го века, ничего, кроме нескольких надгробных стел и остатков фундамента склепа, не осталось. Сейчас через него проходит дорога, по всей видимости, прямо по могилам усопших. В советские времена, когда прокладывали этот путь, на такие «мелочи» внимания не обратили, что в принципе было нормой... Зато по совести поступил житель Байрака, сохранивший остатки трёх еврейских могил у своего дома. По его словам, семья ещё в конце 40-х передала эту часть придомовой территории наследникам похороненных там людей. К тем вертикальным плитам надгробий с надписями на иврите приезжали долгие годы. Визиты родственников прекратились уже в наши дни, возможно, по причине отбытия на историческую Родину, а может, люди уже сами успокоились навеки. Из-за ухода в мир иной всех близких, судя по всему, заброшены многие еврейские могилы и на Центральном кладбище.

Примерно в 1880-х в районе нынешнего Стальсбыта компактно поселились поволжские татары из Казани. Их потомки живут там и сейчас. А в конце ул. Садовой, недалеко от русла реки Железная Балка, находится кладбище, которое объединило могилы нескольких поколений татарских семей. На самых старых надгробиях надписи, к сожалению, не сохранились.

Говоря о национальных захоронениях, как не вспомнить и о так называемом немецком кладбище, где нашли последний приют солдаты оккупационных войск. Автор этих строк ещё помнит поросшие травой бугорки с ржавыми указателями. Народ-победитель гордо вышагивал прямо по могилам, пока в 90-х не приехала делегация из Германии и не навела присущий западным кладбищам порядок, огородив массовое захоронение своих земляков забором.

ГОРЛОВСКИЙ НЕКРОПОЛЬ

Центральное кладбище – как лоскутное одеяло: несколько частей, разных по возрасту и состоянию, чётко разделяются заасфальтированными дорожками. Отдельные участки заросли непроходимым кустарником, за которым еле угадываются покосившиеся памятники первых послевоенных лет. Вообще-то кладбище числится закрытым, и хоронят здесь якобы лишь в том случае, если в пределах семейной оградки ещё есть место. Вот только дорожки с каждым годом становятся всё уже. Думаю, всем понятно, почему... Когда-то широкая полоска асфальта вела и к могилам, к которым направлялся корреспондент «Кочегарки». Сейчас ему пришлось протискиваться между оградками, чтобы добраться до бюста поэта Павла Беспощадного, слева от которого покоятся люди, чьи имена некогда были столь же известны в городе. Это, например, главный в послевоенной Горловке человек – секретарь горкома, Герой Соцтруда Степан Судейко, почётный гражданин города знаменитый забойщик, близкий друг и ученик самого Никиты Изотова Александр Степаненко. С чьего-то позволения их могилы стали окружать и даже загораживать другими захоронениями. В лихих 90-х некоторые памятники разбили. Так пришёл конец старому некрополю. А новому, судя по всему, положил начало Виктор Рогач, которого похоронили у центрального входа этого же кладбища.

ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ ИМ ТОЛЬКО СНИТСЯ

У того же германца отношение к могилам – совсем не наше. Для него кладбище – не только память об умершем, обязанность, это.. Вроде парковой зоны, что ли. Туда приходят отдохнуть от городского шума и суеты, погулять в тени деревьев, поразмыслить о вечном. И уж никак не опорожнить пол-литра над родным холмиком. К месту будет сказать и об асоциальных личностях, рыщущих по могилам в поисках поминальной рюмки, или «металлистах», нацеленных на дорогущую нержавейку оградок или любой другой металл, годный для приёмпункта. А вспомните о случаях вандализма, о которых «Кочегарка» не перестаёт писать последние десять лет! Неизвестные – то ли ради забавы, то ли наживы – переворачивают и разбивают памятники... И, выходит, умершие получают не вечный покой, а вечное беспокойство. Впрочем, как и их живые родственники.


   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.