«Рабочая газета» (Украина), Татьяна Хлебникова, 16.01.10 Звездные мгновения Украины 14 апреля 1863 года на сцене Мариинского театра в Петербурге состоялась премьера первой украинской оперы “Запорожец за Дунаем”. Ее автор, оперный солист Семен Гулак-Артемовский, был един в трех лицах: написал либретто, музыку и исполнял главную партию Карася. Кстати, композитором он стал, потеряв голос. «Какой ему дан голосище!» РОДИЛСЯ он 16 февраля 1813 года на хуторе близ села Городище Черкасской области в семье священника. Всем детям — Семену, Петру, Павлу, Марии родители привили любовь к книгам и музыке. Сеня пел в церковном хоре. У него был звонкий дискант, позже перешедший в бархатный баритон. Как-то мальчика услышал заезжий господин и посоветовал учить юное дарование музыке. Однако тот хотел быть священником. Все в этом древнем казацком роду были ими. Но случались исключения. Родной дядя Семена Петр Петрович Гулак-Артемовский стал профессором cловесного факультета Харьковского университета, который еще писал басни. Одна из них — “Пан и собака” была не менее популярна, чем “Стрекоза и муравей” Крылова. Сеню отправили учиться в Киевское духовное училище. Штудирование богословских наук давалось ему с трудом. В аттестате записали: “Способностей хороших, ленив и преленив, успехов малых”. А дело в том, что подросток ради любимого пения в хоре пропускал занятия. Его необычный голос заметил большой ценитель хорового пения митрополит Евгений (Болховитинов), по рекомендации которого юношу приняли в хор Софийского собора, позже — в хор Михайловского монастыря. Прошло несколько лет. На одном из богослужений 25-летнего Семена услышал композитор Михаил Глинка, приехавший в Киев отбирать певчих для Придворной императорской капеллы. И был поражен его талантом. Предложил перебраться в Петербург. В октябре 1838 года Гулак-Артемовский прибыл в столицу. И столкнулся с препятствием. Он принадлежал к духовному сану и не мог быть на гражданской службе. Глинка добился разрешения на это от Синода православной церкви и стал готовить украинца к оперной сцене. Хоть говорили про Семена: “Какой ему дан голосище! Далеко пойдет!”, но баритон его не был поставлен профессионально. А слова он выговаривал так невнятно, что слушателей, которые его голосом “хотели восхищаться, смех пронимал”. За короткий срок Гулак многому научился. Прогрессивные воззрения сложились у него во время общения с друзьями Глинки — художниками Брюлловым и Айвазовским, писателем Кукольником, учившим его французскому и итальянскому языкам, музыкантами, поэтами. Знакомство с Тарасом Шевченко произошло тоже в доме Глинки. Во время ссылки поэта Гулак-Артемовский помогал ему материально и морально. Чтобы отшлифовать талант выходца из Украины, Глинка устраивал его концерты. На одном из них сидел владелец уральских заводов и меценат Павел Демидов. Демидов, очарованный Гулаком-Артемовским, финансировал его поездку во Францию и Италию для завершения музыкального образования. Дружба с Глинкой у певца сохранилась надолго. Когда композитор писал оперу “Руслан и Людмила”, то в главной роли видел только Гулака. Поначалу спектакль зрители восприняли прохладно. Правда, не все. Шевченко произнес: “Ну и опера! Особенно когда Артемовский поет Руслана. Замечательный певец — ничего не скажешь”. «Балуется» написанием музыки ЗА 23 ГОДА работы на сцене Гулак-Артемовский спел 51 оперную партию. Выступал в 11 водевилях и комедиях. Зрители всегда кричали ему “Бис!” И мало кто знал, кроме жены, что в свободное время солист “балуется” написанием музыки. С Александрой Ивановой, дочерью декоратора московских театров, талантливой пианисткой и арфисткой, они поженились 8 ноября 1848 года. У них родилось трое детей, но все умерли в маленьком возрасте. Еще в 1851 году Семен Степанович сочинил музыку к “Картине степной жизни цыган”. Потом был вокально-хореографический дивертисмент “Украинская свадьба”. Зрители встретили их тепло. Это подбодрило начинающего композитора. Он написал собственный водевиль “Ночь накануне Иванова дня” и музыку к драме “Разрушители кораблей”. Гулак писал в “украинском стиле”, творчески переработав интонации богатого национального мелоса для спектаклей, романсов, песен. Одну из них “Стоїть явір над водою” посвятил Тарасу Шевченко. Гоголь писал: “А песни для Малороссии — все; и поэзия, и история, и отцовская могила... Все они благозвучны, душисты, разнообразны чрезвычайно”. В начале 60-х годов XIX века у Семена Степановича, теряющего голос, появилась идея создать украинскую оперу. Сюжет “Запорожца за Дунаем” подсказал профессор истории Николай Костомаров. А либретто, тексты вокальных и разговорных номеров, оркестровая партитура и клавир — это лично его. Первоначальный вариант “стишат” начинающий драматург отослал на рецензию дядюшке в Харьков. С учетом его замечаний доработал текст. Действие происходит в Турции XVIII столетия. Нелегко живется на чужбине простым украинцам. Казаки мечтают вернуться на родину, грозят султану восстанием, если он не вернет им свободу. И в конце концов они ее получают. В отношениях персонажей две линии —комедийная (перепалка пожилых супругов Карася и Одарки) и романтическая (любовь молодых Оксаны и Андрея). Эффект усиливается красивой, легкой, игривой музыкой. Публика прекрасно приняла спектакль, а хореографические номера даже требовала повторить. Газеты писали хвалебные рецензии: “Композитор показал свой блестящий комедийный талант”. Триумф спустя годы ГУЛАК-Артемовский стал основателем не просто украинской оперы, но оперы комической, чего раньше в театрах Российской империи почти не было. Ставились в основном героико-патриотические произведения. Наш соотечественник, подобно Гоголю с его “Вечерами на хуторе близ Диканьки”, еще раз мощно заявил об Украине. Однако у самого автора от всего этого не совсем весело было на душе. Он знал, что его голос теряет мощь и красоту, что его любимому пению перед публикой приходит конец. В 1864 году Гулака уволили из Мариинки, назначив пенсию. Благодаря покровительству великого князя Николая Николаевича перевели в Москву в Большой театр. Там солист выступал еще год, но потом вынужден был навсегда оставить сцену. Последние годы жизни музыкант провел в Москве скромно и уединенно. 17 апреля 1873 года скончался. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Со временем его могила пришла в полное запустение, и только в 1952 году усилиями артистов Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко на ней был установлен памятник с надписью “Семен Степанович Гулак-Артемовский. Композитор, певец, автор оперы “Запорожец за Дунаем”. Она до сих пор с триумфом идет на отечественной и зарубежной сценах. | |
|