УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 78 посетителей

Теги
розкол в Україні церква і суспільство УПЦ КП монастирі та храми України діаспора іконопис комуністи та Церква Предстоятелі Помісних Церков постать у Церкві Приїзд Патріарха Кирила в Україну забобони краєзнавство Голодомор молодь Церква і політика Церква і влада шляхи єднання конфлікти Вселенський Патріархат Президент Віктор Ющенко УГКЦ Археологія та реставрація церква та політика українська християнська культура милосердя Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і медицина Священний Синод УПЦ секти Ющенко автокефалія Патріарх Алексій II церковна журналістика педагогіка Католицька Церква вибори Києво-Печерська Лавра 1020-річчя Хрещення Русі Доброчинність Мазепа






Рейтинг@Mail.ru






«Бердянск деловой» (Запорожская обл.): Считать икону оберегом — грех!



«Бердянск деловой» (Запорожская обл.), Татьяна Горячева, 2010

В рамках нового проекта «Делового» мы продолжаем публикацию ответов на вопросы наших читателей, заданные священнику Олегу Николаеву, настоятелю храма во имя Святой Троицы и президенту Благотворительного Фонда «Благовест» по редакционным телефонам: 7-36-67, 7-06-67.

— Говорят, что нельзя ставить иконы на подоконник. Это так? А как вообще правильно определить место в доме, где можно поставить (повесить) иконы?
— Икона в переводе с греческого означает «образ». Образ того, к кому мы прибегаем с молитвой. Священные изображения имели место в истории еще во времена Ветхого Завета. По свидетельству Писания, Сам Бог повелел Моисею устроить ковчег завета и поставить его в важнейшей части первого ветхозаветного храма — «во Святая-святых» (Исх. 25, 10 — 17; 26, 33-34). Также Бог повелел Моисею сделать два золотых изображения херувимов и поставить их по двум сторонам крышки, покрывавшей ковчег завета (Исх. 25, 18-22); повелел сделать и истканные изображения херувимов на церковной завесе, отделявшей «Святое-святых» от святилища (Исх. 26, 31-33); и сделать такие же изображения херувимов на тех попонах, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии и служили для нее вместо стен (Исх. 26, 1-37) В новозаветной церкви иконы также стали присутствовать в храмах с первых веков. Церковное Предание говорит о первой иконе Спасителя — нерукотворенном Его образе. Издревле этот образ почитался Церковью. Также Церковное Предание рассказывает об иконах Богородицы, написанных апостолом и евангелистом Лукой. Есть письменные свидетельства об употреблении и почитании святых икон в первые три столетия христианства. Глядя на икону, мы должны возводить свои мысли к первообразу того, кто изображен на иконе: Самого Спасителя, Божьей Матери или святых. Стоит ли говорить, что в доме православного христианина этим священным изображениям должно воздаваться соответствующее почитание? На молитву принято становиться лицом на восток, и алтарем на восток строятся православные храмы. Поэтому и иконы желательно расположить на восточной стене комнаты. Но если нет возможности сориентировать иконы таким образом, то можно расположить их в любом другом доступном месте. Главное, чтобы перед иконой было много свободного места, и могла бы уместиться вся семья на общую молитву. Можно поместить иконы на полочке, или, если их много, развесить на стене. Иконы должны быть помещены в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в книжных шкафах, на полках рядом с косметикой, фотографиями близких, игрушками, статуэтками, или просто являются неким украшением интерьера. Нельзя помещать рядом с иконами плакаты эстрадных исполнителей, политических деятелей, спортсменов, актеров. Не стоит ставить иконы и на подоконник. Ведь тогда во время молитвы Вы станете обращать внимание не на образ, изображенный на иконе, а на то, что происходит на улице. А одним из главных условий правильной молитвы является нерассеянность мыслей.

Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеская близость в браке грехом не является. Поэтому смело можно помещать иконы и в спальню. Конечно, икона должна быть в столовой или на кухне, для того, чтобы можно было помолиться перед едой и поблагодарить Господа после трапезы. Иконы могут находиться в каждой комнате, в этом нет ничего дурного и предосудительного. Но наивно полагать, что чем больше икон в доме, тем благочестивее жизнь православного христианина. Довольно часто такое собирательство становится обычным коллекционированием, где нет речи о молитвенном предназначении иконы, и может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Главное, чтобы перед иконами возносилась молитва. И ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божьей благодати, которой можно воспользоваться при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону, и посылается Богом только тем, кто верует в Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, при этом не имея веры в действительную силу животворящей Божьей благодати, и не получить от этого ничего. Необходимо помнить, что икона не является неким оберегом, гарантирующим отсутствие ссор и проблем в семье, а также некую невидимую защиту от нечисти и плохих людей. Прискорбно бывает видеть в домах православных христиан иконы, висящие напротив входной двери с однозначной мотивацией: «Это чтобы от дурных людей и от сглаза оберегали». Икона не может быть оберегом! И считать ее таковой — грех. Обереги — это атрибутика и терминология языческих и магических культов. А в жизни православного христианина не должно быть ни язычества, ни магизма.

— Несколько лет назад мать новорожденного ребенка пригласила меня быть крестной у ее сына. При этом мать и отец ребенка не состояли в браке. Я дала согласие. А позже выяснилось, что отец ребенка — баптист, и был категорически против крещения. С тех пор прошло шесть лет, и все шесть лет отец ребенка запрещает мне видеться с крестником, не то, что заниматься его воспитанием в духе православной веры. Что Вы посоветуете в этом случае?
— К сожалению, описанный Вами случай, не является редкостью в современной церковной жизни. О проблеме формального крещения сегодня все чаще и все настойчивее говорят уважаемые духовники и приходские священники, многие архиереи и представители авторитетных православных СМИ. Да и мне уже приходилось освещать подобные вопросы на страницах «Делового». Главная беда заключается в том, что некоторые батюшки, и их, к сожалению, немало, даже не интересуются перед совершением Таинства Крещения, веруют ли родители и крестные ребенка в Бога. Не говоря уже о том, являются ли они воцерковленными православными христианами, посещают ли еженедельно богослужения в храме, стараются ли жить по заповедям, как часто они исповедуются и причащаются и т. п. А ребенка, родители которого не являются христианами, можно крестить лишь в том случае, если они дают обещание не препятствовать воспитанию его в Православии. Но в таком случае, вся ответственность за это ложится на крестных. И поэтому, прежде чем давать согласие стать восприемником, т.е. крестным, нужно выяснить хотя бы самые важные вопросы: а как сами родители относятся к Православию, нет ли у них враждебной настроенности по отношению к Церкви, к ее Таинствам, ко Христу. Но при этом сами крестные должны быть верующими, церковными людьми. Мне недавно рассказали ужасающий случай, когда крестным отцом малыша стал мусульманин, не меняя, само собой, своих убеждений и вероисповедания. И произошло это не в Средней Азии, или в Арабских Эмиратах, а в одном из бердянских храмов. Когда крещение ставится «на поток», а главная цель подобного подхода — максимальный денежный сбор в приходскую казну и желание всем угодить, что могут значить церковные каноны и правила? О них даже не вспоминают и с легкостью нарушают.

Проблемы, связанные с Таинством Крещения, во многом определяют внутренние проблемы церковной жизни. То, с чем человек сталкивается при вступлении в Церковь, подсознательно воспринимается им как норма церковной жизни. Какое же впечатление о вере у него складывается после Крещения? Впечатление следующее: христианство — это непонятная архаичная вера, далекая от реальной жизни, содержащая ненужные ограничения и связанная денежными отношениями. «Пробубнили» непонятные молитвы, облили водой, намазали чем-то, поводили со свечами, взяли деньги и отправили — вот и вся вера. Что легко дается, то мало ценится. После такого обращения человеку чрезвычайно трудно воспринять понятия о духовных предметах. Он уже имеет опыт соприкосновения с сакраментальной жизнью Церкви. И этот опыт его не привлекает. Глубина души человека не затронута, не воспламенена.

Так формируется вера, о которой протопресвитер Александр Шмеман писал, что «русский человек верит в необходимость священника, как совершителя Таинств, но перестает ждать от него чего-либо другого: научения, руководства, нравственного примера». Так мертвеют души. Мертвеют не только души людей, ищущих участия в Таинствах, когда они превращаются в заказчиков религиозных услуг. Мертвеют и души тех, кто эти «услуги» предоставляет. Вся приходская жизнь начинает выстраиваться на противоестественных для Церкви мирских принципах.

А Вам, в уже сложившейся в ситуации, могу посоветовать единственный способ сохранить связь с Вашим крестником — молиться о нем как можно чаще, и просить у Бога вразумления для его родителей.

 

 

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.