УКР РУС  


 Главная > Публикации > Доклады и выступления  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 69 посетителей

Теги
Голодомор Священний Синод УПЦ Доброчинність діаспора секти українська християнська культура Предстоятелі Помісних Церков Митрополит Володимир (Сабодан) молодь монастирі та храми України шляхи єднання Вселенський Патріархат Археологія та реставрація Президент Віктор Ющенко педагогіка розкол в Україні конфлікти церква і суспільство комуністи та Церква церковна журналістика Церква і влада автокефалія постать у Церкві Католицька Церква Церква і політика Патріарх Алексій II милосердя 1020-річчя Хрещення Русі краєзнавство УГКЦ Церква і медицина Ющенко іконопис УПЦ КП Мазепа Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква та політика забобони вибори Києво-Печерська Лавра






Рейтинг@Mail.ru






Церковь и государство — свой устав в чужом монастыре

  26 September 2007


Александр Золотухин

Среди совокупности всех организаций, действующих как в Украине, так и во всем мире, особое место занимает церковь. Эта особенность определяется, среди прочего, специфическим статусом церкви как некоего связующего звена между телесным и духовным: «Церковь - тоже один из общественных союзов, однако это союз совершенно особого рода, природа и цель которого не замыкаются земным горизонтом»[1].

Сказанное может вызвать разную реакцию: от несогласия, отвращения, недоумения или  удивления, до благоговения или трепета. Могут быть и вполне прагматичные вопросы. Например, корректно ли использовать общепринятые учетные правила в отношении церкви? Каковы особенности ее хозяйственной деятельности, налогообложения, бухгалтерского учета, порядка ведения кассовых операций и прочее?

Ответам на эти и другие вопросы будет посвящен цикл статей об учете в церкви. В этой вводной статье мы рассмотрим наиболее общие: что собой представляет церковь, каков ее правовой статус в Украине и др.

Понятие церкви

Начнем с того, что существует светское и религиозное понимание церкви. Законодательного определения понятия «церковь» не существует, однако именно оно в законодательных актах Украины встречается довольно часто.

Словарь[2] трактует церковь как религиозную организацию духовенства и верующих, объединенную общностью верований и обрядности. Второе значение этого слова из Словаря подразумевает здание, в котором происходит богослужение (иногда такое здание называется  храмом[3]).

Правда, приведенное определение не учитывает первооснову,  духовный стержень, на котором это понятие зиждется. Поэтому приведем цитату - одно из религиозных определений церкви.

«Церковь - Божественное учреждение, в котором Святой Дух подает людям благодатные силы для духовного возрождения, спасения и обожения.

...В самом Священном Писании слово «церковь» употребляется и для указания на ее неземную природу...»[4].

Кстати отметим, что непосредственно само понятие «Церковь» (Ekklesia) существует только в христианстве. Так как данный материал не ограничивается рамками отдельной конфессии, то в целях обобщения нам придется довольствоваться тем, как рассматривает церковь вообще наше светское законодательство. Поэтому далее будем определять церковь в первую очередь только как религиозную общину либо молитвенный дом (храм), в котором проходят богослужения. Все выводы, сделанные в этом цикле статей относительно церкви, применимы к христианской, иудейской, мусульманской, буддистской и другим религиозным общинам, а также их молитвенным домам.

Правовой статус церкви

Чтобы определиться с  правовым статусом церкви, приведем еще несколько цитат.

«Церковь - Богоучрежденный институт, происхождение ее неотмирно; но по своей человеческой природе она пребывает и на земле, и в этом отношении Церковь поставлена в обыкновенные условия жизни...»[5].

«...Церковь бесконечно превосходит все земное и никаким земным законам не подлежит, но как человеческое общество[6] она подчиняется общим условиям земного порядка: в частности, вступает в те или иные отношения с государственными и другими общественными образованиями. Уже одно это вводит ее в область права»[7].

Из данных тезисов (которые, в принципе, можно назвать общими для любой религиозной организации) вполне логично вытекает следующий вывод: правовой статус церкви в государстве определяется законодательством страны ее местонахождения. Этот вывод подтверждается абзацем первым ст.5 Закона № 987[8], который гласит, что в Украине осуществление государственной политики относительно религии и церкви принадлежит исключительно к ведению государства. Указанный Закон и является основополагающим законом, регулирующим деятельность религиозных организаций в Украине.

В ст.7 Закона № 987 перечислены виды религиозных организаций, на которые распространяются его нормы. К ним относятся религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские товарищества (миссии), духовные учебные заведения, а также объединения, которые состоят из вышеперечисленных религиозных организаций. Религиозные объединения представлены своими центрами (управлениями). Например, в православной церкви религиозная община называется приходом, религиозное управление - епархией, религиозный центр - патриархией (митрополией). Все вместе представляют собой религиозное объединение.

Безусловно, все эти виды организаций являются частью одного целого, которое и называется той или иной церковью. Однако отметим, что они различаются по функциональному признаку и делятся на два типа:

  • религиозные организации, функции которых в первую очередь заключаются в организации и проведении богослужений (такие организации осуществляют культовую религиозную деятельность);
  • религиозные организации, выполняющие вспомогательные и/или социальные функции (они занимаются внекультовой деятельностью).

К первым относятся религиозные общины, управления и центры. Монастыри - это особая разновидность религиозной общины. Религиозные братства, миссионерские товарищества (миссии), духовные учебные заведения относятся к последним.  

Каждая религиозная организация - от религиозной общины (прихода) до религиозного центра (патриархии, митрополии) - является отдельным юридическим лицом. Например, приход - одно юридическое лицо, а епархия, которой данный приход подчиняется в канонических и организационных вопросах, - другое юридическое лицо (и так далее до патриархии (митрополии)). То есть фактически каждое религиозное объединение является своего рода сообществом отдельных юридических лиц, находящихся на разных ступенях иерархии в пределах объединения. Из этого следует, что организационная структура религиозного объединения не может строиться по «филиальному» принципу.

Юридическим лицом религиозная организация признается с момента регистрации ее устава (положения), который перед регистрацией принимается на общем собрании верующих или на религиозных съездах, конференциях. После этого данная организация как  юридическое лицо пользуется правами и несет обязательства согласно действующему законодательству и своему уставу (положению) (ст. 13 Закона № 987).

Религиозные организации (церкви) не ограничены в праве собственности. Они владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, принадлежащим им на праве собственности (ст. 18 Закона № 987), - как и любые другие «среднестатистические» нерелигиозные организации. То есть в гражданско-правовых отношениях с другими предприятиями и организациями церковь (каждая религиозная организация в отдельности) выступает равноценным и полноправным участником. Например, гражданско-правовые отношения, возникающие из заключенного договора строительного подряда между заказчиком, являющимся религиозной организацией (к примеру, приходом - одной из ячеек церкви), и подрядной строительной организацией, ничем не отличаются от таких же отношений, если бы заказчиком выступало тривиальное общество с ограниченной ответственностью - субъект предпринимательской деятельности.

На основании изложенного выше делаем вывод: так как религиозные организации (совокупность которых составляет определенную церковь) являются юридическими лицами, на них распространяется действие Закона о бухучете[9] (п.1 ст.2 Закона). Следовательно, каждая такая организация должна вести бухгалтерский учет собственной деятельности в общеустановленном порядке.

Организационная структура любого религиозного объединения (церкви) может быть достаточно разветвленной, хозяйственно-экономические взаимоотношения между отдельными его организациями - неоднородными и разнообразными. Для выяснения принципиальных моментов таких взаимоотношений прежде всего следует обращаться к уставу каждой конкретной организации. Там должны содержаться сведения относительно:

  • ¨ вида религиозной организации, ее вероисповедальной принадлежности и местонахождения;
  • ¨ места религиозной организации в организационной структуре религиозного объединения;
  • ¨ имущественного положения религиозной организации и прочее (подробнее см. ст.12 Закона № 987).

В свою очередь характер этих взаимоотношений влияет как на гражданско-правовые последствия каждой конкретной хозяйственной операции, осуществляемой религиозными организациями, так и на порядок налогового и бухгалтерского учета.

Регистрация уставов (положений) религиозных организаций

Для получения религиозной общиной (например, приходом) правоспособности юридического лица граждане, создавшие ее (такие граждане должны достичь 18-летнего возраста, а их количество должно составлять  не менее десяти человек), подают  заявление и устав (положение) на регистрацию в областную, Киевскую и Севастопольскую городские госадминистрации, а в Республике Крым - Правительству Республики Крым. А вот религиозные управления, центры, монастыри подают на регистрацию устав (положение) в государственный орган Украины по делам религий (ст.14 Закона № 987).

Заявление и устав (положение) должны быть рассмотрены в месячный срок, после чего о принятом решении не позднее десятидневного срока сообщается заявителю. Но, как установлено в ст.14 Закона № 987, «в необходимых случаях» орган, осуществляющий регистрацию, может затребовать заключение местной госадминистрации, исполкома сельского, поселкового, городского Совета народных депутатов, а также специалистов. В таком случае решение о регистрации принимается в трехмесячный срок. О том, какие случаи считать «необходимыми» - закон умалчивает. То есть при желании регистрацию любой религиозной организации можно растянуть на три месяца.

Основы организации религиозной общины

Самым низшим звеном среди религиозных организаций в иерархии определенной церкви является религиозная община. В первую очередь именно она будет предметом нашего рассмотрения в этом цикле статей, поскольку религиозная община чаще других религиозных организаций  выступает субъектом гражданско-правовых отношений.

Религиозная община - это местная религиозная организация верующих, которые добровольно объединились для удовлетворения религиозных потребностей (ст.8 Закона № 987). Религиозная община может создаваться либо при храме, в котором проходят богослужения, либо без привязки к таковому (помещение для богослужений находят после создания общины).

Организационная структура религиозной общины может быть различной, в зависимости от требований устава (положения). Например, в православной религиозной общине - приходе - как правило, высшим органом управления является Приходское собрание, его исполнительным и распорядительным органом - Приходской совет. Приходской совет состоит из председателя - церковного старосты, его помощника и казначея. Председатель Приходского совета - церковный староста (либо настоятель) представляет совет при решении деловых, финансово-хозяйственных и административных вопросов, а также в суде, подписывает совместно с настоятелем (если настоятель не является одновременно и Председателем) все официально исходящие от прихода документы, в том числе банковские и финансовые (в необходимых случаях совместно с казначеем)[10].

Таким образом, в данном случае церковный староста (или настоятель) выступает с позиции гражданских правоотношений как руководитель прихода - религиозной организации, имеющей статус юридического лица, а казначей - как главный бухгалтер. Естественно, что статус частных лиц или наемных работников, принимающих участие в жизни общины, может быть иным,  в зависимости от устоявшихся традиций внутри той или иной конфессии.

Церковное право и законодательство Украины

Статус церкви в государстве, как мы показали выше, устанавливается государством, в котором она зарегистрирована. Следовательно, законодательные и нормативные акты Украины (Конституция Украины, кодексы, законы, подзаконные акты) регулируют в первую очередь так называемые «внешние» отношения церкви - отношения церкви с государством и другими общественными образованиями.

Но, помимо этого, церковь нуждается в регулировании своей внутрицерковной жизни - устройства, способов поддержания церковного мира и благочиния, средств восстановления нарушенного церковного порядка и прочего - посредством так называемого церковного права. «Нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь Церкви, в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с другими общественными союзами, религиозного или политического характера, составляют церковное право. Этими нормами, правилами, законами Церковь оберегает свой богозданный строй»[11]. Источниками церковного права той или иной церкви являются в первую очередь книги и предания, почитаемые каноническими и священными.

Отношение государства к наличию в церкви внутреннего церковного права выражено в абзаце четвертом ст.5 Закона № 987 одной емкой фразой: «Государство не вмешивается в осуществляемую в рамках закона[12] деятельность религиозных орагнизаций...». Поэтому если проявления этой деятельности в рамках церковного права противоречат законам, установленным государством, допустившая нарушение религиозная организация может быть наказана в порядке, предусмотренном законом, вплоть до отмены регистрации и запрета деятельности.

Также необходимо отметить, что документы, определяющие вероисповедную деятельность и решающие другие внутренние вопросы религиозной организации, будучи частью церковного права, не подлежат регистрации в государственных органах (ст. 12 Закона № 987).

Опубликовано в газете «Бухгалтерия», №11, от 12 марта 2007 г.

 


 

 

 [1] Протоиерей Владислав Цыпин. Курс церковного права. - Клин: издательство «Христианская жизнь», 2004. - С.11 (прим. авт.).

 [2] Великий тлумачний словник сучасної української мови/ Уклад. і голов. ред. В.Т.Бусел. - К.; Ірпінь: ВТФ „Перун", 2004. -  с.1361 (прим. авт.).

 [3] В различных религиях храм называется по-разному: молитвенный дом, синагога, мечеть, пагода (буддийский храм) и др.  (прим. авт.).

 [4] См. сноску 1, с.3  (прим. авт.).

 5 См. сноску 1, с.588 (прим. авт.).

 [6] Выделено автором (прим. авт.).

 7 Там же, С.3-4 (прим. авт.).

 [8] Закон Украины от 23.04.91 г. № 987-ХІІ «О свободе совести и религиозных организациях» (прим. ред.).

 [9] Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-ХIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (прим. ред.).

 [10] Подобную структуру можно обнаружить и в местных общинах мусульман (прим. авт.).

 [11] См. сноску 1, с.4. Хотя цитата принадлежит православному автору, она является довольно общей, чтобы распространить ее действие на аналогичную деятельность других религиозных образований (прим. авт.).

 [12] Выделено автором (прим. авт.).