УКР РУС  


 Главная > Публикации > Справочные материалы  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 167 посетителей

Теги
монастирі та храми України Приїзд Патріарха Кирила в Україну Києво-Печерська Лавра конфлікти іконопис Доброчинність Вселенський Патріархат Археологія та реставрація церква та політика Президент Віктор Ющенко забобони УПЦ КП вибори Церква і політика милосердя краєзнавство церква і суспільство розкол в Україні церковна журналістика комуністи та Церква УГКЦ молодь Католицька Церква Священний Синод УПЦ українська християнська культура Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і влада Церква і медицина Мазепа Ющенко шляхи єднання секти Голодомор постать у Церкві діаспора Предстоятелі Помісних Церков педагогіка автокефалія Патріарх Алексій II 1020-річчя Хрещення Русі






Рейтинг@Mail.ru






Веками намоленный храм

  24 April 2009


Наталья Ракицкая
В Киеве, на холме, возвышающемся над Куреневкой и Сырцом, стоит, освящая их, стоит Кирилловская церковь, построенная еще в домонгольський период. В этом году храм празднует свое 870-летие. Церковь была освящена во имя патриархов Александрийских святых Кирилла и Афанасия (IV-V вв.), которые отстаивали догматическое учение о Боговоплощении и призывали к истинному почитанию Богородицы.

История храма

В ХІ-ХІІ вв. в истории Киевской Руси начался новый период - феодальной раздробленности и княжеских междоусобиц. Середина ХІІ в. ознаменовалась ожесточенной борьбой за киевский престол между представителями двух династий - киевских Мономаховичей и черниговских Ольговичей.

5 марта 1139 г. со стороны Дорогожичей ("дорога на болоте", "на жиче") в Киев вошел князь Всеволод Ольгович. За годы своего правления ему удалось распространить власть на всю Русь, даже полоцкие князья, посредством заключения брачных союзов с дочерьми Всеволода, были подчинены князю. Вне влияния Всеволода остались лишь Галицкое и Суздальское княжества.

Как победитель князь Всеволод Ольгович приказал заложить на высоком киевском холме монастырь (вероятно, мужской) с церковью, которая, кроме своего прямого назначения, служила еще родовой усыпальницей и крепостью. Монастырь и храм впоследствии получили название "Кирилловский", по христианскому имени князя. Но в 1146 г., после последнего неудачного похода на Галич, Всеволод заболел и умер. Его похоронили в Борисоглебской церкви Вышгорода, поскольку Кирилловская церковь тогда еще не была достроена. Дело князя продолжила его жена Мария Мстиславовна, завершившая строительство монастыря.

Во время монголо-татарского нашествия (1240 г.) храм был разграблен, с крыши сняли свинцовое покрытие, но сама церковь уцелела. Однако жизнь в монастыре замерла на целых 300 лет.

Из-за национальных и религиозных притеснений коренного населения польскими магнатами и шляхтой в конце ХVІ в. на Украине вспыхивают казацкие восстания, одновременно происходит возрождение православных церквей и монастырей. Благодаря стараниям и на средства князя Константина Острожского возрождается и Кирилловская обитель.

После продолжительного перерыва первым настоятелем монастыря стал игумен Василий (Красовский) (1589-1594 гг.), возродивший духовную жизнь в монастыре и возвративший все монастырские угодья. Уже в середине ХVІІ в. Кирилловский монастырь по значению и численности братии становится вторым после Киево-Печерской Лавры.

В 1651 г. монастырь был разграблен войсками князя Януша Радзивилла. Однако меценаты не оставили монахов в беде и по возможности посылали им пожертвования.  Щедрые пожертвования делала, в частности, семья казачьего сотника Саввы Григорьевича Туптало, сын которого, Даниил, 8 лет был насельником монастыря и принял в нем монашество с именем Димитрий (позже святитель Димитрий Ростовский - выдающийся церковный деятель, составитель знаменитых "Четьих-Миней"). В ХVІІІ в. значительных пожертвований монастырь почти не получал и существовал преимущественно за счет собственных угодий и труда его насельников. В 1734 г. в монастыре произошел пожар, в результате которого пострадала и церковь. Часть средств на ремонт выделила посетившая обитель императрица Елизавета Петровна. Однако Кирилловский монастырь и в дальнейшем преследовали несчастия: в 1751 и 1754 гг. сгорел иконостас храма, а в 1757 г. были ограблены алтарь и ризница. Несмотря на материальные трудности, иноки продолжали заботиться об обездоленных. Так, во время эпидемии чумы в 70-х гг. ХVІІІ в. Кирилловская обитель приютила семьи больных.

В 1786 г. указом Екатерины ІІ Кирилловский монастырь был расформирован, его земли отошли в государственную казну, а в помещениях монастыря устроили Дом инвалидов. Утварь из закрытых храмов и приделов передали или продали другим церквам.

В 80-х годах ХІХ в. в Кирилловской церкви проводились ремонтно-реставрационные работы под руководством извест­ного искусствоведа А. В. Прахова, который добился разрешения очистить весь храм от позднейших наслоений штукатурки, чтобы открыть древнюю фресковую живопись. В то же время демонтировали деревянный пятиярусный и установили новый беломраморный одноярусный иконостас, иконы для которого написал на цинковых досках русский художник Михаил Врубель.

В 1929 г. в храме был создан музей, который с 1965 г. стал филиалом архитектурно-исторического заповедника "София Киевская", а с 1994 г. по субботам и воскресеньям и в большие церковные праздники здесь совершаются богослужения.

Архитектурные особенности старинного храма

В основе построенного из плинфы храма - византийская крестово-купольная система. Общая площадь церкви (с учетом второго этажа) - около 600 м2, высота - 28 метров. Храм увенчан полусферическим куполом.

После монголо-татарского нашествия стены храма в течение 300 лет стояли "голыми". Первый ремонт и частичное восстановление живописи  после долгого перерыва, во второй половине ХVІ в., осуществил игумен Василий (Красовский). В ХVІІ в. стены храма частично расписали темперной живописью. А ХVІІІ в. был для храма периодом постоянных и продолжительных ремонтов. После пожара 1734 г. ремонтными и строительными работами в обители занимался известный украинский зодчий Иван Григорович-Барский. По окончании ремонта храм приобрел черты, присущие украинскому барокко, - в таком виде он сохранился  до наших дней. И. Григорович-Барский на территории обители построил также свою первую надвратную церковь с колокольней (разрушена в 30-е гг. ХХ в.).

Представление об особенностях архитектуры Кириллов­ской церкви дают остатки древней крестильни, 4 погребальные ниши - аркасолии, в которых, до разграбления в 1651 г. войсками Януша Радзивилла, находились саркофаги с телами жены князя Всеволода, его сына Святослава (одного из главных героев "Слова о полку Игореве"), невестки и внука. А в северной стене имеется проход, ведущий на хоры, где располагалась княжеская моленная. Особый интерес представляет проход в южной стене, из диаконника к отверстию над алтарем, на высоте 4-5 м. В ХІІ в. между двумя столбами здания крепилась шиферная плита, так называемый балкон. По версии современных исследователей, именно там молился князь Всеволод. На стене напротив балкона находится композиция "Святитель Кирилл исцеляет бесноватых", на которой  на фоне Красной горы изображен святитель, усмиряющий своей молитвой двух одержимых злыми духами. В житии св. Кирилла говорится о том, что он имел дар исцеления бесноватых, среди которых было немало психически больных. Наверное, именно поэтому на территории бывшего Кирилловского монастыря Промыслом Божиим впоследствии была размещена городская психиатрическая больница.

Под храмом находились большие пещеры (часть из которых застроили в советское время), где подвизались монахи-затворники. Вероятно, из этих пещер был сделан проход к алтарю храма, и затворники могли слышать богослужение, находясь в этом проходе.

Живопись храма - золотая сокровищница художественного наследия Украины

В храме сохранились три вида росписи: фреска ХІІ в., темперная живопись ХVІІ в. (портрет игумена монастыря И. Монастырского) и масляная роспись ХІХ в. Особенно поражает мастерство древних живописцев ХІІ в., писавших настенные иконы по влажной штукатурке. Штукатурка постепенно высыхала, покрывая изображение тонкой пленкой. Такая техника обеспечивала долговечность, однако до сих пор не существует технологий реставрации фрески. Именно поэтому все дошедшие до нас настенные росписи ХІІ в. (несмотря на то, что находятся они в различном состоянии) уникальны. Визиткой Кирилловской церкви давно уже стала фреска "Ангел, свивающий небо" из композиции "Страшный суд". Бесценны композиции диаконника, на которых изображены эпизоды из житий святых Кирилла и Афанасия Александрийских. Но самое яркое произведение древней живописи - изображение на южной апсиде (не имеющее аналогов в балкано-византийской иконописи) солунских и македонских святых - Иосифа Солунского, Иоанна Македонского, Климента и других.

В 80-е гг. ХІХ в. во время ремонтно-реставрационных работ, в которых принимали участие ученики и преподаватели Киевской художественной школы Н. Мурашко и российский художник М. Врубель, была повреждена уникальная живопись ХІІ в. Тогда церковная комиссия приняла решение: хорошо сохранившиеся фрески не трогать; места, где живопись была значительно повреждена, переписать масляными красками, сохраняя при этом сюжет и композицию, а там, где не было живописи, создать новые композиции. В то же время был установлен созданный по проекту А. Прахова новый одноярусный иконостас и парапеты хоров из итальян­ского мрамора в псевдовизантийском стиле. Второе открытие древней фрески произошло уже после того, как Кирилловская церковь была объявлена Государственным историко-культурным музеем-заповедником (в 1929 г.). В храме сохранилось более 800 м2 уникальной фресковой живописи домонгольского периода, которая является настоящим сокровищем отечественного церковного искусства.

Кроме фресковой и темперной, в храме много  масляной живописи ХІХ в. Эти композиции - художественное наследие таких выдающихся украинских живописцев, как И. Ижакевич, Х. Платонов, И. Селезнев, Н. Пимоненко, С. Гайдук и других, а также известного русского художника М. Врубеля.

Когда заходишь в Кирилловский храм, оказываешься в ином мире, далеком от мирской суеты. Где-то там, внизу, шумит дорога, бурлит современная жизнь, а здесь течение времени будто останавливается. В этом веками намоленном храме (более 800 лет здесь молились поколения наших  предков) ощущается особая благодать. За время своего существования он претерпел множество испытаний. Но не является ли для него испытанием и наше время? Какой мы оставим эту святыню нашим детям? Думаю, лишь совместными усилиями Церкви, работников науки и искусства, народа Божия, всех, кому небезразлична судьба святыни, можно сохранить и возродить ее. С Божией помощью возводились храмы на Руси, возводились для духовного возрастания, для молитвенного единения. Поэтому сохранение и возрождение храмов должно начинаться с возрождения в них молитвы, с нашего покаяния.

"Церковная православная газета", №7-8 (233-234), апрель 2009 года.
Подписной индекс
: на русском языке - 96137, на украинском - 96145.