УКР РУС  


 Главная > Публикации > Интервью  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 226 посетителей

Теги
Предстоятелі Помісних Церков Президент Віктор Ющенко Археологія та реставрація Церква і влада милосердя Католицька Церква українська християнська культура педагогіка Мазепа Ющенко 1020-річчя Хрещення Русі монастирі та храми України автокефалія постать у Церкві УГКЦ конфлікти Доброчинність Священний Синод УПЦ церковна журналістика краєзнавство шляхи єднання Митрополит Володимир (Сабодан) забобони церква і суспільство Патріарх Алексій II церква та політика Києво-Печерська Лавра Церква і політика Голодомор іконопис молодь діаспора вибори Приїзд Патріарха Кирила в Україну комуністи та Церква розкол в Україні Церква і медицина УПЦ КП секти Вселенський Патріархат






Рейтинг@Mail.ru






Если бы молодость знала

  19 April 2009



Синодальный отдел Украинской Православной Церкви по делам молодежи был создан по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, решением Священного Синода УПЦ от 23 апреля 2002 года.

Основные задачи отдела - разработка и осуществление программ церковной работы с молодежью, координация работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, миссионерское и социальное служение молодежи.

Председатель отдела архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий рассказывает, почему в процессе социального служения православная молодежь получает больше, чем отдает.

- Как родилась идея создать Синодальный отдел по делам молодежи?

- До образования нашего отдела молодежное служение координировал Союз православной молодежи Украины имени преподобного Нестора Летописца. Меня избрали духовником этого братства, и со временем я увидел: функции, которые оно выполняет, настолько широки, что на его базе может быть создан синодальный отдел. Я написал рапорт на имя Блаженнейшего Митрополита Владимира, и он благословил начинание. Синод поручил мне возглавить этот отдел, а архимандрит Гавриил (Кризина) - председатель братства - стал моим заместителем.

- С чего начиналась работа Вашего отдела? Чем занимаетесь сейчас?

- Сейчас отделы по делам молодежи есть практически в каждой епархии, функция нашего отдела - координация молодежного движения и работа с молодежью на местах. Могу привести лишь несколько примеров. Свою работу молодежный отдел начинал с организации всеукраинских православных молодежных лагерей. В них принимали участие представители почти всех регионов Украины. Они наблюдали, чем эти лагеря живут, и по прошествии года-двух аналогичные лагеря начали организовываться в епархиях. Сначала их было немного, всего пять-шесть, а сейчас мы даже не отслеживаем, сколько лагерей в Украине, так много их стало. Мы же периодически организовываем всеукраинские лагеря. Миссионерское и социальное служение включено в работу лагерей.

Другой пример: мы положили начало всеукраинскому конкурсу детского рисунка и флористики. Идея прижилась, в Симферопольской, Запорожской, Днепропетровской, Донецкой епархиях проводятся аналогичные конкурсы. Равно как и песенные конкурсы, и скаутское движение... В этом, собственно, и заключается координационная функция Синодального отдела по делам молодежи.

У нас уже сложились определенные традиции. Например, под патронатом Блаженнейшего Митрополита Владимира ежегодно проводим Рождественскую елку для сирот и детей из малообеспеченных семей. Хочу поблагодарить наших помощников - попечительский совет, в который входит фонд "Наше майбутнє" под руководством народного депутата Андрея Леонидовича Деркача. Они финансово помогают воплощать наши проекты в жизнь.

- Чем может быть интересен православный лагерь для молодого человека?

- Прежде всего, общением с единомышленниками. Кстати говоря, со временем мы поняли, что очень хорошо, когда в лагерь попадают люди околоцерковные, интересующиеся, в процессе общения они проходят катихизацию. Воцерковленные молодые люди обмениваются опытом церковной и духовной жизни, а это - обогащение. Это же прекрасно, если человек не замыкается в своей религиозной жизни, а общается, делится. Помню, первые лагеря, которые мы организовывали, были непродолжительными - 7-10 дней. Молодежь жила в спартанских условиях, в палатках, пешком ходили по святым местам, от одного монастыря к другому. Вы бы видели, какими одухотворенными уезжали молодые люди, им было так радостно вместе, они обменивались адресами, начинали переписываться. Это же очень хорошо!

- Как Вы относитесь к общению через Интернет, не выхолащивает ли оно живое общение?

- Интернет - палка о двух концах. С одной стороны, при стремительном течении времени и событий без Интернета трудно обойтись. С другой - совершенно теряется такая форма общения, как переписка, мы не оставляем эпистолярного наследия, пропадает интерес к книге... Это безусловные минусы. Через Интернет можно расширить круг своего общения, можно найти друзей. Но и в этом случае на Интернете не стоит зацикливаться, он должен служить первой ступенью в общении. Я не понимаю людей, которые говорят, что "дружат" по Интернету. Разве так можно?! Ведь так человека не узнаешь, душу его не почувствуешь. Людям необходимо непосредственное общение друг с другом, а не через мониторы.

- Общение в православных лагерях - это хорошо. А что посоветуете молодым людям, чувствующим себя изгоями среди сверстников, у большинства из которых совершенно другие ценности?

- Я бы не употреблял по отношению к православной молодежи слово "изгои". Изгоем верующий молодой человек мог чувствовать себя лет двадцать назад. В советское время на православного, действительно, смотрели, как на архаичное, темное, запуганное существо. Сейчас, насколько я знаю, многих молодых людей преподаватели даже на службы отпускают по праздникам, а сверстникам обычно безразлично, они нормально относятся к верующим. Но вот дефицит общения - это проблема. В этом и состоит одна из наших задач - создать условия, чтобы молодежь могла передавать своим сверстникам то духовное, прекрасное, что черпает в храме. Лично мне кажется, что православный должен чувствовать себя не изгоем, а лидером!

- Расскажите подробнее о социальном служении православной молодежи.

- Сразу скажу, что социальное служение во многом зависит от материальной базы. Но даже там, где ее нет, братства берут шефство над детскими домами, домами престарелых, над больницами и помогают по мере возможности. Если финансовые средства есть - делаем подарки, если нет - выступаем с концертами. В общем, помогаем, как можем - материально и морально.

- Правда ли, что люди, занимающиеся социальным служением, получают больше, чем отдают?

- Да, в духовном смысле. Ведь разделенная радость и разделенное благо - это умноженное благо, а разделенное горе и несчастье - это уменьшенное горе. Это законы духовной жизни, не мною они писаны. Есть физические законы и есть духовные. Нормальный человек не станет прыгать со второго или третьего этажа, зная, что можно разбиться, что действует закон тяготения. Точно так и в духовной жизни. Если человек духовно здравый, то он растет, а если наоборот - духовно разбивается. Есть закон - лучше давать, чем принимать. Есть еще один - делиться нужно так, чтобы левая рука не знала, что делает правая. И там, где человек отдает, он на самом деле приобретает мир, духовную радость. Не говоря уже о том, что многие, материально поделившись, часто получают от Господа сторицей. Хотя не это главное.

- В советское время традиции духовно-нравственного воспитания были практически утрачены. Насколько трудно их восстанавливать?

- До известных событий 1917 года не было речи о каком-то отдельном молодежном служении или воспитании. Почему? Да потому что детям с пеленок давали традиционное православное воспитание, которое затем продолжалось в школе, где преподавали Закон Божий. После 1990 года, когда Церковь получила возможность в полной мере выполнять свою миссию, пришлось все начинать заново, искать новые пути. Ведь раньше воскресных школ не было, а люди с детства знали "Отче наш", "Символ веры", знали, как молиться. Сейчас же детей приводят в воскресные школы... Я пару лет был руководителем такой школы при Даниловом монастыре в Москве. Родители приводили ко мне даже не детей, а подростков четырнадцати-пятнадцати лет и просили научить их Закону Божьему. Сами-то родители ничего не знали, не умели... Но одно дело - учить детей с пеленок, другое - с пяти-шести лет, и третье - с двенадцати-тринадцати.

- Как Вы относитесь к идее ввести религиоведение в общеобразовательную программу?

- Трудный вопрос. В идеале надо было бы ввести в программу Закон Божий. Но в Украине это вряд ли возможно. Нужно смотреть на вещи реально. Министерство образования этого не допустит. А на уроках религиоведения детям могут такое рассказать, что они Христа от Кришны не отличат. Вы задали крайне сложный вопрос, панацеи у меня нет. Хорошо, что молодежь ищет, а вот то, что она находит, во многом зависит и от нее, и от нас.

Беседу вел Вячеслав Дарпинянц

"Церковная православная газета", №7-8 (233-234), апрель 2009 года.
Подписной индекс
: на русском языке - 96137, на украинском - 96145.