УКР РУС  


 Главная > Публикации > Интервью  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 157 посетителей

Теги
педагогіка конфлікти забобони Церква і медицина молодь монастирі та храми України УПЦ КП автокефалія комуністи та Церква милосердя Ющенко церква та політика постать у Церкві шляхи єднання Священний Синод УПЦ Мазепа діаспора розкол в Україні Митрополит Володимир (Сабодан) українська християнська культура церква і суспільство 1020-річчя Хрещення Русі Доброчинність Києво-Печерська Лавра секти Церква і політика краєзнавство Археологія та реставрація Католицька Церква Голодомор Церква і влада Приїзд Патріарха Кирила в Україну Президент Віктор Ющенко Предстоятелі Помісних Церков Вселенський Патріархат вибори церковна журналістика Патріарх Алексій II УГКЦ іконопис






Рейтинг@Mail.ru






Елена Радько, руководитель и дирижер камерного хора «Покров»: «По крюкам петь мы пока еще не умеем…»

  03 мая 2009



О своем коллективе, первых его выступлениях, а также о том, почему хористы поначалу «сражались» со знаменным распевом, рассказывает художественный руководитель и дирижер камерного хора «Покров» Елена РАДЬКО.

- Христос Воскресе! Огромная благодарность Вам, Вашему чудесному молодому коллективу и всем организаторам Первого Пасхального фестиваля за такую высокую духовную музыку - действительно ангельское пение, когда слушаешь и не знаешь - на земле ты или на небе. 10 человек - это весь «Покров»?

- Мы сегодня выступали камерным составом нашего церковного хора храма Покрова Пресвятой Богородицы при Главном военном госпитале Министерства обороны Украины, вообще в нашем творческом коллективе поют 30 человек.

- Вы все насколько молоды, что «богатой» истории хора теоретически быть не может...

- Да, начали мы свою деятельность в 2001 году при храме - диски записывали, выступали. Однажды нас пригласили на музыкальный фестиваль, и все закружилось в более напряженном темпе. Были премьеры, участия в фестивалях, выступали в разных храмах. Особенно запомнился Успенский собор Киево-Печерской Лавры: в нем мы пели Литургию Татьяны Яшвили - нашего композитора, которая поет в хоре. В составе хора - профессиональные музыканты, которые еще не так давно были студентами и пели в храме. Ныне они - выпускники высших музыкальных вузов Украины. Я окончила нашу Киевскую консерваторию и аспирантуру - у Льва Николаевича Венедиктова.

- Только что вы исполнили песнопения, которые мы слышим на богослужениях в храмах: «Христос Воскресе», Пасхальные каноны, «Благослови, душе моя, Господа» и другие. Кажется, вроде бы знакомые мелодии, но есть в них какая-то особенная сила, чем-то они все же отличаются от традиционных...

- Сегодня мы представили программу, которую поем за богослужением. Пели Древнерусскую Пасху - это знаменный распев. Нам очень приятно, что нас пригласили на первый Пасхальный фестиваль. Была идея петь в разных храмах Киева, в которых представлять разные программы и разные культуры. Для нас интересен именно знаменный распев. Насколько я знаю, в Киеве немногие хоровые коллективы поют именно знаменную Пасху. Мы поем ее и на богослужениях - это была инициатива настоятеля нашего храма, который принес ноты и предложил попробовать. Честно говоря, вначале мы выступали категорически против нововведения, пока не почувствовали «вкус» и красоту знаменного распева.

- Петь его сложно?

- Очень, ведь петь надо не ноты, а - духом. Первые Пасхи стали особенно трудными, мы сильно уставали. Надо было выдержать единогласие. Знаменный распев - это определенная символика: за каждым знаком находится определенный подтекст.

К сожалению, мы не умеем еще петь по крюкам, которыми записывается знаменное пение. Один крюк обозначает определенную попевку. Мы поем распев уже в упрощенном, то есть расшифрованном варианте Печенкина. Пение по крюкам особенно сложное, я думаю, что ансамбль духовной музыки «Сретение» поет знаменный распев именно по крюкам.

Петь сложно, но чрезвычайно интересно. Чем больше мы этим занимаемся, тем более вникаем в суть знаменного распева, и тем более он нам нравится. Теперь мы даже на богослужениях его поем, хотя раньше против него «сражались». Распев этот дух успокаивает - нет в нем внутренней суеты. Мелодия в нем простая, никакой хитрости не требует, главное - собраться с духом и петь Воскресение Христово.

Тамара Рябкова

Автор: Тамара Рябкова