УКР РУС  


 Главная > Публикации > Люди Божьи  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 145 посетителей

Теги
Археологія та реставрація Голодомор краєзнавство комуністи та Церква діаспора церковна журналістика іконопис Доброчинність шляхи єднання УГКЦ Президент Віктор Ющенко Патріарх Алексій II Католицька Церква церква та політика розкол в Україні Києво-Печерська Лавра Вселенський Патріархат педагогіка УПЦ КП Приїзд Патріарха Кирила в Україну вибори українська християнська культура Священний Синод УПЦ церква і суспільство постать у Церкві Ющенко Церква і медицина Церква і політика Предстоятелі Помісних Церков милосердя секти молодь конфлікти монастирі та храми України 1020-річчя Хрещення Русі Церква і влада Митрополит Володимир (Сабодан) автокефалія Мазепа забобони






Рейтинг@Mail.ru






«Приходите на мой концерт!»

  22 April 2009


Виктория Кочубей
Живу я в обыкновенном четырехэтажном доме, который затерялся среди элитных многоэтажек в самом центре города. Сверху, прямо надо мной, живет пианистка. Вернее, целая творческая семья. «Вот уж поистине непростое соседство! - подумают многие. - Целыми днями то гаммы, то арпеджио, то разучивание новых произведений!» «Вот повезло, - думаю я, - каждый день «живая» музыка и постоянное обновление репертуара. Притом исполнение на профессиональном уровне!»

Что я о ней знаю?

С соседкой мы не то, чтобы дружим или приятельницы. Так, общаемся, в основном, по делу. То свет отключат, то назначат собрание жильцов дома. Вот так в будничных заботах и бросаешь отрывистое «здрасьте», встретившись на лестничной площадке. В суете мира нет времени на любезности и откровения. Что еще я о ней знаю? Зовут Алиной. Видимся в церкви. Отсюда делаю вывод, что мы являемся прихожанками одного храма. Возраста примерно моего, наверное, на пару лет моложе. А так - больше ничего.

И вот однажды вечером раздается звонок в дверь. Открываю. На пороге - моя соседка. «Приходите, - говорит, - завтра на мой концерт. В малом зале Консерватории у меня будет творческий вечер. Литературно-музыкальная композиция». «Отчего ж, - думаю, - не прийти? Конечно, приду! Музыку я люблю, да и литературу тоже». Поблагодарив, приняла приглашение.

Еще задолго до начала концерта в коридоре Консерватории, у входа в малый зал, собрались приглашенные: молодежь, люди почтенного возраста. То и дело по толпе ожидавших пробегал шепот: «Сложнейшая программа...», «Впервые на Украине за много лет...», «Да-да, это концерт моего педагога...».

Испания вместилась в зале консерватории

Зал был забит до отказа. Действительно, пришли и ученики Алины Владимировны, и коллеги-педагоги, и просто любители и почитатели фортепианной музыки. Вечер был посвящен испанской культуре, музыке и поэзии. В программе значилась «Иберия» Исаака Альбениса. С первых минут поразил необычный формат встречи. Вела ее музыковед Светлана Надлер, которая специально для этого события приехала из Таганрогского музыкального колледжа. Она не просто объявляла  номера программы, а подготовила аудиторию к восприятию сложнейшего музыкального цикла профессиональным рассказом о музыке Испании, ее истории, ознакомила слушателей с теоретическими основами и особенностями предлагаемого музыкального стиля. Кроме того, перед исполнением каждой пьесы цикла звучали стихотворения на испанском языке в исполнении испанского поэта. Такой настрой способствовал полнейшему погружению зрителей в атмосферу горячего фламенко, боев быков, религиозной истовости испанцев, виртуозно воплощенных в фортепианную музыку.

Лучший фортепианный цикл мира

«Иберия» Альбениса - это один из лучших фортепианных циклов мира. Он состоит из четырех тетрадей, каждая из которых заключает в себе три произведения. «Иберия» - удивительный калейдоскоп, собравший воедино музыкальное выражение человеческих эмоций, городов и регионов Испании, ее портов, людей, вина и солнца...

Для музыкального воплощения композитор выбрал стиль южной Испании. Культура этого региона вобрала в себя весь колорит испанской истории. Испанская музыка - это потрясающий синкретизм европейской, арабской, индийской, цыганской музыки и эстетической традиции. Фламенко, как одно из ее проявлений, - удивительный мир страстного, благородного танца. Это больше, чем танец. Это образ жизни, обречение на существование в этом способе бытия. Это не только танец, но и потрясающая импровизация и поэзия. Стихи о любви, свободе, жизни и смерти.

Федерико Гарсиа Лорка так говорил об удивительной колоритной стране, ее жителях и сумрачном испанском духе: «Она играла своим темным голосом, мшистым, мерцающим, плавким, как олово, кутала его прядями волос, купала в мансанилье, заводила в дальние глухие дебри».

Одна из самых ярких пьес цикла «Иберия» - «Религиозное шествие в Севилье». Истовость, всецелая отдача процессу музицирования, виртуозное исполнение пианистки дали слушателям возможность уловить метроритм музыки и ощутить, что он подчинен тому, чтобы верующие, идущие шествием, могли подумать о душе, бренности бытия. Но, вместе с тем, религиозное шествие - это и праздник, и ритмы танцев, полные огня и веры...

Предстали перед аудиторией и узкие мадридские улочки и кварталы, и всадник, объезжающий дикого скакуна, и уличные торговцы жареными хлебцами. Словом, перед глазами вырисовывалась жизнь, какой она есть. Не в благородной обработке, а такой, как ее описывает плутовской роман ХVI века: с головокружительными приключениями, озорством, шутками, искрометностью:

Облака продаю, опахала, напитки,

Шемаю, скумбрию и кораллы на нитке,

Чешую вечеров со слоновою костью

И воздушных шаров разноцветные гроздья.

И любое число, и минувшие сутки,

И свое ремесло, и его прибаутки.

Дуэнде - изюминка испанской музыки

Узнали слушатели и еще об одной «изюминке» испанской музыки, ее душе - дуэнде. Федерико Гарсиа Лорка поэтично высказался о дуэнде так: «Это энергия, а не композиция, страсть, а не понятие». «Эти черные звуки - тайна, корни, вросшие в топь, про которую все мы знаем, но о которой ничего не ведаем, но из которой к нам приходит главное в искусстве. Дуэнде - это мощь, а не труд, битва, а не мысль...» «В арабской музыке, будь то песня, танец или плач, дуэнде встречают неистовым «Алла! Алла» «Бог! Бог!», что созвучно «Але!» наших коррид... А на испанском юге появлению дуэнде вторит крик души: «Жив Господь!». Внезапное жаркое человеческое всеми пятью чуствами ощущение Бога по милости дуэнде, вошедшего в голос и тело плясуньи. То самое избавление, напрочь и наяву освобождение от мира, которое... Иоанн Лествичник обретал на трепетной лестнице плача...»

С нами говорил лирический герой

Многогранна Испания и так же богата ее музыка. От неистового разгона чувств и времени на волнах музыки мы переносились к углубленной медитации, музыке личностной, основанной на импровизации. Голосом фортепиано с нами говорил лирический герой Испании, темпераментный и утонченный одновременно, который либо шлет горячий призыв к звездам, либо целует рыжую пыль своих дорог:

Сердце твое застыло до поры -

Смерзшийся апельсин смолисто-сладкий,

В недрах своих сокрывший мрак загадки

Под золотым свеченьем кожуры.

Сердце мое сгорает от жары-

Знойный гранат, дрожащий в лихорадке;

Пурпур, пронзивший восковые складки,

Россыпи бус - любви моей дары.

В какой-то момент возникло ощущение, что Малый зал вместил целую Испанию с ее виноградниками, апельсиновыми и оливковыми рощами, садами цветущих гранатовых деревьев, жаркими, пыльными, каменистыми плоскогорьями, раскаленными пустынями и африканским знойным ветром. Суровые и мечтательные пейзажи, возникавшие из струившейся из-под пальцев мелодии, стали олицетворением горячего, чувствительного, нежного и благородного испанского народа.

Мы совершили настоящее музыкальное путешествие по Испании, прикоснулись к тайнам ее волшебной музыки, танцев, почувствовали аромат цветника, соединившего в себе старинную музыку из различных областей Испании.

Домой я летела окрыленная. Пульс стучал кастаньетами, и душу переполняла глубокая благодарность: и за удивительный вечер, и за первый шаг навстречу, который так запросто, по-соседски сделала теперь уже моя хорошая знакомая.

 

Автор: Виктория Кочубей